Все публикации

 

 

М.С. Дивович,

генеральный директор ООО «ЭКОТИМ», канд. техн. наук, старший научный сотрудник

 

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

 

СЛОЖНОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОНОВЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ В РАСЧЕТАХ РАССЕИВАНИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

 

Один из основных принципов права и нормотворчества – нормы должны читаться однозначно. Но чем бы тогда занимались юристы? В статье пытаемся разобраться, что имел в виду нормотворец, излагая нормы, посвященные фоновым концентрациям и расчетам допустимых выбросов.

 

Расчет рассеивания загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферном воздухе при разработке проектной документации (проектов СЗЗ [1], НДВ [2] (в т.ч. в составе КЭР [3] и ДВОС [4])) в соответствии с требованиями действующих НПА должен учитывать фоновые концентрации ЗВ (НДВ – п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 16 Закона № 96-ФЗ [5]; СЗЗ – п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [6]).

Здесь у проектировщиков накопилось немало вопросов, на которые мы попытаемся ответить.

 

ДЛЯ КАКИХ ВЕЩЕСТВ НЕОБХОДИМ УЧЕТ ФОНА?

Относительно НДВ все четко прописано в НПА: при разработке НДВ сначала нужно определить перечень веществ, по которым запрашиваем фон (п. 35 Методики № 581 [7]), т.е.:

1) провести расчет рассеивания;

2) посмотреть, по каким веществам концентрации ЗВ превышают 0,1 ПДК за границами земельного участка, на котором расположен объект;

3) по этим веществам запросить фоновые концентрации.

С разработкой проекта СЗЗ такой четкости нет. Однако напомним, что НПА, касающиеся подтверждения соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, распределены между двумя сферами законодательства, при этом ни одна из них не имеет полноценной нормативной базы в этой части. В частности, нормативы качества воздуха установлены санитарным законодательством (СанПиН 1.2.3685-21 [8]), а механизм расчета для проверки их соблюдения – экологическим (Методами № 273 [9]).

Сложилась практика совместного применения НПА из смежных сфер для достижения целей каждой из них: при отсутствии норм в одной из отраслей применяют нормы другой (причем не всегда как аналогию закона), возникло отсылочное регулирование. Так, Закон № 7-ФЗ [10] отсылает к гигиеническим нормативам, а Методы № 273, как ни странно, содержат главу, посвященную СЗЗ, без всяких (в свою очередь) отсылок к ним со стороны санитарно-эпидемиологического законодательства. Санитарно-эпидемиологическое законодательство – особая сфера, разработка проектов СЗЗ зачастую происходит по неведомым правилам, вот и приходится гадать.

 

К слову

Считается, что аналогия закона недопустима в административном праве. На самом деле вывод делается исходя из постулата о недопустимости применения институтов аналогии закона и аналогии права в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей. Например, если предусмотрена ответственность за выгул собаки без намордника, то нельзя оштрафовать за выгул кошки без намордника. В случае же, когда обязанность оценить воздействие есть, а методика оценки воздействия изложена недостаточно полно, без аналогии закона остается действовать только «по понятиям». На деле – по понятиям, имеющимся у согласующих расчет лиц.

 

Так, соответствующая норма (п. 35 Методики № 581) в экологическом законодательстве существует. Хотя необходимость учета фона по веществу появляется, когда его приземная концентрация по результатам расчета рассеивания превышает значение 0,1 ПДК за границами земельного участка, на котором расположен объект, на практике принято считать, что обязанность учитывать фоновые концентрации ЗВ уточнена подзаконными актами к Закону № 96-ФЗ, поэтому фон и в случае разработки проекта СЗЗ учитывается только для тех веществ, концентрации которых за границами предприятия превышают 0,1 ПДК. Это корреспондируется с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 [11], где указано, что под источниками воздействия понимаются источники, создающие 0,1 ПДК за границей промышленной площадки.

 

КАК И ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ФОНОВЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ?

Подход к учету фоновых концентраций загрязняющих веществ изменился в 2019 году, когда в Законе № 96-ФЗ появились положения о проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, а одновременно с этим был уточнен порядок формирования данных о фоне.

В соответствии с п. 2.3 ст. 12 Закона № 96-ФЗ установлены следующие способы получения данных о фоне:

1. В общем случае – получение данных на основании наблюдений (мониторинга), которые организует Росгидромет в соответствии с методическими указаниями Минприроды России. В настоящее время действуют Методические указания по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха, утвержденные приказом Минприроды России от 22.11.2019 № 794 (далее – Методические указания № 794).

2. В городах проведения эксперимента по квотированию выбросов -получение данных на основании сводных расчетов загрязнения атмосферы, проведение которых организуется исполнительными органами субъектов РФ.

3. Пунктом 17 Методических указаний № 794 предусмотрен еще один путь получения данных при отсутствии в населенном пункте постов наблюдения за фоном: для городов с населением менее 100 тыс. человек – на основании данных наблюдений, проведенных в городах-аналогах (аналогичных по численности населения, характеризующей уровень социально-экономического развития территории, климатическим условиям распространения загрязняющих веществ в рассматриваемом физико-географическом районе).


продолжение статьи

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика