Все публикации

 

назад

Проект ССЗ

Методы № 273 содержат пункт, посвященный расчетам рассеивания при установлении СЗЗ.

 

Извлечение из Методов № 273

12.13 Расчетное обоснование размеров санитарно-защитной зоны

[…] По ЗВ, для которых установлены значения максимальных разовых, среднесуточных и среднегодовых ПДК, расчетные концентрации сопоставляются с ПДК, относящимися к тому же времени осреднения.

Для ЗВ, по которым среднегодовые ПДК не установлены, расчетные максимальные разовые концентрации сопоставляются с максимальными разовыми ПДК, а расчетные среднегодовые концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК.

Для ЗВ, по которым установлены только среднесуточные ПДК, проводится только расчет среднегодовых концентраций, которые сопоставляются со среднесуточными ПДК.

[…]

 

Здесь, в отличие от норм Методики № 581, нет требования проводить расчет по усредненным за год концентрациям. Речь идет только о расчете максимально разовых и среднегодовых концентраций. Подход к определению среднесуточных концентраций – такой же, как в случае расчетов для НДВ.

Таким образом, исходя из буквального прочтения написанного, видится необходимость в проведении расчетов рассеивания на основании максимально разовых и долгопериодных (среднегодовых) концентраций. Расчет на основании максимально разовых концентраций требует учета максимально разового фона, расчет долгопериодных (среднегодовых) концентраций – долгопериодного фона.

На практике в учреждениях Росгидромета можно запросить максимально разовую, среднегодовую и долгопериодную фоновую концентрацию по веществу, и подведомственные организации выдадут соответствующие справки на основе данных госмониторинга в том случае, если в районе расположения объекта есть посты наблюдения.

Если посты наблюдения в населенном пункте отсутствуют, то Росгиромет выдаст справку о максимальных разовых и долгопериодных фоновых концентрациях по результатам наблюдений, проведенных в городах-аналогах на основании Временных рекомендаций на период 2024–2028 гг.

Справку о среднегодовых фоновых концентрациях загрязняющих веществ в этом случае не дадут, так как Методические указания № 794 соответствующих показателей не содержат.

Адекватность Временных рекомендаций и их применимость конкретно к запрашиваемой местности остается под большим вопросом. Так, согласно указанному документу, если максимально разовые фоновые концентрации не превышают ПДКм.р. ни по одному из веществ, для которых они установлены (азота оксид, азота диоксид, углерода оксид, серы диоксид, сероводород, формальдегид, взвешенные вещества, бензапирен), то долгопериодные фоновые концентрации превышают ПДКсг по части веществ (бензапирен, формальдегид, взвешенные вещества).

Пункт 3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 прямо указывает на невозможность строительства и реконструкции объекта на территориях, на которых фон выбрасываемых им веществ уже превышает ПДК (что логично).

 

Извлечение из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

3.5. На территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов не допускается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека. Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование производств при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно допустимой концентрации (ПДК) при химическом и биологическом воздействии и предельно допустимого уровня (ПДУ) при воздействии физических факторов с учетом фона.

 

Так что фоновые концентрации, превышающие ПДК, будут помехой в согласовании проекта СЗЗ при реконструкции или новом строительстве.

Возможность применения фоновых концентраций, сформированных на основании Временных рекомендаций, можно ставить под сомнение, имея собственную подборку данных о концентрациях загрязняющих веществ.

Существует возможность организовать проведение замеров по конкретному веществу с целью определения фона в районе расположения предприятия. Регламент таких замеров определен в Методических указаниях № 794. Однако в случае долгопериодных концентраций анализ действующей нормативной базы показывает, что при самостоятельном определении фона потребуется как минимум 3 года и 900 замеров (не менее 300 замеров в год).

Таким образом, в первую очередь все равно должны использоваться результаты государственного мониторинга, проведенного на имеющихся постах в запрашиваемой местности. При отсутствии наблюдений стоит убедиться, что в регионе еще не проведены сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, подав в природоохранный орган субъекта РФ соответствующий запрос.

Можно также предложить уполномоченному государственному органу субъекта РФ провести сводный расчет загрязнения атмосферного воздуха для части территории района расположения предприятия, и уже на основании результатов такого расчета установить фоновые концентрации. Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, утверждены Приказом Минприроды России от 29.11.2019 № 813. Однако до проведения такого расчета уполномоченный государственный орган субъекта федерации должен утвердить необходимую организационную нормативную базу.

В ином случае останется только обжаловать запрет на новое строительство, выраженный в юридически значимой форме (например, отрицательное заключение госэкспертизы по основанию наличия фона, превышающего ПДК), попросив суд признать Временные рекомендации в данном деле неприменимыми, т.к., вероятно, они основаны на данных достаточно далеких лет (хотя и поданы как новые). Иначе придется признать, что во всех городах с населением менее 100 тыс. человек всегда долгопериодный фон по вышеуказанным веществам превышает ПДК, в отличие от более крупных городов, где транспортные потоки несоизмеримо выше, а долгопериодный фон не обязательно превышает ПДК, что явно абсурдно. Дополнительным аргументом в этом случае в суде могут быть реальные замеры в районе расположения предприятия, показывающие, что на самом деле концентрации не превышают ПДК. Особенно, если при этом предприятие продемонстрирует экологическую ответственность (например, в новом производстве будет установлена современная газоочистка), подтверждая, что предприятие делает все от него зависящее, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

 

[1] Санитарно-защитная зона.

[2] Нормативы допустимых выбросов.

[3]  Комплексное экологическое разрешение.

[4] Декларация о воздействии на окружающую среду.

[5] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 08.08.2024).

[6] Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74; в ред. от 28.02.2022); далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 установлена отмена данного СанПиНа с 1 января 2025 года, на смену ему должно прийти Положение о санитарно-защитных зонах, предусмотренное ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Но отсутствие движений на портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) относительно Положения о СЗЗ, где по-прежнему размещены две его версии, и последняя с отрицательным заключением ОВР,  позволяет думать о возможном переносе даты окончания действия СанПиНа, поэтому авторами производится анализ ситуации на действующий момент.

[7] Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.

[8] Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (в ред. от 30.12.2022)

[9] Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

[10] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).

[11] Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (в ред. от 14.02.2022).

 [12] Обратите внимание: с 1 января 2024 года действует новый Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2029-р.

[13] Утверждены Росгидрометом 29.08.2023; далее – Временные рекомендации на период 2024-2028 гг., Временные рекомендации.

[14] Пункт 4.1 Методов № 273.

[15] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

[16] Временные указания по определению фоновых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе для нормирования выбросов и установления предельно допустимых выбросов (утверждены Госкомгидрометом СССР, 1981 г.).

[17]  См.: Сорокин Н.Д. Расчет и использование среднесуточных концентраций // «Справочник эколога». 2021. № 11. С. 38-43.

[18] https://mnr.gov.ru/docs/metodicheskie_dokumenty/razyasneniya_po_voprosu_vypolneniya_raschetov_rasseivaniya_vybrosov_zagryaznyayushchikh_veshchestv_/


Статья опубликована в журнале Экоспоры, № 6, 2024 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика