Все публикации

 

Н. В. Бирюкова, начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ»

 

Отчетность объектов III категории по выбросам

 

Главные вопросы, которые мучают всех владельцев объектов негативного воздействия III категории: как организовать производственный экологический контроль (ПЭК) в об­ласти охраны атмосферного воздуха и как правильно отчитаться, учитывая, что от это­го зависит платежная база.

Пока на эти вопросы нет ответа от разработчиков нор­мативных документов. Правоприменительная практика различна по регионам, а судебная практика еще не сфор­мировалась.

Вместе с тем в соответствии со ст. 67 Закона № 7-ФЗ1, ПЭК должен быть организован, и с учетом его результа­тов, согласно ст. 16.2, 16.3 этого же закона, определяет­ся платежная база по каждому загрязняющему веществу включенному в Перечень2. Для объектов негативного воз­действия (далее - ОНВ) III категории также установлено, что применение повышающих коэффициентов при рас­чете платы зависит от того, указаны ли результаты кон­троля в отчете о ПЭК, поэтому вопрос организации ПЭК идет в прямой связке с платой за негативное воздействие на окружающую среду (HBOС).

 

Выбор загрязняющих веществ

 

В соответствии с Требованиями к содержанию про­граммы ПЭК3, мы обязаны контролировать только те веще­ства, которые имеют установленные нормативы, являют­ся маркерными и дают превышение 0,1 ПДКмр на границе земельного участка объекта. При этом для ОНВ III кате­гории нормативы устанавливаются только в случае вы­броса веществ I и II классов опасности (п. 4 ст. 22 Закона № 7-ФЗ1), маркерные же вещества определяются только в информационно-технических справочниках по наилуч­шим доступным технологиям (ИТС НДТ) и не имеют ника­кого отношения к ОНВ III категории.

Таким образом, согласно пп. 9.1.1 и 9.1.2 Требований3 в план-график контроля выбросов должны включать­ся только вещества I и II классов опасности, если по ним есть превышение 0,1 ПДКмр на земельном участке объек­та. При этом платить надо за все загрязняющие вещества, включенные в Перечень2, так как это определено феде­ральным законом.

Возникает вопрос, как учитывать п. 9.1.3 Требований3. В этом пункте неясно, о каком ПДК идет речь и о каком именно объекте. Вместе с тем в п. 9.1.2 даны более точ­ные ориентиры. Однако для ОНВ III категории этот во­прос разрешается однозначно: если не отразить резуль­таты контроля в отчете о ПЭК, то вся плата за вещества не I и II классов опасности пойдет с повышающими ко­эффициентами и разрешения на выбросы, выданные до 2019 г., не будут играть никакой роли.

Согласно Правилам исчисления и взимания платы за НВОС4:

- плата в пределах (равных или менее) нормативов допу­стимых выбросов или сбросов либо в соответствии с от­четом о ПЭК для объектов III категории рассчитывается без повышающего коэффициента Кср (пп. 11.1, 17);

- при превышении объема или массы выбросов ли­бо сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойства­ми (веществ I, II классов опасности), над указанными в отчете о ПЭК для объектов III категории и при пре­вышении установленных нормативов допустимых вы­бросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), лимитов на выбросы и сбросы (включая аварийные вы­бросы и сбросы) плата за выбросы и сбросы загрязняю­щих веществ рассчитывается с применением коэффи­циента Кср равного 25 (пп. 11.2, 12.1, 21);

- при непредставлении лицами, осуществляющими де­ятельность на ОНВ III категории, отчета о ПЭК плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ рассчитывается с применением коэффициента Кср, равного 25 (п. 21.1);

- плата в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов, превышающих НДВ, НДС, рассчитывается с ко­эффициентом 25 (п. 19).

Согласно письмам Минприроды России 2020-2022 гг.5-8, Требованиями3 не установлены ограничения для включе­ния в план-график контроля иных загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах стационарных источников.

На практике используются разные варианты. Напри­мер, кто-то контролирует все вещества как минимум рас­четным способом, то есть попросту вписывает в отчет о ПЭК данные первичного учета по всем веществам, пото­му что без необходимости нормирования не ясно, что, соб­ственно, надо контролировать. При этом есть риск при­влечения природопользователя по ст. 8.5 КоАП РФ, так как контроль в соответствии с Требованиями3 не прово­дится, а данные в отчете представлены.

Кто-то ссылается на п. 9 Положения о выбросах9, в котором говорится, что для ОНВ III категории указан­ные в заявке о постановке на госучет выбросы признают­ся осуществляемыми в пределах НДВ. Однако это также противоречит федеральному закону. Как вариант, можно попробовать не контролировать вещества III, IV классов опасности и вносить плату за них с 25-кратным коэффи­циентом, но возникнут вопросы о достоверности опреде­ления платежной базы, то есть опять риск, привлечения по ст. 8.5 КоАП РФ.

Одно радует: риск возмещения вреда атмосферному воздуху в этом вопросе в отношении веществ не I, II классов опасности минимален, поскольку нет ни нормативов, ни методики, а экспертиза и формирование доказательной базы слишком сложны и неоднозначны.

Можно еще поиграться с периодичностью проведения контроля. В Требованиях3 не говорится, как ее опреде­лять. Многочисленные разъяснения Минприроды отсыла­ют то к разд. 3 Методического пособия10, то к ИТС НДТ 22.1- 202111, которые также не содержат четких указаний.

Ввиду правовой неопределенности наименее риско­ванный вариант сегодня - контролировать в том чис­ле вещества III, IV классов опасности. При реализаций остальных вариантов, исходя из заявленной позиции Мин­природы, несмотря на то, что их можно обосновать по за­кону (то есть контролировать только вещества I, II классов опасности при превышении 0,1 ПДКмр на границе земель­ного участка), есть вероятность возникновения претензий со стороны надзорных органов, особенно если при этом платить за остальные вещества без повышающего коэф­фициента 25 при отсутствии контроля по ним или вносить плату только за вещества I, II классов опасности. Однако, с нашей точки зрения, это наиболее рискованный вариант.

Принимая во внимание все изложенное, для умень­шения риска претензий целесообразно осуществлять контроль следующим образом:

- для всех загрязняющих веществ из Перечня3, тех, что превышают 0,1 ПДКмр на границе земельного участ­ка, применяем инструментальный метод;

- для загрязняющих веществ I, II классов опасности при ПДК менее 0,1 контроль не проводим или проводим расчетным методом, так как в любом случае необходи­мо рассчитывать годовую массу выбросов;

- для загрязняющих веществ III, IV классов опасности применяем расчетный метод, в том числе определяем годовой выброс для платежной базы и в табл. 2.2 отче­та о ПЭК в гр. 12 в примечаниях указываем валовый выброс. Для этих веществ указываем также фактические данные, а в гр. 7, 9 и 11 ставим прочерки, так как на ОНВ III категории для веществ не I, II классов опасности НДВ не устанавливаются.

Разумеется, контроль инструментальным методом проводим, когда это возможно.

 

продолжение статьи

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика