- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Н. В. Бирюкова, начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ»
Отчетность объектов III категории по выбросам
Главные вопросы, которые мучают всех владельцев объектов негативного воздействия III категории: как организовать производственный экологический контроль (ПЭК) в области охраны атмосферного воздуха и как правильно отчитаться, учитывая, что от этого зависит платежная база.
Пока на эти вопросы нет ответа от разработчиков нормативных документов. Правоприменительная практика различна по регионам, а судебная практика еще не сформировалась.
Вместе с тем в соответствии со ст. 67 Закона № 7-ФЗ1, ПЭК должен быть организован, и с учетом его результатов, согласно ст. 16.2, 16.3 этого же закона, определяется платежная база по каждому загрязняющему веществу включенному в Перечень2. Для объектов негативного воздействия (далее - ОНВ) III категории также установлено, что применение повышающих коэффициентов при расчете платы зависит от того, указаны ли результаты контроля в отчете о ПЭК, поэтому вопрос организации ПЭК идет в прямой связке с платой за негативное воздействие на окружающую среду (HBOС).
Выбор загрязняющих веществ
В соответствии с Требованиями к содержанию программы ПЭК3, мы обязаны контролировать только те вещества, которые имеют установленные нормативы, являются маркерными и дают превышение 0,1 ПДКмр на границе земельного участка объекта. При этом для ОНВ III категории нормативы устанавливаются только в случае выброса веществ I и II классов опасности (п. 4 ст. 22 Закона № 7-ФЗ1), маркерные же вещества определяются только в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ) и не имеют никакого отношения к ОНВ III категории.
Таким образом, согласно пп. 9.1.1 и 9.1.2 Требований3 в план-график контроля выбросов должны включаться только вещества I и II классов опасности, если по ним есть превышение 0,1 ПДКмр на земельном участке объекта. При этом платить надо за все загрязняющие вещества, включенные в Перечень2, так как это определено федеральным законом.
Возникает вопрос, как учитывать п. 9.1.3 Требований3. В этом пункте неясно, о каком ПДК идет речь и о каком именно объекте. Вместе с тем в п. 9.1.2 даны более точные ориентиры. Однако для ОНВ III категории этот вопрос разрешается однозначно: если не отразить результаты контроля в отчете о ПЭК, то вся плата за вещества не I и II классов опасности пойдет с повышающими коэффициентами и разрешения на выбросы, выданные до 2019 г., не будут играть никакой роли.
Согласно Правилам исчисления и взимания платы за НВОС4:
- плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов или сбросов либо в соответствии с отчетом о ПЭК для объектов III категории рассчитывается без повышающего коэффициента Кср (пп. 11.1, 17);
- при превышении объема или массы выбросов либо сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), над указанными в отчете о ПЭК для объектов III категории и при превышении установленных нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), лимитов на выбросы и сбросы (включая аварийные выбросы и сбросы) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ рассчитывается с применением коэффициента Кср равного 25 (пп. 11.2, 12.1, 21);
- при непредставлении лицами, осуществляющими деятельность на ОНВ III категории, отчета о ПЭК плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ рассчитывается с применением коэффициента Кср, равного 25 (п. 21.1);
- плата в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов, превышающих НДВ, НДС, рассчитывается с коэффициентом 25 (п. 19).
Согласно письмам Минприроды России 2020-2022 гг.5-8, Требованиями3 не установлены ограничения для включения в план-график контроля иных загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах стационарных источников.
На практике используются разные варианты. Например, кто-то контролирует все вещества как минимум расчетным способом, то есть попросту вписывает в отчет о ПЭК данные первичного учета по всем веществам, потому что без необходимости нормирования не ясно, что, собственно, надо контролировать. При этом есть риск привлечения природопользователя по ст. 8.5 КоАП РФ, так как контроль в соответствии с Требованиями3 не проводится, а данные в отчете представлены.
Кто-то ссылается на п. 9 Положения о выбросах9, в котором говорится, что для ОНВ III категории указанные в заявке о постановке на госучет выбросы признаются осуществляемыми в пределах НДВ. Однако это также противоречит федеральному закону. Как вариант, можно попробовать не контролировать вещества III, IV классов опасности и вносить плату за них с 25-кратным коэффициентом, но возникнут вопросы о достоверности определения платежной базы, то есть опять риск, привлечения по ст. 8.5 КоАП РФ.
Одно радует: риск возмещения вреда атмосферному воздуху в этом вопросе в отношении веществ не I, II классов опасности минимален, поскольку нет ни нормативов, ни методики, а экспертиза и формирование доказательной базы слишком сложны и неоднозначны.
Можно еще поиграться с периодичностью проведения контроля. В Требованиях3 не говорится, как ее определять. Многочисленные разъяснения Минприроды отсылают то к разд. 3 Методического пособия10, то к ИТС НДТ 22.1- 202111, которые также не содержат четких указаний.
Ввиду правовой неопределенности наименее рискованный вариант сегодня - контролировать в том числе вещества III, IV классов опасности. При реализаций остальных вариантов, исходя из заявленной позиции Минприроды, несмотря на то, что их можно обосновать по закону (то есть контролировать только вещества I, II классов опасности при превышении 0,1 ПДКмр на границе земельного участка), есть вероятность возникновения претензий со стороны надзорных органов, особенно если при этом платить за остальные вещества без повышающего коэффициента 25 при отсутствии контроля по ним или вносить плату только за вещества I, II классов опасности. Однако, с нашей точки зрения, это наиболее рискованный вариант.
Принимая во внимание все изложенное, для уменьшения риска претензий целесообразно осуществлять контроль следующим образом:
- для всех загрязняющих веществ из Перечня3, тех, что превышают 0,1 ПДКмр на границе земельного участка, применяем инструментальный метод;
- для загрязняющих веществ I, II классов опасности при ПДК менее 0,1 контроль не проводим или проводим расчетным методом, так как в любом случае необходимо рассчитывать годовую массу выбросов;
- для загрязняющих веществ III, IV классов опасности применяем расчетный метод, в том числе определяем годовой выброс для платежной базы и в табл. 2.2 отчета о ПЭК в гр. 12 в примечаниях указываем валовый выброс. Для этих веществ указываем также фактические данные, а в гр. 7, 9 и 11 ставим прочерки, так как на ОНВ III категории для веществ не I, II классов опасности НДВ не устанавливаются.
Разумеется, контроль инструментальным методом проводим, когда это возможно.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости