Все публикации

 

А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»


О НОВОМ ПЕРЕЧНЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ


Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р об утверждении нового перечня загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию (далее — Перечень загрязняющих веществ), предполагало, что ранее производился учет непоименованных веществ.


ПРОЕКТ НОВОГО ПЕРЕЧНЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Старый Перечень (Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, утратил силу) при его применении в процессах нормирования и исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) вызывал вопросы, которые мы уже рассматривали ранее (см. Дудникова А.Г., Самохина А.А. Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась. Справочник эколога. 2021. № 8. С. 48–60).

Наличие проблем государственный орган латал своими письмами. Например, именно из писем следовала необходимость нормировать и платить за вещества, непоименованные в старом Перечне, но относящиеся к взвешенным веществам. Это мы еще обсудим далее. В связи с наличием проблем (по твердым веществам и не только) интерес вызывал проект (см. regulation.gov.ru/projects#npa=135456) нового Перечня, который в свое время мы подробно изучили. В нем акцент был сделан на дополнение раздела I «Для атмосферного воздуха» — попытка устранить проблемы, вызванные отсутствием в Перечне загрязняющих веществ поименно перечисленных наиболее распространенных твердых веществ.
Во время действия старого Перечня выброс твердых веществ под государственное регулирование подводился в рамках следующих общих позиций:
- взвешенные частицы PM10;
- взвешенные частицы PM2,5;
- взвешенные вещества.
Помимо этих позиций, еще только соединения отдельных металлов были прописаны в старом Перечне индивидуально.
Такое обобщение и вызывало споры:
с одной стороны, раз поименное конкретное загрязняющее вещество не указано в Перечне загрязняющих веществ, то и государственному регулированию оно не подлежит;
с другой стороны, все, что не относится к РМ10, РМ2,5 и перечисленным в Перечне загрязняющих веществ индивидуальным веществам, которые являются твердыми, можно отнести к взвешенным веществам, а значит, учитывать нужно.
Проектом же в Перечень загрязняющих веществ предусматривалось добавление и таких часто встречающиеся в выбросах хозяйствующих субъектов веществ, как диЖелезо триоксид, натрий гидроксид, так и всяческих видов пыли (пыль бумаги, пыль древесная, пыль мучная, пыль абразивная и т.п.).
При установленной (см. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871) необходимости применять в процессе инвентаризации выбросов инструментальные методы определения количества выбросов, а также учитывая, что контроль установленных нормативов также должен вестись инструментально, природопользователей ждали бы новые проблемы. Как, например, производитель изделий из различных видов пластика при инструментальном измерении разделял бы на своем производстве количество пыли полиамида, пыли поливинилхлорида, пыли полипропилена и пыли полистирола?
К тому же такое пополнение Перечня загрязняющих веществ «пылью» заставляет задуматься о соответствии его требованиям п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023):

1. Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:

- с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

- с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

- при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Для измерения же таких загрязняющих веществ (различных видов пыли) нет отдельной методики по каждому веществу, можно определить лишь общее количество пыли.
Но, по нашему опыту, изучение проекта нормативного правового акта особого смысла не имеет, если нет намерения бороться за его содержание, т.к. утвержденная версия может сильно отличаться от проектной и по факту некоторые формулировки из проекта могут так и остаться невоплощенными. Так и здесь: не все мысли, навеянные изучением проекта, утвердились при ознакомлении с принятым его текстом.

продолжение статьи

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика