Все публикации

 

начало статьи


Климатические проекты, согласно статье 9 Закона № 296-ФЗ, регулируются ведомственными актами, а их верификация и поддержка – правительством РФ.

Законом № 296-ФЗ введен механизм выпуска и обращения углеродных единиц в целях стимулирования проведения мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов, в результате которых происходят извлечение из атмосферного воздуха парниковых газов и их накопление в других компонентах природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектах.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе проводить такие мероприятия – реализовывать климатические проекты.

Результаты реализации климатических проектов (в виде отчета о реализации климатического проекта) подлежат верификации. После верификации отчета возможен выпуск в обращение углеродных единиц, равнозначных результатам реализации проекта.

 

Тема реестра углеродных единиц и их обращение раскрывается в статьях 10 и 11 Закона № 296-ФЗ.

Установлен следующий механизм обращения углеродных единиц.

Создается реестр углеродных единиц, куда включаются сведения о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц.

Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в реестре углеродных единиц.

Передача углеродных единиц иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца счета посредством списания углеродных единиц с его счета и зачисления на счет приобретателя углеродных единиц.

Углеродные единицы могут использоваться для зачета их в целях уменьшения углеродного следа.

Стоит отметить, что реестр углеродных единиц заработал (www.carbonreg.ru), и в нем на конец мая 2024 года числится 24 зарегистрированных климатических проекта.

 

Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов устанавливаются статьей 7 Закона № 296-ФЗ, где определено, что обязательные требования распространяются только на регулируемые организации, остальные организации могут исполнять требования добровольно.

К регулируемым организациям относятся организации, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года. Одновременно эти организации должны соответствовать критериям, устанавливаемым Правительством РФ и включающим перечни видов хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, и показатели такой деятельности. На сегодняшний день и до 1 января 2025 года – это Постановление N 355.

Помимо массы выбросов парниковых газов, эквивалентной 150 000 тонн и более углекислого газа в год, в качестве критериев Постановлением № 355 предусмотрено соответствие производственных процессов и (или) видов хозяйственной и иной деятельности перечню и показателям, приведенным в приложении к постановлению.

В приложении помимо производственного процесса/вида деятельности приводится показатель процесса/деятельности (например, расход топлива или объем производимой продукции), наименование парниковых газов, выделение которых свойственно для процесса/деятельности, и коэффициент пересчета величин выбросов парниковых газов в эквивалент диоксида углерода.

Предполагается, что для определения массы выбросов парниковых газов необходимо умножить показатель производственного процесса и (или) вида хозяйственной и иной деятельности за отчетный период (календарный год) на соответствующий удельный коэффициент, предусмотренный приложением к настоящему документу.

Процессы/виды деятельности, попавшие в постановление, следующие:

- Стационарное сжигание газообразного, жидкого и твердого топлива;

- Сжигание на факельных установках углеводородных смесей - природного газа или попутного нефтяного газа;

- Проведение технологических операций, осуществляемых при разведке, добыче, переработке, транспортировке, хранении нефти и газа;

- Проведение технологических операций, осуществляемых при добыче, обработке, транспортировке, хранении угля;

- Черная металлургия;

- Цветная металлургия;

- Производство минеральных материалов;

- Химическая промышленность;

- Нефтехимическое производство и производство сажи;

- Сжигание топлива в транспорте (при расчете выбросов от транспорта в расчет принимается собственный и арендованный транспорт);

- Обращение с отходами (сюда относимы только компостирование отходов, сжигание и захоронение ТКО).

Таким образом, Постановлением № 355 утверждены как общие критерии: «стационарное сжигание газообразного, жидкого и твердого топлива», «сжигание топлива в транспорте», «обращение с отходами», так и критерии, относимые к конкретным отраслям.

Организациям следует определить массу выбросов по тем критериям, которым они соответствуют, после чего просуммировать рассчитанные по всем видам деятельности массы.


продолжение статьи


Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика