- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Письмо ППК "РЭО" организациям в сфере переработки товаров и их упаковки
- Правила отнесения ЦСВ к ЦСВ поселений или городских округов
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Постановление правительства РФ от 26.10.2019 № 1379: правила категорирования водных объектов
- Правила проведения инвентаризации сбросов
- Алексей Владимировия Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СБРОСОВ
А.А. Самохина
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 утверждены Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — Правила). Правила предназначены для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения (далее — ЦСВ) поселений или городских округов, а также отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты.
Напомним, для объектов ЦСВ поселений или городских округов разрабатываются:
• для объектов I категории (в составе комплексного экологического разрешения; далее — КЭР):
- технологические нормативы (для веществ, относящихся к технологически нормируемым веществам);
- нормативы допустимых сбросов (далее — НДС; для остальных веществ, подлежащих инвентаризации сбросов);
• для объектов II категории (подаются вместе с декларацией о воздействии на окружающую среду) — НДС (для всех веществ, подлежащих инвентаризации сбросов).
(в ред. от 27.12.2018)
Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
ПЕРЕЧЕНЬ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СБРОСОВ
В приложении № 1 к Правилам содержится перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — Перечень), состоящий из двух разделов.
Раздел I Перечня применяется для объектов централизованных бытовых, общесплавных систем водоотведения (в т.ч. входящих в состав централизованных комбинированных систем водоотведения) и содержит 33 вещества. Причем если проектная мощность очистных сооружений ЦСВ менее 4000 м3/сут., инвентаризация проводится только в отношении 26 загрязняющих веществ из этого списка.
Раздел II Перечня применяется для объектов централизованных ливневых систем водоотведения (в т.ч. входящих в состав централизованных комбинированных систем водоотведения) и содержит 8 веществ.
Как использовать разделы Перечня?
Перечень веществ для НДС формируется путем сравнения результатов анализа состава сточных вод с ПДК загрязняющих веществ, максимальная концентрация которых в сбрасываемых сточных водах за период инвентаризации превышает ПДК. При этом перечень веществ для сравнения ограничивается соответствующим разделом Перечня.
Для сравнения берется ПДК вещества в зависимости от целей использования водного объекта. В случае одновременного использования водного объекта или его части для различных нужд выбирается наименьшее значение ПДК из числа установленных.
Помимо веществ из Перечня, в целях инвентаризации необходимо анализировать также дополнительные вещества — это вещества, в отношении которых утверждены нормативы допустимого воздействия на водный объект (водохозяйственный участок водного объекта), в который осуществляется сброс сточных вод от объекта ЦСВ.
Правда, тут введена оговорка, что данные вещества должны содержаться в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, а также имеются методики (методы) измерения таких загрязняющих веществ в сточных водах.
Как видим, перечень веществ для инвентаризации расширяется до неопределенного количества веществ. Полагаем, Правила не будут действовать в этой части, пока не будут утверждены нормативы допустимого воздействия отдельно на каждый водный объект. И здесь еще одна оговорка от авторов Правил: если такие нормативы утверждаются в период действия инвентаризации, то ЦСВ придется проводить инвентаризацию в отношении всех новых веществ, для которых утвердили нормативы допустимого воздействия, ранее не входивших в инвентаризацию. Такая инвентаризация проводится не позднее 18 месяцев с даты утверждения новых нормативов воздействия.
ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СБРОСОВ
Инвентаризация сбросов проводится на основе результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект объектами ЦСВ, за период, составляющий 12 календарных месяцев подряд.
Для того чтобы в целях инвентаризации не были использованы совсем старые протоколы, введено уточнение, что отбор последней из проб сточных вод должен быть осуществлен не ранее чем за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявки на получение КЭР либо декларации о воздействии на окружающую среду.
Следовательно, если по истечении 6 месяцев по каким-либо причинам необходимо будет заново подать заявку на получение КЭР или декларацию, в этих случаях инвентаризацию придется обновлять. В связи с этим есть смысл подать заявку на получение КЭР, как только будет выполнена инвентаризация сбросов, т.к. получение КЭР может затянуться, и тогда придется переделывать инвентаризацию.
Обратите внимание: до 31.12.2020 в качестве результатов анализа состава сточных вод в целях инвентаризации сбросов могут использоваться результаты производственного экологического контроля (далее — ПЭК), проводимого до вступления в силу Правил, если выполняются требования к «свежести» замеров и периодичности отбора проб. Если результаты ПЭК охватывают не все вещества, в отношении которых проводится инвентаризация, то не охваченные ПЭК вещества включаются в перечень веществ для НДС без сравнения.
Это своего рода переходное положение для действующих объектов. После 31.12.2020 результаты анализа состава сточных вод должны включать все вещества, подлежащие инвентаризации.
При проектировании или строительстве объектов ЦСВ все вещества, выявленные при составлении списка загрязняющих веществ, подлежащих инвентаризации, включаются в перечень веществ для НДС.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОТБОРА ПРОБ
Периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (приложение № 2 к Правилам), устанавливается в зависимости от объема сточных вод, сбрасываемых объектами ЦСВ в водные объекты:
- 100 м3/сут. и более — 1 раз в календарный месяц;
- менее 100 м3/сут. — 1 раз в квартал.
Среднесуточный объем определяется исходя из объема сточных вод за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором осуществляется первый отбор проб сточных вод в рамках инвентаризации сбросов.
Правилами предусмотрены оговорки для тех случаев, когда сброс сточных вод не осуществлялся:
- в течение календарного месяца — допускается отбор проб сточных вод в течение иных календарных месяцев более 1 раза в календарный месяц, интервал между датами отборов проб — не менее 10 календарных дней;
- в течение квартала — допускается отбор проб сточных вод в течение иных кварталов более 1 раза в квартал, интервал между датами отборов проб - не менее 30 календарных дней.
ОТЧЕТ ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СБРОСОВ
Результаты инвентаризации сбросов оформляются в виде отчета об инвентаризации, утверждаемого руководителем организации (иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации).
Отчет об инвентаризации составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится ЦСВ, а второй прилагается к расчету НДС, представляемому в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
Полагаем, представление отчета об инвентаризации в уполномоченный орган осуществляется в рамках подачи заявки на получение КЭР либо декларации о воздействии на окружающую среду.
Содержание отчета об инвентаризации определено пп. 12 и 13 Правил.
12. Отчет об инвентаризации содержит (за исключением отчета об инвентаризации, указанного в пункте 13 настоящих Правил):
а) загрязняющие вещества, в отношении которых проводилась инвентаризация;
б) реквизиты аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, осуществлявших анализ состава сточных вод, сбрасываемых объектами централизованных систем водоотведения в водные объекты, для выявления загрязняющих веществ, содержание которых в сбрасываемых сточных водах превышает установленные значения предельно допустимых концентраций, с указанием информации об области аккредитации таких испытательных лабораторий (центров);
в) протоколы количественного химического анализа и акты отборов проб сточных вод с указанием мест отбора проб сточных вод, выполненные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
г) сравнение (оценку) результатов количественного химического анализа проб сточных вод с предельно допустимыми концентрациями;
д) перечень загрязняющих веществ, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.
13. В случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, отчет об инвентаризации содержит перечень загрязняющих веществ, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации, включающий:
а) загрязняющие вещества, содержащиеся в соответствующем разделе приложения № 1 к настоящим Правилам;
б) загрязняющие вещества, содержащиеся в утвержденных в установленном порядке нормативах допустимого воздействия на водный объект (водохозяйственный участок водного объекта), в случае, если такие загрязняющие вещества не указаны в соответствующем разделе приложения № 1 к настоящим Правилам.
[…]
Таким образом, в соответствии с Правилами ЦСВ поселений или городских округов смогут составить лишь перечень веществ для НДС. Как устанавливать НДС, Правила не определяют.
Пункт 11 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ требует устанавливать НДС расчетным способом на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта. Отдельного нормативного правового акта для этого законодательство не предусматривает. Видимо, НДС будут устанавливаться с использованием действующей методики расчета НДС.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 9, 2019 г.
- 4 марта 2021 года заместитель генерального директора по правовым вопросам компании ЭКОТИМ Алла Дудникова выступила на семинаре"Санитарно-защитные зоны: практические вопросы определения границ и проектирования"
- Новости компании. Критерии отнесения к категориям объектов НВОС
- Памяти Марии Ивановны Васильевой
- 15 декабря 2020 года ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО "ЭКОТИМ" Бирюкова Надежда выступила с докладом на Онлайн-практикуме для промышленных экологов
- 11 декабря 2020 года заместитель генерального директора по правовым вопросам компании ЭКОТИМ Алла Дудникова выступила на семинаре"Санитарно-защитные зоны: практические вопросы определения границ и проектирования"
- 26 ноября 2020 года ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО "ЭКОТИМ" Бирюкова Надежда приняла участие в качестве эксперта и выступила с докладом на XXVII Экологическом форуме.
- 3 ноября 2020 г. заместитель генерального директора по правовым вопросам Алла Дудникова выступила на семинаре "Соблюдение требований природоохранного законодательства в 2020 году: технологическое нормирование, КЭР, внедрение НДТ"
- 29 октября 2020 года ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО "ЭКОТИМ" Бирюкова Надежда провела онлайн семинар "Что и когда считать отходом?"
- 6 октября 2020 года заместитель генерального директора по правовым вопросам Алла Дудникова выступила на семинаре «Санитарно-защитные зоны в 2020 году: законодательные требования и нововведения. Практические вопросы определения границ и проектирования».
30 сентября 2020 года генеральный директор компании ЭКОТИМ Михаил Дивович выступил на семинаре «Охрана окружающей среды при эксплуатации гидроэлектростанций», проводившемся Ассоциацией «Гидроэнергетика России». Тема выступления: «Новое в законодательстве о санитарно-защитных зонах».
- Компания ЭКОТИМ поддерживает акцию "СДЕЛАЕМ! 19.09.2020 Всемирный день чистоты"