Все публикации

 

Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности

 

Н. В. Бирюкова, начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ»

 

Самые важные вопросы сейчас: когда необходимо реги­стрироваться в государственной информационной систе­ме учета и контроля за обращением с отходами I и II клас­сов опасности (далее - ФГИС ОПВК, система), что учесть при заключении договора с Федеральным экологическим оператором (далее - ФГУП «ФЭО») и каковы требования к вывозу отходов?

Особенно остро эти вопросы встали после волны пре­достережений от Росприроднадзора и вызовов на ковер в прокуратуру.

Положение о необходимости своевременно предостав­лять полные, актуальные и достоверные сведения во ФГИС ОПВК (п. 6 ст. 14.3 Закона № 89-ФЗ1) действует с июля 2019 г. Практическая возможность направлять сведения появи­лась с 1 декабря 2021 г., после официального запуска ФГИС ОПВК в промышленную эксплуатацию.

При этом какие-то конкретные сроки, в которые дол­жна быть внесена первая информация и пройдена реги­страция, не установлены.

ФГУП «ФЭО» официально начало свою деятельность, в том числе и как оператор системы, с 1 марта 2022 г. (п. 2 ст. 14.1 Закона № 89-ФЗ1). До этой даты оно в принципе не имело полномочий верифицировать сведения.

При этом в отношении обычных хозяйствующих субъек­тов вся эта система распространяется только на образователей отходов. Соответственно, если в этом году с 1 марта ОПВК у вас не образовывались, то наказывать вас не за что и реги­стрироваться прямо сейчас нет необходимости.

Однако если уже зарегистрировались, то в случае ка­ких-либо изменений в тех сведениях, которые указали, включая появление новых отходов, вы обязаны отразить их в системе в течение 10 рабочих дней (см. п. 14 Положе­ния о ФГИС ОПВК2).

На это же Положение2 ссылается ФГУП «ФЭО», когда говорит о сро­ках, в течение которых необходимо зарегистрироваться в систе­ме после появления отходов. Поэтому, если нет особого желания спорить, то лучше зарегистрироваться, хотя какие-то конкретные сроки не установлены, в том числе и на заключение договора. Со­гласитесь, странно будет выглядеть привлечение к ответственно­сти за условно «несвоевременную регистрацию» или «отсутствие договора».

При этом уже планируют ввести новые штрафы, а по­ка привлечь к ответственности могут разве что по общей ст. 8.1 КоАП РФ (правда, непонятно, за что именно) или по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в случае нарушения сроков предельного на­копления отходов или передачи их ненадлежащему лицу.

В отношении этих сроков есть несколько интересных моментов, и первый - «опечатка» в формулировке п. 3 ст. 3 Закона № 225-ФЗ3, согласно которой ранее заключенные договоры на обращение с ОПВК действуют с 1 марта 2022 г., если меньший срок не предусмотрен такими дого­ворами. Эту «опечатку» планировали исправить и даже по­явился проект, но потом, видимо, решили, что она не кри­тична, так как все такие отходы должны передаваться во ФГУП «ФЭО». Вместе с тем, если у вас смелые юристы и безвыходная ситуация (договор с ФЭО заключить не мо­жете, а вывозить надо было уже вчера), то можно попро­бовать воспользоваться этой «дырой». Обоснование: не мо­жете допустить нарушения санитарных требований.

Второй момент - это сами санитарные требования. В соответствии с природоохранным законодательством накапливать отходы можно 11 мес., но согласно п. 224 СанПиН 2.1.3684-214 содержание специфических для отхо­да вредных веществ в воздухе закрытых помещений не­обходимо измерять по мере накопления отходов не реже 1 раза в 6 мес. И если санитарный критерий предельного накопления нарушен, отходы подлежат немедленному вы­возу, а сделать это в новой системе невозможно. Получает­ся, полгода отходы лучше не накапливать, а учитывая си­туацию с заключением договора и организацией вывоза, лучше приниматься за эту работу сразу после образования отходов.

Ну и, как говорится, вишенка на торте - в соответствии с ч. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ1 все участники системы дол­жны вести работу в соответствии с федеральной схемой по обращению с ОПВК. Вроде бы она даже утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации, но в открытом доступе отсутствует. Остается лишь наде­яться, что ФГУП «ФЭО» ее соблюдает.

Справедливости ради отметим, что ФГУП «ФЭО» ведет очень хорошую работу с пользователями, продолжает со­вершенствовать сервис и методические указания по рабо­те с ним. Так, по сравнению с началом марта Руководство пользователя увеличилось более чем в 2 раза.

В частности, решен вопрос с регистрацией и ра­ботой филиалов: филиалы регистрируются как от­дельные площадки мест накопления отходов, а дого­вор можно заключить отдельно с каждым филиалом. Решен вопрос с регистрацией нерезидентов на Го­суслугах, разработана форма доверенности. На сай­те ФГУП «ФЭО» размещен полный пакет документов федерального оператора, необходимый для заключе­ния договора, создан раздел с ответами на часто за­даваемые вопросы.

К началу июня ФГУП «ФЭО» даже начало заклю­чать типовые договоры по установленной форме. При этом при всей суперинтеграции с остальными системами в обязательном порядке для руководите­ля организации необходимо подгрузить последнюю выписку из ЕГРЮЛ и приказ о назначении или фраг­мент из устава в одном файле.

 

Заключение договора с федеральным оператором

 

Юридически заключить договор стало возмож­ным только в начале апреля, после вступления в силу приказа ФАС России об установлении тарифов5, од­нако некоторым предприятиям удалось это сделать раньше - с «нулевой» стоимостью договора. Кста­ти, тарифы утверждены без НДС, поэтому не удив­ляйтесь, что сумма в договоре вроде как не сходится: в ней учтен НДС, равный 20%.

При этом сначала договор заключался не по утвер­жденной типовой форме6, а по ее проекту. К началу июня ФГУП «ФЭО» опомнилось и у всех пользовате­лей текст договора поменяло на утвержденную ти­повую форму, но сразу с «неотъемлемым» допол­нительным соглашением. Без предупреждения, без официальных разъяснений.

В соответствии с п. 2 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ1 и п. 33 Типового договора6, договор действитель­но может включать дополнительное соглашение, но только при согласии сторон и без положений, противоречащих законодательству. Однако природопользователей никто не спрашивает, договор тех­нически можно подписать только с дополнительным соглашением.

Закон не обязывает отходообразователя заключать договор только через ФГИС ОПВК. Это право, а не обязанность. Хотя, разумеется, целесообразно вести электронный документооборот потому что для бумажной работы у ФГУП «ФЭО» просто нет ресурсов.

Ситуация усугубляется также тем, что законодатель­ство в принципе не предусматривает порядок заключения типового договора по аналогии с заключением догово­ра на обращение с ТКО (и почему не учимся на ошибках?), то есть оно не ограничивает ФГУП «ФЭО» в продолжитель­ности рассмотрения договоров, дополнительных соглаше­ний и разногласий, направленных на бумаге. Да, если вы неоднократно писали, звонили, а реакции нет, то остает­ся только идти в прокуратуру или суд. Или заключать до­говор с ФГУП «ФЭО» на его условиях, принимая все рис­ки.

Отметим, что в дополнительном соглашении есть и по­ложительные моменты, например внесение 30%-го аван­са от стоимости заявки, а не договора. Также не все гру­зы надо транспортировать как опасные, вырисовывается более четкая структура взаимодействия. Однако не реша­ются вопросы возврата тары, предоставления подтверж­дающих документов, необходимых для заполнения от­четности, нет компенсаций за маржинальные отходы, как и процедуры возврата продуктов утилизации или об­работки (ст. 220 Гражданского кодекса РФ) и т. д.

В рамках договорной работы целесообразно рассмо­треть также включение запрета на передачу отходов на размещение, так как в противном случае в силу поло­жений ст. 23 Закона № 89-ФЗ1 плату за размещение отхо­дов придется вносить именно отходообразователю, осо­бенно в отношении отходов, которые не входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации8.

 

На что следует обратить внимание при рассмотрении дополнительного соглашения

 

1. В преамбуле договора не указываются представители организаций, имеющие право действовать от имени организации (для отходообразователей такую опцию планируют все же предусмотреть в будущем].

2.         Предлагается сократить срок окончательного расчета до 7 [вместо 10] рабочих дней после подписания сторонами акта об оказании услуг,

3.         Из п. 9 договора исчезает формулировка «исполнение обязательств федеральным оператором».

4.         Срок уведомления заказчика о предстоящем вывозе отходов сокраща­ется с 10 до 5 рабочих дней.

5.         Внесены правки в подп. «д» п. 12; заказчика обязуют подготовить отхо­ды для транспортирования в упаковке, соответствующей в том числе Методическим указаниям по транспортированию отходов I и II классов опасности7. Эти Методические указания ФГУП «ФЭО» нужно изучить очень внимательно, поскольку после подписания дополнительного со­глашения его выполнение становится обязательным.

6.         Договор дополнен подп. «к» п, 12, согласно которому заказчик обязан возместить федеральному оператору фактически понесенные им до­кументально подтвержденные расходы, возникшие по вине заказчика, в том числе оплаченные федеральным оператором штрафы, пени, не­устойки.

7.         Предлагается установить минимальные сроки вывоза отходов (не ме­нее 90 дней с момента согласования заявки), в том числе для конкретных широко распространенных видов (отходы ртутьсодержащих ламп, хими­ческих источников тока, включая батарейки, и аккумуляторов).

8.         Уточняются сроки и порядок приемки отходов и документооборота. При этом даже если федеральный оператор не получил от заказчика подписанный акт об оказании услуг или замечания к нему в течение 5 рабочих дней с момента направления такого акта, акт признается под­писанным, а услуги выполненными в полном объеме и подлежащими оплате.

9.         Предлагается дополнить договор п. 38.1, в котором определены права собственности на продукты переработки и отходы, образовавшиеся в ре­зультате оказания услуг по договору (по умолчанию возникают у феде­рального оператора).

Согласно новой редакции п. 41 договора, весь документооборот пред­полагается вести только в электронном виде в райках ФГИС ОПВК, за ис­ключением некоторых случаев.

продолжение статьи

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика