- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- "С кем экоспорить?"
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»
Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
Климатическое законодательство в России в настоящее время находится в стадии формирования. Массив климатического законодательства представлен большим количеством программных и стратегических документов, регулярно поручающих правительству «создать и разработать».
Тем не менее, уже приняты и рабочие документы, обязывающие участников климатического регулирования совершать определенные действия.
Рассмотрим перечень документов, составляющих основу климатического законодательства, и поговорим о том, на что следует обратить особое внимание.
Нормативная база
Среди законов, в первую очередь, это головной закон рассматриваемой подотрасли – Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (Закон № 296-ФЗ).
Среди основных рабочих документов Правительства РФ:
- Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. № 2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов» (Распоряжение № 2979-р);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 355 "О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям" (Постановление № 355);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 № 707 (ред. от 29.10.2022) "Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Постановление № 707);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 № 455 "Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов".
Основные «рабочие» НПА министерств и ведомств:
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.05.2022 № 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" (зарегистрирован в Минюсте России от 29.07.2022 № 69451) (Приказ № 371).
Это наиболее важная часть документов, принятых в климатической отрасли, как раз устанавливающая обязывающие требования. Также активно разрабатываются и принимаются в данной сфере ГОСТы.
Основные положения нормативной базы
В статье 3 Закона № 296-ФЗ изложены принципы ограничения выбросов парниковых газов:
«2) обязательность регулярного представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов;
3) обязательность выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;
4) добровольность реализации климатических проектов;»
Согласно статье 4 Закона № 296-ФЗ меры по ограничению выбросов парниковых газов включают:
«1) государственный учет выбросов парниковых газов;
2) установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;
3) поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.»
Нюансы реализации данных положений прописаны в следующих статьях Закона.
Учет выбросов, согласно статье 8 Закона № 296-ФЗ, осуществляется в форме реестра парниковых газов и ведется в отношении парниковых газов, определяемых правительством РФ, на сегодняшний день – это Распоряжение N 2979-р. В перечне регулируемых веществ Распоряжения N 2979-р содержится 7 позиций: CO2, CH4, N2O, SF6, Гидрофторуглероды (ГФУ) – 19 наименований веществ, Перфторуглероды (ПФУ) – 9 наименований веществ, NF3.
Целевые показатели определяются в соответствии со статьей 6 Закона № 296-ФЗ:
«1. Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания на федеральном уровне, с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации.
2. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.»
- 4 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- В журнале "ЭкоСпоры" № 4, 2025 г. опубликована статья "С кем экоспорить?"
- 16 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе видео-лекций ИПК "Интеграл"
- В журнале "Справочник эколога" № 6, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: обзор судебной практики за I квартал 2025 года"
- 3 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- 6 июня 2025 года Надежда Бирюкова приняла участие в качестве докладчика на Круглом столе «Проблемы и решения в области обращения с отходами»
- В журнале "Справочник эколога" № 5, 2025 г. опубликована статья "Почему приостановление действия лицензии по основанию отсутствия ГЭЭ не является правильным и полезным"
- 22 мая 2025 года Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXVI Экологическом форуме
- Алла Дудникова 17 апреля 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Архангельске
- 09.04.2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступили на XXVII Всероссийском конгрессе "Государственное регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности"
- 08.04.2025 Надежда Бирюкова выступила на вебинаре Консорциум "Кодекс"
- 28 марта Алла Дудникова провела вебинар для руководителей и специалистов железнодорожной отрасли
- 26.03.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в VIII специализированной конференции по обращению с органическим отходами
- В журнале "Справочник эколога" № 2 и 3, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: срез судебной практики за 2024 год"
- 14.02.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по обращению с отходами Консультационного центра "Кодекс"
- Все новости