- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- Плата за негативное воздействие: срез судебной практики за 2024 год
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Раздельный сбор ТКО и бумажных отходов
Ответственность за организацию обращения с отходами
Н. В. Бирюкова
Согласно письму Росприроднадзора от 06.12.2017 АА-10-04-36/26733 и структуре Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) указанные отходы (с кодами по ФККО 40512202605 и 44322101624) к ТКО не относятся, так как не входят в подтип (группу), который содержит в своем наименовании указание на отнесение к ТКО.
Учет отходов бумаги и картона. С 1 января 2019 года в
соответствии с новой редакцией статьи 18 Закона № 89-ФЗ (редакция от
25.12.2018) HOOЛP для объектов негативного воздействия (ОНВ), не относящихся к I или II
категории, не имеют самостоятельного юридического значения.
Однако учитывая, что раньше во всей положенной отчетности отражались отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605), целесообразно в целях уменьшения риска прибегнуть к следующему алгоритму:
1. Посчитать, сколько по общепринятому нормативу образуется отходов бумаги (как правильно указано в вопросе, это 10% от количества ежегодно потребляемой бумаги в соответствии с таблицей 3.1 Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления, 1999). Важно также не забыть про отходы коробок от упаковки бумаги, если они не используются для хранения архивных документов.
2. Если по расчетам с учетом максимального потребления бумаги с учетом округления получается более 0,1 тонны отходов в год, то такие отходы надо накапливать (с 1 января 2019 года в обязательном порядке согласно распоряжению Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р) и учитывать раздельно по конкретному наименованию (постоянно и в журнале учета отходов согласно Порядку, утвержденному приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, и в декларации о плате, и в статистической форме 2-ТП (отходы) как «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства»).
При этом сдать данные отходы можно в пункт приема макулатуры, там должны выписать справку что принято столько-то отходов в таком-то пункте для передачи такой-то организации на основании такого-то договора или соглашения.
Для обращения с отходами V класса опасности лицензия не нужна, поэтому проблем с представлением отчетности не возникнет.
Однако если отходов образуется в год достаточно мало и по правилам математического округления до десятых долей в соответствии с пунктом 11 Порядка учета (отходы IV и V классов опасности должны учитываться с точностью до десятых долей в тоннах), то формально в таблицах по данному отходу следует отображать нулевые значения по образованию.
Официальной позиции по данному вопросу Росприроднадзор пока не высказал, и соответствующая судебная практика отсутствует, поэтому рекомендую в частном порядке обратиться за разъяснением.
Объем данных
отходов при условии, что они выбрасываются совместно и, самое главное, в смеси
с прочим мусором, можно учесть в объеме мусора от офисных и бытовых помещений.
Договор со специализированной организацией, заключенный в целях сортировки (размещения, обезвреживания), мало чем поможет, только если там не будет указано, что данная организация обязуется извлечь из ваших отходов отходы бумаги и картона в полном объеме и передать их на утилизацию специализированному предприятию с представлением соответствующих подтверждающих документов.
Насколько эта схема юридически устойчива, тоже пока сложно сказать, потому что судебная практика по данному вопросу отсутствует. К тому же могут быть определенные требования регионального законодательства к раздельному сбору отходов (см. пример далее).
Ответственность и возможные последствия. Справедливости ради отметим, что прямо в федеральном законодательстве обязанность отходообразователей по раздельному сбору, в частности отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и прочих отходов из перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 189-р (далее - Перечень № 1589-р), не установлена, но согласно положениям пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Соблюдения этого требования в первую очередь будут спрашивать с образователей данных отходов. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством РФ.
Также требования к раздельному сбору отходов могут быть определены в нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ.
Например, постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981- ПП обязывает юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, обеспечивать раздельный сбор образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, а также в соответствии с содержанием в составе отходов токсичных веществ, с агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками (пункт 3.5), и в частности обеспечивать раздельный сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов (BMP), в соответствии с направлениями их использования и переработки (пункт 3.6).
Даже принято постановление правительства Москвы от 22.05.2007 № 391-ПП, которым утвержден Перечень вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке во вторичное сырье. В этот перечень входят в том числе отходы картона и бумаги.
При этом КоАП города Москвы содержит статьи, согласно которым:
- неосуществление раздельного сбора отходов влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 40 ООО рублей; на юридических лиц - 250 ООО рублей (статья 4.33);
- нарушение требований по раздельному сбору BMP, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 ООО рублей; на юридических лиц - 200 ООО рублей (статья 4.34, пункт 1);
- неосуществление раздельного
сбора BMP, подлежащих переработке
(обработке) во вторичное сырье, влечет за собой наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере 40 ООО рублей; на юридических лиц - 250 ООО
рублей (статья 4.34, пункт 2).
Об ответственности за несоблюдение требований пункта 8 статьи 12 Закона
№ 89-ФЗ также указывается в письме Минприроды России от 02.02.2018 № 12-44/3070:
«Отражение в отчетной документации сведений о захоронении отходов из Перечня
свидетельствует о несоблюдении соответствующим хозяйствующим субъектом
требований пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ».
В пункте 7 письма Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 говорится:
«В случае выявления территориальными органами Росприроднадзора фактов
захоронения отходов, входящих в Перечень 1589-р, с учетом пункта 2 Распоряжения
№ 1589-р, необходимо применять меры административного воздействия,
установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях».
Соответственно данное нарушение будет квалифицироваться по статье 8.2
КоАП РФ, согласно которой несоблюдение экологических и
санитарно-эпидемиологических
требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании,
транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и
потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными
веществами влечет за собой наложение административного штрафа:
- на граждан - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей;
- на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное
приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Таким образом, законодательно установлено, что образуемые в офисах отходы бумаги и картона с 1 января 2019 года запрещено размещать на полигоне. Стопроцентный вариант без рисков - раздельно накапливать отходы и сдавать по договору. Во всех остальных случаях риск привлечения к ответственности остается.
Технический отчет по обращению с отходами в 2019 году. Как уже было отмечено, с 1 января 2019 года в соответствии с
действующей редакцией статьи 18 Закона № 89-ФЗ НООЛР для ОНВ, не относящихся к I или II категории, не имеют
самостоятельного юридического значения. Поэтому, если категория вашего ОНВ не I
и не II, то отчет подавать
точно не нужно.
Аналогичная ситуация была в 2010 году, когда субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) освободили от разработки ПНООЛР: никто с СМСП, которым были ранее выданы лимиты, представления технического отчета не требовал, к ответственности за непредставление они не привлекались.
Разработка проекта ПДВ для аварийной ДГУ. С 1 января 2019 года все зависит от категории ОНВ. При наличии аварийной ДГУ в отсутствие иных источников негативного воздействия объекту, скорее всего, будет присвоена III категория негативного воздействия.
Согласно
пункту 4 статьи 22 Закона № 7-ФЗ (редакция от 29.07.2018) нормативы допустимых
выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных,
высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов
опасности), не рассчитываются для объектов
III категории.
Таким
образом, для ОНВ III категории в настоящее время
предусмотрен расчет нормативов допустимого выброса только в отношении радиоактивных,
высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными
свойствами (веществ I и II классов опасности). Об этом же говорится в информации Росприроднадзора
«Изменения природоохранного законодательства», размещенной 11 января 2019 года
на официальном сайте ведомства (http:/rpn.gov.ru).
Требования
к организации и оформлению расчета нормативов допустимого выброса в настоящий
момент не установлены. Согласно пункту 6 статьи 22 Закона № 7-ФЗ, методики и
(или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых
сбросов утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной
власти. Проект соответствующего приказа Минприроды России размещен в Интернете (regulation.gov.ru/projects#npa=66942).
При
эксплуатации ДГУ, как правило, в выбросах присутствует формальдегид, имеющий II класс опасности, поэтому надо смотреть паспорт на установку и
проводить реальные замеры, если возможно, или проводить расчет по действующей
методике. В любом случае по стационарному организованному источнику загрязнения
атмосферы, каким является ДГУ, должна быть проведена соответствующая
инвентаризация. Проект ПДВ как таковой с 1 января 2019 года не разрабатывается
никем.
Документы
1. Письмо Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА10-04-36/26733 «О направлении информации».
2. Приказ Росприроднадзора от 22.052017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»
3. Федеральный закон от 24.06,1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
4. Распоряжение Правительства РФ от 25.07,2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».
5. Приказ Минприроды России от 01,09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
6. Постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках».
7. Постановление правительства Москвы от 22.05,2007 № 391-ПП «Об утверждении Перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье».
8. Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
9. Письмо Минприроды России от 02.02.2018 № 12-44/3070 «О захоронении отдельных видов отходов».
10. Письмо Росприроднадзора от 02,04.2018 № АС-10-02-36/6274 «О направлении информации».
11. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30,12,2001 № 195-ФЗ.
12. Федеральный закон от 10,01,2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Опубликовано Журнал "Экология Производства" март, 2019 г.
- В журнале "Справочник эколога" № 5, 2025 г. опубликована статья "Почему приостановление действия лицензии по основанию отсутствия ГЭЭ не является правильным и полезным"
- Алла Дудникова 17 апреля 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Архангельске
- 09.04.2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступили на XXVII Всероссийском конгрессе "Государственное регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности"
- 08.04.2025 Надежда Бирюкова выступила на вебинаре Консорциум "Кодекс"
- 28 марта Алла Дудникова провела вебинар для руководителей и специалистов железнодорожной отрасли
- 26.03.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в VIII специализированной конференции по обращению с органическим отходами
- В журнале "Справочник эколога" № 2 и 3, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: срез судебной практики за 2024 год"
- 14.02.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по обращению с отходами Консультационного центра "Кодекс"
- 24 декабря 2024 года Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-практикуме ООО "Техэксперт"
- 12 декабря Надежда Бирюкова приняла участие в вебинаре ЦПО "Парадигма" "Подготовка к отчетной кампании за 2024 год"
- 9 декабря 2024 года Надежда Бирюкова приняла участие в вебинаре на платформе ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)»
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 25 ноября 2024 года Надежда Бирюкова выступила на форуме фирмы "Интеграл"
- 20.11.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXV Экологическом форуме
- 1, 5, 8 и 12 ноября Надежда Бирюкова приняла участие в вебинарах на платформе ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)»
- 31 октября 2024 года Надежда Бирюкова приняла участие в конференции ООО "Техэксперт"
- 8 октября Надежда Бирюкова выступила с лекцией в онлайн-практикуме ООО "Техэксперт"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- 12 и 30 сентября Надежда Бирюкова приняла участие в образовательных вебинарах в рамках проекта "Кузницы зелёных кадров России"
- 26 сентября Надежда Бирюкова приняла участие в вебинаре ЦПО "Парадигма" "Обращение с отходами и РОП: что ожидать и как действовать?"
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- 6, 9, 13 и 16 сентября Надежда Бирюкова приняла участие в вебинарах на платформе ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)»
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16 июля 2024 года Надежда Бирюкова выступила с лекцией в онлайн-практикуме ООО "Техэксперт"
- 23 мая 2024 года Надежда Бирюкова приняла участие в вебинаре для СНО факультета почвоведения МГУ по теме "Отходы - это зло? Что делать экологу"
- 22 мая 2024 года Надежда Бирюкова приняла участие в вебинаре по теме "Отходы или побочный продукт производства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости