Все публикации

 

назад



Перечень видов деятельности в новых критериях выглядит следующим образом:

а) энергетика:

- нефтяная отрасль;

- газовая отрасль;

- угольная отрасль;

- электроэнергетика и теплоснабжение (в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии);

- магистральный трубопроводный транспорт;

б) строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, включая выбросы от сжигания топлива (в том числе при производстве тепла в режиме тепловой генерации);

в) промышленное производство, включая выбросы от сжигания топлива, в том числе:

- черная металлургия;

- цветная металлургия, в том числе производство алюминия;

- промышленность строительных материалов;

- химическая и нефтехимическая промышленность;

- лесная, деревообрабатывающая промышленность (в том числе целлюлозно-бумажная промышленность, заготовка лесоматериалов, деревообработка);

- прочая промышленность; [сюда можно отнести практически любое производство]

г) транспорт, в том числе:

- автомобильный транспорт;

- авиационный транспорт;

- железнодорожный транспорт;

- морской и внутренний водный транспорт;

д) сфера обращения с отходами производства и потребления.

е) сельское хозяйство, включая выбросы от сжигания топлива;

ж) лесное хозяйство, включая выбросы от сжигания топлива.

Как видно, перечень производств не закрыт, что позволяет подвести под критерии любое производство, да и сфера обращения с отходами производства и потребления достаточно обширна. Планируется при таком отнесении отталкиваться от ОКВЭД предприятия. В том виде, в котором новые критерии представлены в виде проекта, в расчет суммарной массы СО2-эквивалента могут добавиться дополнительные процессы по сравнению с действующими сегодня критериями.

Однако определение массы выбросов парниковых газов осуществляется согласно утвержденным методикам количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, что напрямую прописано в проекте новых критериев. Действующая же методика (утв. Приказом N 371) пока соответствует действующим критериям и заложенным в них видам деятельности. Таким образом, пока не поправят методику, данная часть критериев будет неисполнимой, а значит недействующей.

Если содержание проекта видится критичным для отнесения к регулируемым организациям, то необходимо активно включаться в нормотворческую деятельность по парниковому регулированию – в первую очередь в процесс формирования новых критериев.

Почему этим стоит озаботится? Какие последствия влечет за собой отнесение к регулируемой организации?

На сегодняшний день среди обязанностей регулируемых организаций присутствует только подача отчетности (и даже она со следующего года будет сопровождаться существенным штрафом). Планируемые же далее обременения можно оценить на основании эксперимента на Сахалине.

 

Проведение эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории острова Сахалин

       В целях создания необходимых условий для сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения на территории Сахалинской области с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года проводится эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Предусмотрено, что могут быть выбраны и другие территории для проведения эксперимента. В конце 2021 года шла речь о присоединении к эксперименту дополнительных регионов (Республика Башкортостан, Хабаровский край, Иркутская и Калининградская области), но эта идея не была реализована (в конце 2023 года представитель Минэкономразвития России заявил об отсутствии планов подключать к сахалинскому эксперименту другие регионы) и законодательная база содержит лишь возможность распространения эксперимента на иные регионы.

Целью эксперимента является достижение углеродной нейтральности на территории Сахалинской области до 31 декабря 2025 года (выбросы = поглощению).

       Регулирование проведения эксперимента осуществляется Федеральным законом от 06.03.2022 № 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" (Закон № 34-ФЗ).

      Эксперимент затрагивает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются выбросы парниковых газов, при включении этих лиц высшим исполнительным органом субъекта РФ в соответствующий перечень. Это так называемые региональные регулируемые организации.

        Предусмотрено, что региональные регулируемые организации ежегодно в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, представляют углеродную отчетность посредством ее размещения в реестре выбросов парниковых газов. Отчет включает верифицированные сведения о массе выбросов парниковых газов, верифицированные сведения о выполнении (невыполнении) квоты и другие сведения. Верификация проводится аккредитованным лицом.


         продолжение статьи

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика