Все публикации

 

начало статьи


Росприроднадзор в свою очередь обещает уделять отсутствию заключения ГЭЭ пристальное внимание и направлять лицензиату перечень выявленных нарушений лицензионных требований с указанием срока их устранения.

Устранит ли новая формулировка назревшую проблему?

Если в действующей формулировке споры вызывала «новизна» техники, технологии, природопользователю в отдельных случаях приходилось доказывать, что они не новые, то теперь слово «новые» из формулировки убрали.

И хотя бы сделана попытка упорядочить это требование, загнав его в рамки «утверждаемого Правительством РФ перечня и критериев». Поэтому, полагаем, степень устранения проблемы во многом будет зависеть от адекватности перечня и критериев[1], проекты которых заинтересованным лицам стоит отслеживать и активно участвовать в их доработке.

Ну и новая формулировка начнет действовать с 1 сентября 2025 года. А до этой даты в части проектов на технику и технологию остается старое регулирование и старые проблемы.

Но и если до 1 сентября 2025 года удастся избежать проблем, связанных с ГЭЭ на новые технику, технологию, то еще стоит иметь в виду, что новая формулировка объекта экспертизы применяется не только в отношении проектов на технологии, внедрение которых планируется впервые после этой даты, но и в случае, если с указанной даты в проект документации на технологию, ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, внесены изменения или реализация такой технологии осуществляется с отступлениями от проекта, получившего положительное заключение ГЭЭ. При этом ранее полученные заключения и после 1 сентября 2025 года считаются действующими.

 

Есть и приятный нюанс: если документы и (или) документация, подлежащие ГЭЭ по этому пункту являются составной частью проектной документации, на которую имеется положительное заключение ГЭЭ, наличие отдельного заключения ГЭЭ таких документов и (или) документации не требуется. Обратите внимание, что сведения о таком заключении должны быть в реестре заключений ГЭЭ.

Также стоит иметь в виду, что если технология реализуется с отступлением от выданного положительного заключения ГЭЭ, то ГЭЭ нужно будет проходить повторно. Речь только об отступлениях, которые влекут за собой увеличение уровня воздействия на окружающую среду, или при которых в ходе ОВОС обнаружено возникновение не выявленного воздействия.

Звучит не по-русски, но в законе используется именно такая формулировка: «возникновение воздействия на окружающую среду, не выявленного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации». На наш взгляд, либо воздействие уже было от планируемых проектных решениях и ранее, но его забыли учесть в ОВОС, либо оно возникло из-за отступлений и тогда его нельзя было учесть ранее, потому что тогда его еще не было. А «возникновение» и «не выявленного» в данном контексте – два взаимоисключающих понятия. Однако в целом идея нормы понятна и проблемы могут возникнуть только тогда, когда кому-то захочется поиграть с буквой закона.

Кстати этим же Законом внесены поправки в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части прохождения процедуры ОВОС. В том числе определено, что порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду устанавливается Правительством РФ (напомним, что на сегодняшний день требования к ОВОС установлены Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999). В этой части нововведения будут действовать с 1 марта 2025 года.

Еще среди изменений, внесенных Законом №673-ФЗ в Закон № 174-ФЗ, – в части законодательства об отдельных производственных объектах сразу предусматривается изменение, обоснованное созданием реестра отдельных производственных объектов и включением в него объектов на основании соответствующих критериев. Объект ГЭЭ будет следующий:

21) планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации, объектами размещения отходов I и II классов опасности.

Уточнено, что при проведении ГЭЭ, в том числе повторной, в этом случае не требуются организация и проведение обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами, а также представление в составе документов и (или) документации, подлежащих государственной экологической экспертизе, материалов таких обсуждений.

Такая редакция будет действовать с 1 марта 2035 года. До этого времени будет применяться старое регулирование, где объект ГЭЭ не привязывается к реестру.

Также скорректированы положения Закона № 174-ФЗ, касающиеся порядка проведения ГЭЭ.


Значимые изменения в Закон № 174-ФЗ вносит также Федеральный закон от 25.12.2023 N 681-ФЗ.

Данный закон изменяет требования к экспертам государственной и общественной экологической экспертизы.

Так, установлена необходимость прохождения экспертами аттестации.

Эксперты аттестуются Росприроднадзором на безвозмездной основе. А сведения об этом вносятся в соответствующий реестр.

Реестр экспертов экологической экспертизы размещается на официальном сайте Росприроднадзора.

Данные нормы начнут действовать с 1 марта 2025 года. А нормы по привлечению к проведению государственной или общественной экологической экспертизы аттестованных экспертов – с 1 сентября 2025 года.

А в части общественной экспертизы установлено еще и такое требование к экспертам: не вправе инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, а также граждане:

1) признанные иностранными агентами;

2) лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования;

3) признанные недееспособными;

4) имеющие гражданство иностранного государства.

Стоит отметить, что изменениям под Новый год подверглось и Положение о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. N 1796 (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2403). Однако Положение скорректировано незначительно, правки в нем не связаны в вышеописанными изменениями, а касаются уточнения круга лиц, принимающих решения в ходе процедуры.


[1] На момент написания статьи проект соответствующего постановления на портале проектов нормативно правовых актов regulation.gov.ru найден не был


Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика