- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Исходные данные о фоновых концентрациях при разработке НДВ
Подход к получению исходных данных о фоновых концентрациях при разработке НДВ четко определен в Методике № 581.
Извлечение из Методики № 581
16. Данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха (фоновых концентрациях загрязняющих веществ) запрашиваются в организациях федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
[…] В отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основе данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в случае, если такие расчеты проводятся на территории населенного пункта, его части или территории индустриального (промышленного) парка в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В данном случае сведения о фоновых концентрациях загрязняющих веществ запрашиваются в органах государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или, при проведении сводных расчетов для городских округов – участников эксперимента по квотированию выбросов, – в соответствующем территориальном органе Росприроднадзора.
[…] 35. […] В случае, если организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по запросу не представлены данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха (фоновых концентрациях загрязняющих веществ) и отсутствуют официальные данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха, полученные на основе результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха при проведении расчетов рассеивания выбросов для конкретного стационарного источника и объекта ОНВ в целом при разработке предельно допустимых выбросов принимается равным 0.
Таким образом, однозначно для целей НДВ данные о фоновых концентрациях нужно запросить в соответствующих организациях. Если в ответе будет указано, что такие данные отсутствуют, следует принять фоновые концентрации для расчетов нулевыми.
Данный подход корреспондирует с общим принципом привлечения к ответственности: «Лицо признается виновным, если оно могло, но не исполнило волю законодателя». Если же лицо сделало все от него зависящее для того, чтобы исполнить волю законодателя (в данном случае – направило запросы в уполномоченные государственные органы, которые не обеспечили возможность данному лицу исполнить волю законодателя), то оно вправе считать фон нулевым, даже если по факту загрязнение зашкаливает и, например, к уже имеющемуся уровню в 0,5 ПДК по конкретному загрязнителю оно «добавит» ещё 1 ПДК.
Почему нет? Одним ПДК больше, одним меньше, если ПДК используется не как барьер, а как единица измерения загрязнения атмосферного воздуха. В этом случае по документам все в порядке, предприятие соблюдает НДВ. А замеры на близлежащей селитебной зоне показывают превышения ПДК. К кому идти? На каком основании? Как сказал в подобном случае инспектор Роспотребнадзора: «Что я, ищейка, что ли?»
Исходные данные о фоновых концентрациях при разработке проекта СЗЗ
В отношении проекта СЗЗ таких четких формулировок нет. Можно руководствоваться приведенными выше положениями Закона № 96-ФЗ и Методическими указаниями № 794, в которых не определена необходимость именно запроса данных о фоне, зато установлен единственный случай, когда фон может быть принят нулевым:
Извлечение из Методических указаний № 794
19. В случае, если в радиусе до 50 км от объекта ОНВ, для которого определяется фон, отсутствуют населенные пункты и источники выбросов загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р [12], за исключением взвешенных веществ, серы диоксида, азота оксида, азота диоксида, углерода оксида, взвешенных частиц и бензапирена, фон принимается равным нулю.
К слову
Полагаем, под взвешенными частицами здесь понимается формальдегид. Такой вывод можно сделать исходя из перечня веществ, в отношении которых Росгирометом приводятся фоновые концентрации во Временных рекомендациях «Фоновые концентрации загрязняющих веществ для городских и сельских поселений, где отсутствуют регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха» на период 2024–2028 года [13]. В Рекомендациях приведен тот же перечень веществ, но вместо взвешенных частиц указан формальдегид.
Фоновые концентрации можно принять равными нулю со ссылкой на данный пункт Методических рекомендаций № 794. Но как предприятию убедиться, что его сведения об отсутствии источников выбросов в радиусе 50 км достоверны? Особенно если учесть, что Роспотребнадзор под объектами, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, понимает объекты, за границами промплощадки которых концентрации составляют больше 0,1 ПДК. А вдруг наблюдения все же ведутся?
Если хочется подстраховаться – лучше сделать запрос в организации, подведомственные Росгидромету. Промежуточный вариант, объединяющий позиции честности и права: указать в письме, что объект, для которого разрабатывается проект СЗЗ, соответствует условиям п. 19 Методических указаний № 794, и задать вопрос о возможности использовать применительно к объекту нулевые фоновые концентрации для расчетов рассеивания. Возможно, ответ будет положительным, однако если в дальнейшем в 50-километровой зоне обнаружится не замеченный заявителем населенный пункт или источник выбросов, госорган, вероятнее всего, заявит, что подтвердил возможность принять фон нулевым исходя из информации, представленной заявителем, который ввел его в заблуждение.
Таким образом, получается, что в отношении НДВ при отсутствии сведений в Росгидромете и сводных расчетов фон может быть принят нулевым, т.к. соответствующая норма есть в Методике № 581, регулирующей разработку НДВ, а в отношении проекта СЗЗ такой нормы нет. Полагаем, что перестраховочный, но практически несбыточный вариант – устанавливать фон самим, то есть отложить разработку проекта СЗЗ на 5 лет, пока замеряется фон. Если нет необходимости в срочном установлении границ СЗЗ, то можно пойти и по этому пути, обосновав отсутствие СЗЗ тем, что юридическое лицо не может исполнить волю законодателя по причине отсутствия информации о фоновых концентрациях, придется их устанавливать самим, не ожидая от государства, а это процедура долгая. Второй вариант – воспользоваться аналогией закона: принять, что поскольку в законодательстве о СЗЗ этот момент не регламентирован (отсутствует норма, в которой прямо сказано, как быть в этом случае), то руководствуемся нормой сходных правоотношений, то есть принимаем фон нулевым в соответствии с Методикой № 581.
КАКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФОНОВЫХ КОНЦЕНТРАЦИЯХ СЛЕДУЕТ ЗАПРАШИВАТЬ В ГОСОРГАНАХ?
Раньше проектировщики заказывали одну справку о фоновых концентрациях на разработку проектов СЗЗ или ПДВ в том или ином населенном пункте и пользовались ею до истечения срока ее действия. Обновление законодательной базы привело к появлению нового понятия «долгопериодные концентрации».
Справка
Под долгопериодными средними концентрациями ЗВ в атмосферном воздухе понимаются средние концентрации ЗВ в атмосферном воздухе, соответствующие длительному (сезон, год) времени осреднения [14]. Среднегодовые концентрации – частный случай долгопериодных.
Расчет и учет долгопериодных концентраций введен и в процедуру разработки НДВ (Методика № 581), и в процедуру разработки проектов СЗЗ (Методы № 273).
Природоохранное сообщество долго разбиралось, как эти
концентрации рассчитывать, отдельные
разъяснения были сделаны госорганами. НО в этой статье сконцентрируемся на тех
аспектах, которые имеют отношение к фоновым концентрациям, а именно: в
соответствии с п. 11.1 Методов № 273 при учете в расчетах рассеивания фоновые
концентрации должны относиться к тому времени осреднения, которому
соответствуют результаты расчета.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости