Все публикации

 

назад


Углеродный след и пути его минимизации

Понятие «углеродный след» раскрыто в ст. 2 Закона № 296-ФЗ:

«углеродный след - общий объем выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, образующихся в ходе производства продукции либо в ходе оказания услуг, который включает в себя прямые выбросы парниковых газов (образуемые в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности), косвенные выбросы парниковых газов (связанные с потреблением электрической, тепловой энергии, иных ресурсов, используемых для обеспечения хозяйственной и иной деятельности и полученных от внешних объектов), поглощения парниковых газов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, с учетом углеродных единиц, в отношении которых произведен зачет.»

Обязательное на сегодняшний день углеродное регулирование является только частью понятия «углеродный след», оно захватывает требования только в отношении прямых выбросов парниковых газов, т.е. непосредственно от деятельности на самом предприятии.

Международное регулирование по парниковым газам и переведенные на русский язык стандарты серии ISО 14000, утвержденные в виде ГОСТов, подразделяет прямые и косвенные выбросы на три категории (охваты 1 – 3):

1. Прямые выбросы парниковых газов (охват 1).

2. Косвенные «энергетические» выбросы – выбросы от производства энергии на сторонних энергоисточниках, закупаемой у поставщика таких услуг (охват 2).

3. Иные косвенные выбросы (охват 3). Это (согласно ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021) косвенные выбросы парниковых газов от транспортирования (речь о транспортных средствах, не принадлежащих отчитывающейся компании); косвенные выбросы от продукции, используемой организацией; косвенные выбросы, связанные с использованием продукции, выпускаемой организацией; косвенные выбросы парниковых газов из других источников.

Российское регулирование в части определения (инвентаризации) косвенных энергетических выбросов в настоящее время ограничено приказом Минприроды России от 29.06.2017 N 330 "Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов" (Приказ № 330). Об обязательности его законодатель умалчивает. В Законе косвенные выбросы упоминаются один раз – в определении углеродного следа. В п. 1 Общих положений методических указаний сказано, что они разработаны «во исполнение п. 5 (1) плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р», в следующем пункте сказано, что «методические указания предназначены для организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации (далее - организации), и устанавливают порядок количественного определения объема косвенных энергетических выбросов CO2, образующихся в результате потребления организациями электрической и тепловой энергии, полученной от внешних генерирующих объектов (далее - косвенные энергетические выбросы), для целей мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в соответствии с Концепцией формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 716-р».

Таким образом, в обоснование своего существования методические указания ссылаются на программные документы, не порождающие обязательных правовых норм для хозяйствующих субъектов. Но стоит появиться любой норме в законе или подзаконном акте, обязывающей рассчитывать косвенные выбросы, как методические указания тут же станут обязательными, почва для этого подготовлена. Причем обратное не верно: методические указания не обязывают хозяйствующих субъектов считать косвенные выбросы, но если хозяйствующие субъекты по каким-то причинам считают косвенные выбросы, они должны их считать по этим методическим указаниям.

Стоит обратить внимание на проект приказа Минприроды России об утверждении новой методики количественного определения объема косвенных выбросов парниковых газов, связанных с потреблением электрической и тепловой энергии, предполагаемой к введению взамен Приказа № 330 (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=147732). Однако изложенное авторами выше от обновления методики не меняется при принятии ее в том виде, в котором она размещена на портале проектов НПА на момент опубликования статьи.

Обязательности определения косвенных выбросов по охвату 3 не установлено не только национальным, но уже и международным законодательством. Поскольку ещё нет однозначного и всеобъемлющего подхода к таким расчетам.

Такие работы могут проводиться организациями по собственной инициативе, и, видимо, по собственным не унифицированным методикам.

Если международное законодательство и переведенные на русский язык стандарты серии ISО 14000, утвержденные в виде ГОСТов, связывают углеродный след с количественной оценкой выбросов парниковых газов, обусловленных этапами жизненного цикла продукции, начиная с добычи ресурсов и обеспечения сырьем и заканчивая этапами производства, использования и окончания срока службы продукта, то Закон № 296-ФЗ ограничивает регулирование по углеродному следу только охватами 1 и 2.

Таким образом, среди косвенных выбросов учитываются только косвенные выбросы от производства энергии, закупаемой у поставщика (энергия, производимая на собственных генерирующих объектах, в составе обхвата 2 не учитывается).

Пока подача какой-либо отчетности по результатам учета выбросов охвата 2 в обязательном порядке не требуется. Однако, исходя из того, что в механизм достижения углеродной нейтральности Закон включает данные выбросы, можно уже сейчас осваивать механизмы расчета их количества и оценивать пути снижения этой составляющей углеродного следа. Возможно, в обозримом будущем требования о подаче такой отчетности появятся, так что, полагаем, это можно считать еще одним возможным обременением для регулируемых организаций.

 

Так как углеродный след состоит из трех составляющих, то работу по его минимизации следует рассматривать по каждому из этих составляющих:

        1. Сокращение прямых выбросов.

Пути сокращения прямых выбросов могут быть связаны с сокращением выбросов по составляющим их слагаемым, например:

- переход на использование топлива с более низким коэффициентом выброса, характеризующим удельный объем выбросов парниковых газов при осуществлении производственно-технологических процессов (см. табл. 1.1 Приложение N 2 к методике количественного определения объема выбросов парниковых газов, утвержденной Приказом N 371);

- рассмотрение вариантов применения безуглеродных сырья и добавок в него.

 

        2. «Озеленение» покупаемой энергии.

Сокращение косвенных выбросов связывают с сокращением спроса на электроэнергию и переходом энергоснабжения на альтернативные низкоуглеродные или возобновляемые источники (в обиходе используется термин «зеленая энергия», но в законодательство термин ещё не проник).

В части перехода на альтернативные источники энергии в середине 2023 года в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" была введена система приобретения атрибутов генерации (прав на «зеленую» энергию): по соответствующему договору или путем приобретения сертификатов происхождения электрической энергии и их погашении. При приобретении атрибутов генерации появляется возможность расчета выбросов парниковых газов с учетом сведений о производстве электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, т.е. признанных «зелеными».

Пока данная система еще не работает – ждем появления подзаконных актов, определяющих нюансы таких взаимоотношений.

 

         3. Участие в реализации климатических проектов, нацеленных на поглощение выбросов парниковых газов.

Участие в климатических проектах может рассматриваться в виде самостоятельной реализации климатических проектов, финансовой поддержки таких проектов, либо покупки чужих результатов реализации таких проектов, переведенных в углеродные единицы, зарегистрированных в реестре углеродных единиц. В покупке углеродных единиц пока заинтересованы только предприятия эксперимента (в настоящее время это предприятия Сахалинской области), которым установлены квоты.

 

Добровольная климатическая отчетность

Помимо этого, становится актуальным опубликование различных добровольных видов публичной отчетности (по парниковым газам и по устойчивому развитию, частью которого являются выбросы парниковых газов).

По косвенным энергетическим выбросам требования к отчетности заложены в Приказе N 330. При этом требований к опубликованию отчета приказ не устанавливает.

Можно оформлять также общую отчетность по прямым и значимым косвенным выбросам парниковых газов, используя требования ГОСТов по парниковым газам серии 14604.

Для формирования отчета по оценке углеродного следа можно использовать ГОСТ Р ИСО 14067-2021.

Отчетность по устойчивому развитию формируется согласно приказу Минэкономразвития России от 01.11.2023 N 764.

Публичная отчетность о выбросах парниковых газов в любом случае конкурентное преимущество, в том числе при необходимости привлечения финансирования. Подтверждением этого является возрастающая активность Банка России по привлечению банковского сектора к проблеме устойчивого развития.

 

Заключение

В настоящее время теоретики права дискутируют на тему выделения климатического законодательства в отдельную отрасль и обсуждают дефиницию «права на климат». Озвучивалось предложение о возложении ответственности за реализацию гражданских прав на климат на муниципалитет. Однако пока приходится констатировать, что научная общественность существует отдельно от нормотворца и, возможно, муниципалитет не скоро будет этим обременен.


Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г.


Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика