Все публикации

 

А.Г Дудникова, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

 

Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?

 

Что осталось неизменным

 

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 N 2269 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353" продлены на 2024 год некоторые особенности регулирования.

Во-первых, отметим, что возможность принятия решений об упрощении разрешительных процедур в отдельных сферах деятельности, куда входит и ГЭЭ, оставлена за госорганами, устанавливающими такие процедуры, и на 2024 год. Такие особенности установлены Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2022 г. № 579 "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации", действие которого также распространили и на 2024 год (см. Постановление Правительства РФ от 25.12.2023 N 2301).

Кроме того, постановлением № 2269 на 2024 год распространены следующие моменты:

- Возможность непроведения ГЭЭ проектной документации в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ, если такие изменения связаны с заменой предусмотренного проектной документацией оборудования и материалов на аналоги, имеющие идентичные технические характеристики, и не приводят к изменению качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов и (или) увеличению количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов.

- Срок действия положительного заключения ГЭЭ истекшего до 31.12.2024 продлен до 31.12.2025 для случаев, если реализация объекта ГЭЭ осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение.

 

Что изменилось

 

Масштабные изменения в Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее – Закон № 174-ФЗ) внесены Федеральным законом от 25.12.2023 N 673-ФЗ (далее – Закон № 673-ФЗ).

В частности, изменениям подверглись перечни объектов ГЭЭ, в большей степени, объекты ГЭЭ федерального уровня.

Из них особый интерес представляет корректировка следующего объекта ГЭЭ:

«проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты;»

В новой редакции этот пункт разбит на несколько:

12) проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы;

13) проекты технической документации на вещества, которые могут впервые поступать в окружающую среду;

14) проекты технической документации на пестициды, агрохимикаты в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";

Возможно, таким образом законодатель пытается решить назревшую проблему ГЭЭ при лицензировании деятельности по обращению с отходами.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, а также к лицензиату при осуществлении ими деятельности по утилизации отходов, является наличие положительного заключения ГЭЭ с уточнением «в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"». А Федеральный закон "Об экологической экспертизе" признает объектом экспертизы новые технику и технологию.

Но в последние годы Росприроднадзор стал злоупотреблять этой нормой, отказывая в выдаче лицензии при отсутствии заключения ГЭЭ с указанием на эту норму. Кроме этого появились и письма госорганов, в которых ясно дается понять, что вопрос наличия заключения ГЭЭ на новую технику, технологию может появиться при прохождении процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям (письмо Минприроды России от 14.08.2023 N 25-47/29917 "О рассмотрении обращения" и письмо Росприроднадзора от 02.08.2023 N СЖ-10-01-34/27946 "О рассмотрении обращения").

Напомним, что с 1 сентября 2024 года вступят в силу соответствующие нормы законодательства о данной процедуре. Лицензиаты, которым предоставлены лицензии на обращение с отходами до 01.09.2024, должны пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении 3 лет с даты предоставления лицензии или даты проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований в зависимости от того, какое событие произошло позднее, но не ранее 01.04.2025.


продолжение статьи

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика