Все публикации

 

назад

Исходные данные о фоновых концентрациях при разработке НДВ

Подход к получению исходных данных о фоновых концентрациях при разработке НДВ четко определен в Методике № 581.

 

Извлечение из Методики № 581

16. Данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха (фоновых концентрациях загрязняющих веществ) запрашиваются в организациях федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

[…] В отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основе данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в случае, если такие расчеты проводятся на территории населенного пункта, его части или территории индустриального (промышленного) парка в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В данном случае сведения о фоновых концентрациях загрязняющих веществ запрашиваются в органах государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или, при проведении сводных расчетов для городских округов – участников эксперимента по квотированию выбросов, – в соответствующем территориальном органе Росприроднадзора.

[…] 35. […] В случае, если организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по запросу не представлены данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха (фоновых концентрациях загрязняющих веществ) и отсутствуют официальные данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха, полученные на основе результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха при проведении расчетов рассеивания выбросов для конкретного стационарного источника и объекта ОНВ в целом при разработке предельно допустимых выбросов принимается равным 0.

 

Таким образом, однозначно для целей НДВ данные о фоновых концентрациях нужно запросить в соответствующих организациях. Если в ответе будет указано, что такие данные отсутствуют, следует принять фоновые концентрации для расчетов нулевыми.

Данный подход корреспондирует с общим принципом привлечения к ответственности: «Лицо признается виновным, если оно могло, но не исполнило волю законодателя». Если же лицо сделало все от него зависящее для того, чтобы исполнить волю законодателя (в данном случае – направило запросы в уполномоченные государственные органы, которые не обеспечили возможность данному лицу исполнить волю законодателя), то оно вправе считать фон нулевым, даже если по факту загрязнение зашкаливает и, например, к уже имеющемуся уровню в 0,5 ПДК по конкретному загрязнителю оно «добавит» ещё  1 ПДК.

Почему нет? Одним ПДК больше, одним меньше, если ПДК используется не как барьер, а как единица измерения загрязнения атмосферного воздуха. В этом случае по документам все в порядке, предприятие соблюдает НДВ. А замеры на близлежащей селитебной зоне показывают превышения ПДК. К кому идти? На каком основании? Как сказал в подобном случае инспектор Роспотребнадзора: «Что я, ищейка, что ли?»

 

Исходные данные о фоновых концентрациях при разработке проекта СЗЗ

В отношении проекта СЗЗ таких четких формулировок нет. Можно руководствоваться приведенными выше положениями Закона № 96-ФЗ и Методическими указаниями № 794, в которых не определена необходимость именно запроса данных о фоне, зато установлен единственный случай, когда фон может быть принят нулевым:

 

Извлечение из Методических указаний № 794

 

19. В случае, если в радиусе до 50 км от объекта ОНВ, для которого определяется фон, отсутствуют населенные пункты и источники выбросов загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р [12], за исключением взвешенных веществ, серы диоксида, азота оксида, азота диоксида, углерода оксида, взвешенных частиц и бензапирена, фон принимается равным нулю.

 

К слову

Полагаем, под взвешенными частицами здесь понимается формальдегид. Такой вывод можно сделать исходя из перечня веществ, в отношении которых Росгирометом приводятся фоновые концентрации во Временных рекомендациях «Фоновые концентрации загрязняющих веществ для городских и сельских поселений, где отсутствуют регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха» на период 2024–2028 года [13]. В Рекомендациях приведен тот же перечень веществ, но вместо взвешенных частиц указан формальдегид.

 

Фоновые концентрации можно принять равными нулю со ссылкой на данный пункт Методических рекомендаций № 794. Но как предприятию убедиться, что его сведения об отсутствии источников выбросов в радиусе 50 км достоверны? Особенно если учесть, что Роспотребнадзор под объектами, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, понимает объекты, за границами промплощадки которых концентрации составляют  больше 0,1 ПДК. А вдруг наблюдения все же ведутся?

Если хочется подстраховаться – лучше сделать запрос в организации, подведомственные Росгидромету. Промежуточный вариант, объединяющий позиции честности и права: указать в письме, что объект, для которого разрабатывается проект СЗЗ, соответствует условиям п. 19 Методических указаний № 794, и задать вопрос о возможности использовать применительно к объекту нулевые фоновые концентрации для расчетов рассеивания. Возможно, ответ будет положительным, однако если в дальнейшем в 50-километровой зоне обнаружится не замеченный заявителем населенный пункт или источник выбросов, госорган, вероятнее всего, заявит, что подтвердил возможность принять фон нулевым исходя из информации, представленной заявителем, который ввел его в заблуждение.

Таким образом, получается, что в отношении НДВ при отсутствии сведений в Росгидромете и сводных расчетов фон может быть принят нулевым, т.к. соответствующая норма есть в Методике № 581, регулирующей разработку НДВ, а в отношении проекта СЗЗ такой нормы нет. Полагаем, что перестраховочный, но практически несбыточный вариант – устанавливать фон самим, то есть отложить разработку проекта СЗЗ на 5 лет, пока замеряется фон. Если нет необходимости в срочном установлении границ СЗЗ, то можно пойти и по этому пути, обосновав отсутствие СЗЗ тем, что юридическое лицо не может исполнить волю законодателя по причине отсутствия информации о фоновых концентрациях, придется их устанавливать самим, не ожидая от государства, а это процедура долгая. Второй вариант – воспользоваться аналогией закона: принять, что поскольку в законодательстве о СЗЗ этот момент не регламентирован (отсутствует норма, в которой прямо сказано, как быть в этом случае), то руководствуемся нормой сходных правоотношений, то есть принимаем фон нулевым в соответствии с Методикой № 581.

 

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФОНОВЫХ КОНЦЕНТРАЦИЯХ СЛЕДУЕТ ЗАПРАШИВАТЬ В ГОСОРГАНАХ?

Раньше проектировщики заказывали одну справку о фоновых концентрациях на разработку проектов СЗЗ или ПДВ в том или ином населенном пункте и пользовались ею до истечения срока ее действия. Обновление законодательной базы привело к появлению нового понятия «долгопериодные концентрации».

Справка

Под долгопериодными средними концентрациями ЗВ в атмосферном воздухе понимаются средние концентрации ЗВ в атмосферном воздухе, соответствующие длительному (сезон, год) времени осреднения [14]. Среднегодовые концентрации – частный случай долгопериодных.

 

Расчет и учет долгопериодных концентраций введен и в процедуру разработки НДВ (Методика № 581), и в процедуру разработки проектов СЗЗ (Методы № 273).

Природоохранное сообщество долго разбиралось, как эти концентрации  рассчитывать, отдельные разъяснения были сделаны госорганами. НО в этой статье сконцентрируемся на тех аспектах, которые имеют отношение к фоновым концентрациям, а именно: в соответствии с п. 11.1 Методов № 273 при учете в расчетах рассеивания фоновые концентрации должны относиться к тому времени осреднения, которому соответствуют результаты расчета.


продолжение статьи


Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика