- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
«РЕГУЛЯТОРНАЯ
ГИЛЬОТИНА»: ОБЗОР ПЕРЕЧНЯ НЕАКТУАЛЬНЫХ НПА
А.А. Самохина
Одним
из новых витков реформы контрольно-надзорной деятельности, запущенной в 2016
г., стала «регуляторная гильотина». В начале 2019 г. Дмитрий Медведев дал ряд поручений,
направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций, что положило начало формированию
механизма «регуляторной гильотины».
Так, Правительству РФ с участием федеральных органов
исполнительной власти было поручено организовать механизм правового
регулирования «регуляторная гильотина», федеральным органам исполнительной
власти — разработать планы мероприятий («дорожные карты») по реализации данного
механизма в отдельных сферах государственного контроля (надзора).
К СВЕДЕНИЮ
Под «регуляторной гильотиной» подразумевается
формирование системы актуализированных обязательных требований, а также по
прекращению действия устаревших нормативных правовых актов (далее — НПА) в данной
сфере. Основная цель «регуляторной гильотины» — сокращение административной
нагрузки на бизнес.
Предполагается, что в рамках «регуляторной гильотины» будут пересмотрены действующие по настоящее время требования НПА, в первую очередь принятых в советские годы, в т.ч. в области экологии. Не отвечающие современному уровню технологического развития в соответствующих сферах требования будут отменены (в большей части речь идет о требованиях НПА времен СССР) или изменены. Помимо этого, планируется внести изменения в основные законы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность.
ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ "РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ"
В ходе выполнения поручения Правительством РФ
был разработан план по реализации механизма «регуляторной гильотины».
Планом, предполагаемым к реализации в
2019-2020 гг., предусматривается в том числе подготовка федеральных законов «О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации» и «Об обязательных требованиях», а также принятие других федеральных
законов и подзаконных актов к ним, направленных на актуализацию и систематизацию
обязательных требований в отдельных сферах (в каких именно — не
конкретизировано).
Кроме этого, планом предполагается подготовка
постановлений Правительства РФ, предусматривающих признание утратившими силу с
01.01.2021 принятых ранее НПА.
Пока федеральные законы «О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об
обязательных требованиях» находятся
на уровне законопроектов.
Появившиеся проекты постановлений Правительства РФ об
отмене неактуальных НПА в части экологии рассмотрим ниже.
НЕАКТУАЛЬНЫЕ НПА
В соответствии с Поручением Правительства РФ
от 11.09.2019 Минюст России подготовил проект Постановления Правительства РФ,
предусматривающий признание утратившими силу или недействующими на территории
Российской Федерации с 01.02.2020 правовых актов СССР и
РСФСР.
Проектом Постановления отменяются акты, содержащие
устаревшее регулирование, акты, имеющие статус «действующие», но не
применяющиеся на практике. Это действительно так, поэтому содержание проекта
не очень интересно — реальное снижение воздействия на бизнес в части
экологии не видится. Сюда попали следующие Постановления Совета
Министров РСФСР:
Дата и номер |
Название |
от 31.05.1973 № 296 |
«Об усилении охраны природы и улучшении
использования природных ресурсов» |
от 28.03.1979 № 167 |
«0
дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования
природных ресурсов» |
от 19.10.1990 № 450 |
«Вопросы Государственного комитета РСФСР по
экологии и природопользованию» |
от 31.12.1960 № 1966 |
«Об
организации государственного ветеринарного надзора за рыбохозяйственными
водоемами РСФСР» |
от 30.03.1967 № 228 |
«0 мероприятиях по удалению, переработке и
использованию бытового мусора» |
от 19.11.1982 № 603 |
«Об улучшении использования промышленных
(деловых) отходов черных металлов» |
от 13.03.1981 № 144 |
«0 мерах
по дальнейшему развитию производства товаров народного потребления из
местного сырья и отходов на предприятиях республиканских министерств и
ведомств РСФСР и потребительской кооперации» |
Дата и номер |
Название |
от 19.07.1982 № 409 |
«Об
утверждении Положения о Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по охране
окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов» |
от 12.06.1984 № 250 |
«Об
утилизации, обезвреживании и захоронении токсичных промышленных отходов» |
от 15.05.1987 № 197 |
«О мерах
по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов
бассейна озера Байкал в 1987-1995 годах» |
от 02.07.1987 № 276 |
«Об
усилении роли экспертизы проектов на строительство крупных народнохозяйственных
объектов в целях предупреждения отрицательных экологических последствий» |
от 18.03.1988 № 93 |
«О коренной перестройке дела охраны природы в
РСФСР» |
от 08.06.1988 №225 |
«Об
организационной структуре Государственного комитета РСФСР по охране природы» |
от 16.03.1990 № 93 |
«О
неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990-1995
годах и основных направлениях охраны природы в тринадцатой пятилетке и на период
до 2005 года» |
от 19.10.1990 № 450 |
«Вопросы Государственного комитета РСФСР по
экологии и природопользованию» |
Вместе с тем в проект не попало,
к примеру, Постановление Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045 «0 воспроизводстве и
об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР» (вместе с «Положением об
охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР»),
действительно оказывающее воздействие на бизнес.
Как нам известно из практики, согласование с
органами Росрыболовства строительства или реконструкции объектов, оказывающих
воздействие на водные биологические ресурсы, в последние годы стало требоваться
со всех, у кого рядом протекает что-то, что хоть как-то можно обозвать водным
объектом (пусть даже из биоресурсов в нем выявлены только лягушки, но ведь вода
из него стекает в дренажную канаву федеральной трассы, а потом уже точно в
водный объект, в котором будет рыба).
Абсурдность этой ситуации добавляет требование
о согласовании проектной документации «старых» объектов и ее соответствии
Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной
документации и требованиях к их содержанию», т.е. «старым» объектам приходится
«обновлять» (а иногда и делать с нуля) проектную документацию на строительство
(реконструкцию), происходившие в достаточно отдаленном от 2008 г. прошлом.
Как было обозначено выше, во исполнение плана
мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины»
федеральные органы исполнительной власти готовят проекты перечней НПА,
подлежащих отмене с 01.01.2021.
Минприроды России подготовлен такой проект в
части экологических требований.
Проектом предлагается отмена неактуальных актов в основном в части недропользования, также в перечни попали акты, касающиеся трансграничного перемещения отходов, и следующие НПА:
НПА |
Название |
Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 № 545 ________________________ Приказ Госкомэкологии РФ от 16.02.1999 № 66 |
«Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» ___________________________________________________ «О
применении системы сводных расчетов при нормировании выбросов» (вместе с
«Методикой определения выбросов автотранспорта для проведения сводных
расчетов загрязнения атмосферы городов», «Методическим пособием по выполнению
сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных
предприятий и автотранспорта города (региона) и их применению при нормировании
выбросов», «Рекомендациями по определению допустимых вкладов в загрязнение
атмосферы выбросов загрязняющих веществ предприятиями с использованием
сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна города (региона) выбросами
промышленности и автотранспорта») |
Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 |
«Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» |
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 2, 2020
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости