Все публикации

 

А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»

А.А. Самохина,  начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

 

Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства

 

Климатическое законодательство в России в настоящее время находится в стадии формирования. Массив климатического законодательства представлен большим количеством программных и стратегических документов, регулярно поручающих правительству «создать и разработать».

Тем не менее, уже приняты и рабочие документы, обязывающие участников климатического регулирования совершать определенные действия.

Рассмотрим перечень документов, составляющих основу климатического законодательства, и поговорим о том, на что следует обратить особое внимание.

 

Нормативная база

 

Среди законов, в первую очередь, это головной закон рассматриваемой подотрасли – Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (Закон № 296-ФЗ).

 

Среди основных рабочих документов Правительства РФ:

- Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. № 2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов» (Распоряжение № 2979-р);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 355 "О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям" (Постановление № 355);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 № 707 (ред. от 29.10.2022) "Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Постановление № 707);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 № 455 "Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов".

 

Основные «рабочие» НПА министерств и ведомств:

- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.05.2022 № 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" (зарегистрирован в Минюсте России от 29.07.2022 № 69451) (Приказ № 371).

Это наиболее важная часть документов, принятых в климатической отрасли, как раз устанавливающая обязывающие требования. Также активно разрабатываются и принимаются в данной сфере ГОСТы.

 

Основные положения нормативной базы

 

В статье 3 Закона № 296-ФЗ изложены принципы ограничения выбросов парниковых газов:

«2) обязательность регулярного представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов;

3) обязательность выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;

4) добровольность реализации климатических проектов;»

 

Согласно статье 4 Закона № 296-ФЗ меры по ограничению выбросов парниковых газов включают:

«1) государственный учет выбросов парниковых газов;

2) установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;

3) поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.»

Нюансы реализации данных положений прописаны в следующих статьях Закона.

Учет выбросов, согласно статье 8 Закона № 296-ФЗ, осуществляется в форме реестра парниковых газов и ведется в отношении парниковых газов, определяемых правительством РФ, на сегодняшний день – это Распоряжение N 2979-р. В перечне регулируемых веществ Распоряжения N 2979-р содержится 7 позиций: CO2, CH4, N2O, SF6, Гидрофторуглероды (ГФУ) – 19 наименований веществ, Перфторуглероды (ПФУ) – 9 наименований веществ, NF3.

 

Целевые показатели определяются в соответствии со статьей 6 Закона № 296-ФЗ:

«1. Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания на федеральном уровне, с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации.

2. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.»


продолжение статьи

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика