- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Росприроднадзор в свою очередь обещает уделять отсутствию заключения ГЭЭ пристальное внимание и направлять лицензиату перечень выявленных нарушений лицензионных требований с указанием срока их устранения.
Устранит ли новая формулировка назревшую проблему?
Если в действующей формулировке споры вызывала «новизна» техники, технологии, природопользователю в отдельных случаях приходилось доказывать, что они не новые, то теперь слово «новые» из формулировки убрали.
И хотя бы сделана попытка упорядочить это требование, загнав его в рамки «утверждаемого Правительством РФ перечня и критериев». Поэтому, полагаем, степень устранения проблемы во многом будет зависеть от адекватности перечня и критериев[1], проекты которых заинтересованным лицам стоит отслеживать и активно участвовать в их доработке.
Ну и новая формулировка начнет действовать с 1 сентября 2025 года. А до этой даты в части проектов на технику и технологию остается старое регулирование и старые проблемы.
Но и если до 1 сентября 2025 года удастся избежать проблем, связанных с ГЭЭ на новые технику, технологию, то еще стоит иметь в виду, что новая формулировка объекта экспертизы применяется не только в отношении проектов на технологии, внедрение которых планируется впервые после этой даты, но и в случае, если с указанной даты в проект документации на технологию, ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, внесены изменения или реализация такой технологии осуществляется с отступлениями от проекта, получившего положительное заключение ГЭЭ. При этом ранее полученные заключения и после 1 сентября 2025 года считаются действующими.
Есть и приятный нюанс: если документы и (или) документация, подлежащие ГЭЭ по этому пункту являются составной частью проектной документации, на которую имеется положительное заключение ГЭЭ, наличие отдельного заключения ГЭЭ таких документов и (или) документации не требуется. Обратите внимание, что сведения о таком заключении должны быть в реестре заключений ГЭЭ.
Также стоит иметь в виду, что если технология реализуется с отступлением от выданного положительного заключения ГЭЭ, то ГЭЭ нужно будет проходить повторно. Речь только об отступлениях, которые влекут за собой увеличение уровня воздействия на окружающую среду, или при которых в ходе ОВОС обнаружено возникновение не выявленного воздействия.
Звучит не по-русски, но в законе используется именно такая формулировка: «возникновение воздействия на окружающую среду, не выявленного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации». На наш взгляд, либо воздействие уже было от планируемых проектных решениях и ранее, но его забыли учесть в ОВОС, либо оно возникло из-за отступлений и тогда его нельзя было учесть ранее, потому что тогда его еще не было. А «возникновение» и «не выявленного» в данном контексте – два взаимоисключающих понятия. Однако в целом идея нормы понятна и проблемы могут возникнуть только тогда, когда кому-то захочется поиграть с буквой закона.
Кстати этим же Законом внесены поправки в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части прохождения процедуры ОВОС. В том числе определено, что порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду устанавливается Правительством РФ (напомним, что на сегодняшний день требования к ОВОС установлены Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999). В этой части нововведения будут действовать с 1 марта 2025 года.
Еще среди изменений, внесенных Законом №673-ФЗ в Закон № 174-ФЗ, – в части законодательства об отдельных производственных объектах сразу предусматривается изменение, обоснованное созданием реестра отдельных производственных объектов и включением в него объектов на основании соответствующих критериев. Объект ГЭЭ будет следующий:
21) планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации, объектами размещения отходов I и II классов опасности.
Уточнено, что при проведении ГЭЭ, в том числе повторной, в этом случае не требуются организация и проведение обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами, а также представление в составе документов и (или) документации, подлежащих государственной экологической экспертизе, материалов таких обсуждений.
Такая редакция будет действовать с 1 марта 2035 года. До этого времени будет применяться старое регулирование, где объект ГЭЭ не привязывается к реестру.
Также скорректированы положения Закона № 174-ФЗ, касающиеся порядка проведения ГЭЭ.
Значимые изменения в Закон № 174-ФЗ вносит также Федеральный закон от 25.12.2023 N 681-ФЗ.
Данный закон изменяет требования к экспертам государственной и общественной экологической экспертизы.
Так, установлена необходимость прохождения экспертами аттестации.
Эксперты аттестуются Росприроднадзором на безвозмездной основе. А сведения об этом вносятся в соответствующий реестр.
Реестр экспертов экологической экспертизы размещается на официальном сайте Росприроднадзора.
Данные нормы начнут действовать с 1 марта 2025 года. А нормы по привлечению к проведению государственной или общественной экологической экспертизы аттестованных экспертов – с 1 сентября 2025 года.
А в части общественной экспертизы установлено еще и такое требование к экспертам: не вправе инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, а также граждане:
1) признанные иностранными агентами;
2) лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования;
3) признанные недееспособными;
4) имеющие гражданство иностранного государства.
Стоит отметить, что изменениям под Новый год подверглось и Положение о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. N 1796 (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2403). Однако Положение скорректировано незначительно, правки в нем не связаны в вышеописанными изменениями, а касаются уточнения круга лиц, принимающих решения в ходе процедуры.
[1] На момент написания статьи проект соответствующего постановления на портале проектов нормативно правовых актов regulation.gov.ru найден не был
Опубликовано в журнале "Справочник эколога"
№ 4, 2024 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости