- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Полномочия территориальных органов Росприроднадзора
А.Г. Дудникова ООО «ЭКОТИМ»
Комментарий к приказам Минприроды России от 30 марта 2011 г. № 187 и № 188 об утверждении Типовых положений о территориальных органах Росприроднадзора по федеральному округу и субъекту Федерации.
Согласно п. 9.9 разд. IX Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, Минприроды России утвердило Типовое положение о территориальном органе Росприроднадзора по федеральному округу (приказ от 30 марта 2011 г. № 188) и Типовое положение о территориальном органе Росприроднадзора по субъекту Федерации (приказ от 30 марта 2011 г. № 187). Действовавшие ранее соответствующие Типовые положения утратили силу.
Оба приказа зарегистрированы в Минюсте России 27 апреля 2011 г., № 20611 и № 20612 соответственно.
Какими могут быть последствия для природопользователей в связи с выходом этих приказов? Как правило, природопользователи не руководствуются в своей деятельности документами о госорганах, но так как Типовые положения проходят регистрацию в Минюсте России, значит, они могут содержать нормы права, обязательные для исполнения, в том числе и природопользователями.
Посмотрим, какую пользу может извлечь из текстов приказов природопользователь?
Типовые положения конкретизируют полномочия, данные государственному органу вышестоящими нормативными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, федеральными законами), раскрывают права и обязанности госоргана.
Так, в связи с передачей полномочий от Ростехнадзора Росприроднадзору (Указ Президента РФ от 23 июня 2010 г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору») возникла необходимость в издании новых приказов, регулирующих деятельность Росприроднадзора. В административном праве, в отличие от гражданского, разрешено только то, что разрешено, и если в полномочиях госоргана или в его правах и обязанностях какой-то аспект не прописан, госорган не вправе предпринимать какие-то действия в данном направлении.
Итак, территориальный орган Росприроднадзора по федеральному округу согласно новому Типовому положению:
осуществляет контроль и надзор:
- в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;
- в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);
- за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
- за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
- за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
- за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- за исполнением органами государственной власти субъектов Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесённых к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых за счёт субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции;
- осуществляет государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
- осуществляет государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- осуществляет охрану водных биологических ресурсов, занесённых в Красную книгу РФ, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- участвует в ведении Красной книги РФ;
- участвует в ведении государственного учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;
- участвует в ведении государственного кадастра отходов и государственного учёта в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I–IV классов опасности;
- осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на него функций;
- осуществляет в порядке, установленном законодательством, администрирование поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- организует приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок;
- обеспечивает мобилизационную подготовку территориального органа;
- организует профессиональную подготовку работников территориального органа, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
- осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности территориального органа;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- в установленном законодательством порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
- выдаёт лицензии юридическим и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа, один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности;
- осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в территориальном органе;
- выдаёт заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помещений организаций, осуществляющих деятельность, связанную с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Стоит обратить внимание на последний абзац перечисленных полномочий – если какое-то полномочие прямо не прописано в вышеизложенном тексте, то следует обратиться к соответствующим федеральным законам и трактовать изложенные нормы в совокупности.
Как различаются полномочия территориальных органов Росприроднадзора по субъекту Федерации и по федеральному округу?
Территориальный орган по субъекту Федерации не осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; не осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в территориальном органе; не направляет в Росприроднадзор предложения по ограничению, приостановлению или запрещению использования объектов животного мира. По всем перечисленным вопросам надо идти в территориальный орган по федеральному округу.
При этом территориальный орган Росприроднадзора по субъекту Федерации имеет следующие полномочия, отличные от территориального органа по федеральному округу:
- осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы;
- согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю;
- по поручению руководителя Росприроднадзора организует и проводит в порядке, установленном законодательством, государственную экологическую экспертизу федерального уровня;
- выдаёт лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории одного субъекта Российской Федерации один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности на территории соответствующего субъекта Федерации (на территории двух и более субъектов Федерации, расположенных в пределах одного федерального округа, соответствующую лицензию выдаёт территориальный орган по данному федеральному округу);
- выдаёт в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
- организует приём и рассмотрение отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;
- устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сам ведёт (а не участвует, как территориальный орган по федеральному округу) государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; государственный кадастр отходов и государственный учёт в области обращения с отходами.
В остальном типовые положения территориальных органов идентичны.
Права территориального органа Росприроднадзора:
- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок;
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесённым к его компетенции;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесённым к его сфере деятельности;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесённых к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, учёных и специалистов;
- применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, в целях пресечения фактов нарушения законодательства;
- приостанавливать использование лесов в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- направлять в Росприроднадзор предложения по ограничению, приостановлению или запрещению использования объектов животного мира на определённых территориях и акваториях в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;
- должностные лица территориального органа для осуществления своих полномочий имеют право направлять в судебные инстанции, органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы Федеральной налоговой службы и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях, заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причинённого окружающей среде в установленной сфере деятельности.
Организация деятельности территориального органа Росприроднадзора.
Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром природных ресурсов и экологии РФ по представлению руководителя Росприроднадзора в установленном законодательством порядке.
Руководитель территориального органа организует его деятельность и несёт персональную ответственность за выполнение территориальным органом возложенных на него полномочий.
Руководитель территориального органа имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Росприроднадзора.
Руководитель территориального органа:
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- организует учёт исполнения смет доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
- издаёт организационно-распорядительные акты в установленной сфере деятельности;
- назначает на должность и освобождает от должности работников территориального органа, определяет их должностные обязанности;
- принимает решения о выплате премий, надбавок к должностному окладу, материальной помощи, награждении, поощрении и дисциплинарном взыскании работников территориального органа;
- утверждает по согласованию с Росприроднадзором в пределах, установленных Росприроднадзором, предельной численности работников и фонда оплаты труда штатное расписание;
- решает в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением работниками территориального органа государственной службы;
- без доверенности представляет интересы территориального органа в судах, органах государственной власти и других организациях, распоряжается денежными средствами и имуществом территориального органа в порядке, установленном законодательством, заключает договоры, выдаёт доверенности;
- несёт персональную ответственность за обеспечение режима секретности, а также за сохранность сведений, составляющих государственную тайну, в том числе в случае изменения функций, формы собственности, при ликвидации организации или прекращении проведения секретных работ;
- осуществляет оперативное управление имуществом территориального органа в соответствии с законодательством.
План контрольно-надзорной деятельности территориального органа утверждает Росприроднадзор.
Финансирование расходов на содержание территориального органа осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
Территориальный орган является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке, обособленное имущество, закрепленное за ним в оперативном управлении, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах.
Следует обратить внимание на тот факт, что территориальный орган является самостоятельным юридическим лицом, соответственно он сам является ответчиком по своим обязательствам и по исполнению надзорных функций. Например, если инспектор территориального органа вынес постановление, которое вы решили обжаловать в суде, заинтересованным лицом (ответчиком) следует указывать данный территориальный орган.
Образование территориального органа, а также его реорганизация или упразднение осуществляются в порядке, установленном законодательством, на основании Схемы размещения территориальных органов, утверждаемой Минприроды России.
Местонахождение территориального органа указывается уже в конкретном (не типовом) положении о территориальном органе. Но в остальном конкретное Положение должно полностью соответствовать Типовому положению.
Статья опубликована
"Экология Производства" № 7 июль 2011 года.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости