- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ЧТО МЫ УВИДЕЛИ В НОВОМ ПЕРЕЧНЕ
Итак, Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р
принят новый Перечень. С утверждением нового Перечня к поднятым при
рассмотрении проекта аспектам добавляются новые, т.к. проект соответствует
принятому нормативному правовому акту лишь частично.
Так, в частности, воплощена в жизнь позиция государственных органов из их
разъяснительных писем — теперь пункт «Взвешенные вещества» имеет дополнение
«(разнородные по составу твердые частицы, содержащиеся в выбросах загрязняющих
веществ и не поименованные в настоящем разделе)». На стадии проекта этого
предусмотрено не было.
Также проект не подразумевал изменений в Перечне загрязняющих веществ в части
веществ по воде и почвам, а утвержденный новый Перечень содержит новые вещества
в этих разделах.
Стоит обратить внимание и на уточнение наименований некоторых веществ,
подлежащих государственному регулированию ранее. Есть незначительно измененные
позиции — добавлены синонимы названий веществ. В основном названия приведены в
соответствие с наименованиями из СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», но сделано это не по всем веществам.
В контексте ранее обозначенной проблемы по фторидам (см. Дудникова А.Г.,
Самохина А.А. Неоднозначность
и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым
снова не удалась. Справочник эколога. 2021. № 8. С. 48–60) такое приведение
наименований «в соответствие» устранило проблему — перечень по фторидам стал
закрытым. Единственное, что по фторидам «не бьется» с СанПиН 1.2.3685-21, —
указание в новом Перечне два раза на одно и то же вещество — гидрофторид (он же
фтористый водород).
Он поименован в следующих позициях перечня:
67. Фториды газообразные /в пересчете на фтор/: гидрофторид (водород фторид,
фторводород); кремний тетрафторид
69. Фтористый водород, растворимые фториды (фториды неорганические хорошо растворимые): натрия фторид (натрий фтористый); натрия гексафторидсиликат
При этом гигиенический норматив для гидрофторида установлен один единственный:
ФРАГМЕНТ СанПиН 1.2.3685-21
Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений
Таблица 1.1
№ п/п |
Наименование вещества |
Регистрационный номер CAS |
Формула |
Предельно допустимые концентрации, мг/м3 |
Направленность биологического действия загрязняющего вещества — лимитирующий показатель вредности |
Класс опасности |
||
концентрация, предотвращающая раздражающее действие, рефлекторные реакции, запахи при воздействии до 20–30 минут — максимальная разовая |
концентрация, обеспечивающая допустимые (приемлемые) уровни риска при воздействии не менее 24 часов — среднесуточная |
концентрация, обеспечивающая допустимые (приемлемые) уровни риска при хроническом (не менее 1 года) воздействии — среднегодовая |
||||||
579 |
Фтористые газообразные соединения/в пересчете на фтор/: |
|
|
|
|
|
|
|
гидрофторид (Водород фторид; фтороводород) |
7664-39-3 |
FH |
0,02 |
0,014 |
0,005 |
рефл.-рез. |
2 |
|
кремний тетрафторид (Тетрафторид кремний) |
7783-61-1 |
F4Si |
0,02 |
0,005 |
|
рефл.-рез. |
2 |
Возможно, это связано с применением конкретной методики измерений при инструментальных замерах. Так, есть методика, определяющая фтористый водород и растворимые фториды из одной пробы (хотя отбор проб и определение концентраций каждой из отбираемых фракций приводит к определению отдельно концентраций газообразных (фтористый водород) и твердых (растворимые фториды) компонентов); есть методика, позволяющая померить газообразные фториды с пересчетом их массы на гидрофторид.
Если же мы определим объем выбрасываемого гирофторида расчетным путем, то при отнесении его в процессе нормирования к одной из позиций следует иметь в виду разные ставки платы по этим позициям (см. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»). Ставки различаются в два раза, что может стать предметом спора с государственным органом:
Наименование |
Ставка платы за 1 т (2018 г.) |
49. Фториды газообразные (гидрофторид, кремния тетрафторид) (в пересчете на фтор) |
1094,7 |
51. Фтористый водород, растворимые фториды |
547,4 |
А вот ситуация с позицией старого Перечня «Углеводороды предельные С1–С5
(исключая метан)» от добавления перед «(исключая метан)» уточнения «(смесь
предельных углеводородов C1H4–C5H12)» не изменилась. По-прежнему непонятно, как
исключать метан из указанной позиции, но при этом учесть его в связи с наличием
в перечне позиции «42. Метан».
Вдобавок к этому похожую ситуацию создали в отношении группы «Углеводороды
предельные C6–C10 (смесь предельных углеводородов C6H14–C10H22)». Теперь в
новом Перечне под номером 30 содержится отдельная позиция «Гексан» — это
предельный углеводород с формулой C6H14. При этом позиция «Углеводороды
предельные C6–C10 (смесь предельных углеводородов C6H14–C10H22)» уточнения
«исключая гексан» не содержит. Не попадет ли теперь природопользователь под
двойное нормирование в отношении гексана? И вообще непонятно, зачем гексан
выносить в отельную позицию. С метаном хоть можно предположить, что это сделано
в целях регулирования парниковых газов, т.к. метан является одним из парниковых
газов, подлежащих государственному регулированию…
Есть и более существенные изменения названий — расширяющие. Так, например, для
водных объектов позиция «Ацетат натрия» заменена позицией «Ацетат-ион», а
«Борная кислота» — «Борат-ион». Также обратите внимание, что вместо позиции
«Термотолерантные колиформные бактерии» теперь будут две позиции «Escherichia
coli (E.coli)» и «Энтерококки» — тут приведение в соответствие с СанПиН
1.2.3685-21, которым такая замена предусмотрена с 01.01.2022.