Все публикации

 

А.Г Дудникова,

заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»

Н.В. Бирюкова,

начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ»

 

Судебная практика в отношении вскрышных пород

 

В статье «Объяснение через демонстрацию абсурда» м. Дудникова А.Г Объяснение через демонстрацию абсурда // ЭкоСпоры. 2022. № 4) мы рассмотрели пример положитель­ной практики из личного опыта автора: насколько трудно было преодолеть мнение суда о том, что «если данное наименование есть в ФККО, то это - отход!», и какие креативные приемы помогли это сделать. В этой статье рассмотрим общедоступную судебную практику по схо­жим проблемам, возникающим у недропользователей в отношении вскрышных пород.

 

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.05.2020 Ф02-7278/2019 по делу № А69-3006/2018

Росприроднадзор взыскал с недропользователя плату за размещение вскрышных пород на внешнем отвале. Суд посчитал, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления (в т.ч. вскрыш­ных пород, образующихся при добыче полезных ископаемых):

- фактически является размещением (захоронением) отходов;

- возможна только при наличии положительного заключения государственной эколо­гической экспертизы.

В отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы размещенные в таких объектах отходы не могут рассматриваться как безопасные и исклю­чающие негативное воздействие на окружающую среду. Их исключение из лимитов и пла­тежной базы при исчислении платы не может рассматриваться (пп. 6, 14 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020), далее – Правила № 255) даже при том, что проектная документация «Ведение горных работ по добыче угля с приме­нением комплекса глубокой разработки пластов» имеет положительное заключение 2011 г., что подтверждает ее соответствие экологическим требованиям.

При этом суд установил:

В соответствии с п. 10 ст. 18 Закона об отходах (в редакции, действующей до 31.12.2018) в лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, использу­емые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.

При определении платежной базы лицами, обязанными вносить плату в соответствии с абз. 2 п. 5 Правил № 255, не учитываются объемы или массы вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, исполь­зованных при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации согласно законодательству РФ в области обращения с отходами, не включаемые в лимиты на размещение отходов (п. 14 Правил № 255 (в ред., действовавшей до 31.12.2018)).

Следовательно, указанными выше нормами фактически установлена льгота и освобождение организаций, которые используют данные отходы в соответствии с проектами для ликвидации горных выработок, от включения их в лимиты и платежную базу при исчислении платы. Почему же суд не посчитал возможным недропользователю вос­пользоваться данной льготой? Факт размещения вскрышных пород во внешних отва­лах лицами, участвующими в деле, не оспаривался, согласно позиции заявителя, отвал вскрышных пород является элементом рекультивации.

Представляется такая картина: отвал - место размещения отходов. Размещение явля­ется платным и включает не только захоронение, но и хранение. Бесплатным является именно использование для ликвидации горных выработок, а пока отход хранится в отвале более 11 месяцев, это хранение, а не использование, и оно должно быть оплачено. Льгот для хранения «элементов рекультивации» не предусмотрено.

 

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.09.2019 № Ф03-3714/2019 по делу № А59-6693/2018

Из текста этого постановления можно сделать вывод, что Росприроднадзор совместно с судом помогал зарабатывать местному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования.

В результате производственной деятельности общества по добыче рудных полезных ископаемых образовывались вскрышные породы, которые внесены в ФККО с присвоением кода 2 11 111 11 20 5 (вскрышная порода при добыче угля открытым способом), т.е. для дан­ного вида отходов установлен V класс опасности для окружающей среды. Однако в ходе пла­новой проверки Росприроднадзор взял пробу данного отхода и определил IV класс опасности. Суд отказал обществу в независимой экспертизе.

Потребность завысить опасность стандартного отхода вскрышных пород, т.е. природного компонента, у Росприроднадзора возникла ради того, чтобы обязать сотрудников общества, допущенных к обращению с отходами, пройти профессиональное обучение либо дополнительное профессиональное образование, необходимые для работы с отходами I—IV классов опасности.

На мнение суда не повлиял тот факт, что вскрышные породы извлекаются механическим способом и никак не становятся более вредными, чем их создала природа.

продолжение статьи

статистика