Все публикации

 

                            Раздельный сбор ТКО и бумажных отходов

                            Ответственность за организацию обращения с отходами

Н. В. Бирюкова

Согласно письму Росприроднадзора  от 06.12.2017 АА-10-04-36/26733 и структуре Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) указанные отходы (с кодами по ФККО 40512202605 и 44322101624) к ТКО не относятся, так как не входят в подтип (группу), который содержит в своем наименовании указание на отнесение к ТКО.

Учет отходов бумаги и картона. С 1 января 2019 года в соответствии с новой редакцией статьи 18 Закона № 89-ФЗ (редакция от 25.12.2018) HOOЛP для объектов негативного воздействия (ОНВ), не относящихся к I или II категории, не имеют самостоятельного юридического значения.

Однако учитывая, что раньше во всей положенной отчетности отражались отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605), целесообразно в целях уменьшения риска прибегнуть к следующему алгоритму:

1. Посчитать, сколько по общепринятому нормативу образуется отходов бумаги (как правильно указано в вопросе, это 10% от количества ежегодно потребляемой бумаги в соответствии с таблицей 3.1 Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления, 1999). Важно также не забыть про отходы коробок от упаковки бумаги, если они не используются для хранения архивных документов.

2. Если по расчетам с учетом максимального потребления бумаги с учетом округления получается более 0,1 тонны отходов в год, то такие отходы надо накапливать (с 1 января 2019 года в обязательном порядке согласно распоряжению Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р) и учитывать раздельно по конкретному наименованию (постоянно и в журнале учета отходов согласно Порядку, утвержденному приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, и в декларации о плате, и в статистической форме 2-ТП (отходы) как «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства»).

При этом сдать данные отходы можно в пункт приема макулатуры, там должны выписать справку что принято столько-то отходов в таком-то пункте для передачи такой-то организации на основании такого-то договора или соглашения.

Для обращения с отходами V класса опасности лицензия не нужна, поэтому проблем с представлением отчетности не возникнет.

Однако если отходов образуется в год достаточно мало и по правилам математического округления до десятых долей в соответствии с пунктом 11 Порядка учета (отходы IV и V классов опасности должны учитываться с точностью до десятых долей в тоннах), то формально в таблицах по данному отходу следует отображать нулевые значения по образованию.

Официальной позиции по данному вопросу Росприроднадзор пока не высказал, и соответствующая судебная практика отсутствует, поэтому рекомендую в частном порядке обратиться за разъяснением.

Объем данных отходов при условии, что они выбрасываются совместно и, самое главное, в смеси с прочим мусором, можно учесть в объеме мусора от офисных и бытовых помещений.

Договор со специализированной организацией, заключенный в целях сортировки (размещения, обезвреживания), мало чем поможет, только если там не будет указано, что данная организация обязуется извлечь из ваших отходов отходы бумаги и картона в полном объеме и передать их на утилизацию специализированному предприятию с представлением соответствующих подтверждающих документов.

Насколько эта схема юридически устойчива, тоже пока сложно сказать, потому что судебная практика по данному вопросу отсутствует. К тому же могут быть определенные требования регионального законодательства к раздельному сбору отходов (см. пример далее).

Ответственность и возможные последствия. Справедливости ради отметим, что прямо в федеральном законодательстве обязанность отходообразователей по раздельному сбору, в частности отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и прочих отходов из перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 189-р (далее - Перечень № 1589-р), не установлена, но согласно положениям пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Соблюдения этого требования в первую очередь будут спрашивать с образователей данных отходов. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством РФ.

Также требования к раздельному сбору отходов могут быть определены в нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ.

Например, постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981- ПП обязывает юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, обеспечивать раздельный сбор образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, а также в соответствии с содержанием в составе отходов токсичных веществ, с агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками (пункт 3.5), и в частности обеспечивать раздельный сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов (BMP), в соответствии с направлениями их использования и переработки (пункт 3.6).

Даже принято постановление правительства Москвы от 22.05.2007 № 391-ПП, которым утвержден Перечень вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке во вторичное сырье. В этот перечень входят в том числе отходы картона и бумаги.

При этом КоАП города Москвы содержит статьи, согласно которым:

- неосуществление раздельного сбора отходов влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 40 ООО рублей; на юридических лиц - 250 ООО рублей (статья 4.33);

- нарушение требований по раздельному сбору BMP, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 ООО рублей; на юридических лиц - 200 ООО рублей (статья 4.34, пункт 1);

- неосуществление раздельного сбора BMP, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 40 ООО рублей; на юридических лиц - 250 ООО рублей (статья 4.34, пункт 2).

Об ответственности за несоблюдение требований пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ также указывается в письме Минприроды России от 02.02.2018 № 12-44/3070: «Отражение в отчетной документации сведений о захоронении отходов из Перечня свидетельствует о несоблюдении соответствующим хозяйствующим субъектом требований пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ».

В пункте 7 письма Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 говорится: «В случае выявления территориальными органами Росприроднадзора фактов захоронения отходов, входящих в Перечень 1589-р, с учетом пункта 2 Распоряжения № 1589-р, необходимо применять меры административного воздействия, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях».

Соответственно данное нарушение будет квалифицироваться по статье 8.2 КоАП РФ,  согласно которой несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет за собой наложение административного штрафа:

- на граждан - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей;

- на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, законодательно установлено, что образуемые в офисах отходы бумаги и картона с 1 января 2019 года запрещено размещать на полигоне. Стопроцентный вариант без рисков - раздельно накапливать отходы и сдавать по договору. Во всех остальных случаях риск привлечения к ответственности остается.

Технический отчет по обращению с отходами в 2019 году. Как уже было отмечено, с 1 января 2019 года в соответствии с действующей редакцией статьи 18 Закона № 89-ФЗ НООЛР для ОНВ, не относящихся к I или II категории, не имеют самостоятельного юридического значения. Поэтому, если категория вашего ОНВ не I и не II, то отчет подавать точно не нужно.

Аналогичная ситуация была в 2010 году, когда субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) освободили от разработки ПНООЛР: никто с СМСП, которым были ранее выданы лимиты, представления технического отчета не требовал, к ответственности за непредставление они не привлекались.

Разработка проекта ПДВ для аварийной ДГУ. С 1 января 2019 года все зависит от категории ОНВ. При наличии аварийной ДГУ в отсутствие иных источников негативного воздействия объекту, скорее всего, будет присвоена III категория негативного воздействия.

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона № 7-ФЗ (редакция от 29.07.2018) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности), не рассчитываются для объектов  III категории.

Таким образом, для ОНВ III категории в настоящее время предусмотрен расчет нормативов допустимого выброса только в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности). Об этом же говорится в информации Росприроднадзора «Изменения природоохранного законодательства», размещенной 11 января 2019 года на официальном сайте ведомства (http:/rpn.gov.ru).

Требования к организации и оформлению расчета нормативов допустимого выброса в настоящий момент не установлены. Согласно пункту 6 статьи 22 Закона № 7-ФЗ, методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Проект соответствующего приказа Минприроды России размещен в Интернете (regulation.gov.ru/projects#npa=66942).

При эксплуатации ДГУ, как правило, в выбросах присутствует формальдегид, имеющий II класс опасности, поэтому надо смотреть паспорт на установку и проводить реальные замеры, если возможно, или проводить расчет по действующей методике. В любом случае по стационарному организованному источнику загрязнения атмосферы, каким является ДГУ, должна быть проведена соответствующая инвентаризация. Проект ПДВ как таковой с 1 января 2019 года не разрабатывается никем.

Документы

1. Письмо Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА10-04-36/26733 «О направлении информации».

2.  Приказ Росприроднадзора от 22.052017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»

3. Федеральный закон от 24.06,1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4. Распоряжение Правительства РФ от 25.07,2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».

5. Приказ Минприроды России от 01,09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

6. Постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и по­требления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках».

7. Постановление правительства Москвы от 22.05,2007 № 391-ПП «Об утверждении Перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье».

8.  Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об администра­тивных правонарушениях».

9. Письмо Минприроды России от 02.02.2018 № 12-44/3070 «О захоронении отдельных видов отходов».

10. Письмо Росприроднадзора от 02,04.2018 № АС-10-02-36/6274 «О на­правлении информации».

11. Кодекс РФ об административных пра­вонарушениях от 30,12,2001 № 195-ФЗ.

12. Федеральный закон от 10,01,2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».


                              Опубликовано Журнал "Экология Производства" март, 2019 г.








          

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика