- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 28.01.2020 по делу № 33-276/2020
Истец: Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд в интересах частного лица с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в СЗЗ завода. Аналогичные самостоятельные исковые требования были предъявлены и владельцем помещения
Ответчик: Цементный завод должен был расселить жителей из СЗЗ, но зона до сих пор не установлена
Суд: Суд первой инстанции указал, что на заводе лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в расчетную (предварительную) зону; суд апелляционной инстанции с таким решением не согласился
В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка выполнения ответчиком законодательства по расселению жителей из СЗЗ. В ходе проверки установлено, что указанное жилое помещение находится в пределах расчетной (предварительной) СЗЗ завода. При проектировании строительства завода в 2009 г. был разработан проект СЗЗ, получено СЭЗ на него, утверждена программа переселения жителей из СЗЗ. Согласно данной программе, жители домов, подпадающих в границы расчетной СЗЗ, подлежат расселению после подтверждения границ СЗЗ путем мониторинга качества атмосферного воздуха в связи с выбросами от работающего предприятия. В график включено 46 домов, в т.ч. и рассматриваемый жилой дом. Срок расселения по программе - 2012-2013 гг. Указанный дом до настоящего времени не расселен.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указал, что на заводе лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в расчетную (предварительную) трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям, установленную проектом обоснования размера СЗЗ.
Суд апелляционной инстанции с таким решением не согласился, отметив:
До дня установления СЗЗ возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ ориентировочной, расчетной (предварительной) СЗЗ, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Как следует из материалов дела, на данный момент СЗЗ завода в предусмотренном законом порядке не установлена, определялась лишь расчетная (предварительная) зона.
Принимая во внимание положения законодательства, действующего на момент вынесения оспариваемого решения суда; учитывая, что до настоящего времени СЗЗ завода в предусмотренном законом порядке не установлена (но начаты работы по ее сокращению до 0 м), судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о преждевременности заявленных в интересах частного лица исковых требований прокурора и самостоятельных исковых требований владельца помещения о взыскании стоимости жилого помещения, расположенного в СЗЗ завода.
КОММЕНТАРИЙ
Получается, теперь жители продолжат дышать выбросами предприятия до тех пор, пока завод не освоит сокращение СЗЗ до нуля, несмотря на то, что заводу разрешено было построиться под обещание отселить граждан еще в 2013 г.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2020 № 88а-18456/2020 по делу № 2а-2489/2019
Истец: Собственник участков (вид разрешенного использования — для жилищного строительства), узнав, что его участки попадают в ЗОУИТ, обратился в администрацию с заявлением о принудительном выкупе принадлежащих ему земельных участков
Ответчик: Администрация привела доводы об обязанности выкупа участка собственником объекта, в интересах которого установлена ЗОУИТ, и о том, что источники электромагнитного излучения не являлись их собственностью
Суд: Суд отказал истцу: ЗОУИТ была установлена до приобретения им спорных земельных участков, что свидетельствует об отсутствии оснований для их выкупа
Истец узнал, что его участки попадают в ЗОУИТ в связи с наличием источников электромагнитного излучения, что влечет невозможность строительства жилых домов. Поэтому он обратился в администрацию с заявлением о принудительном выкупе принадлежащих ему земельных участков.
Один из доводов обжалования — неприменимость норм о СЗЗ, т.к. зона ограниченной застройки источников электромагнитного излучения не является СЗЗ. Суд не дал надлежащей оценки этому доводу, просто указав, что данная ошибка суда не повлияла на правильность вынесенного им решения. Однако зона ограниченной застройки источников электромагнитного излучения в списке ЗОУИТ, установленном ст. 105 Земельного кодекса РФ, отдельно не упомянута, а по своей правовой природе явно напоминает СЗЗ. Также суд обошел вниманием факт отсутствия информации об установлении ЗОУИТ на момент покупки истцом участков, которые до сих пор имеют вид разрешенного использования «для жилищного строительства».
Довод администрации, что обязанность выкупа участка возникает у собственника объекта, в интересах которого установлена ЗОУИТ, а источники электромагнитного излучения не являлись собственностью администрации, также не рассмотрен. Видимо, ввиду того, что собственник данных источников — еще более неудобный ответчик.
КОММЕНТАРИЙ
Это дело — яркий пример того, как внимательно надо относиться к покупке земельного участка. Хотя на самом деле все равно всего не предусмотришь и всегда может оказаться, что вложенные в недвижимость деньги — также не гарантия их сохранности. В данном случае собственником источников электромагнитного излучения, скорее всего, является «оборонка», и суд корректно этот вопрос обошел. Можно пробовать судиться с лицом, ответственным за то, что данные земельные участки оказались с видом разрешенного использования «под жилищное строительство» тогда как жилищное строительство на них запрещено. Но такой прецедент нам еще не встречался.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.08.2020 № Ф09-4643/20 по делу № А60-53612/2019
Истец: Роспотребнадзор выдал предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований
Ответчик: Ответчик оспаривал это предписание
Суд: Суд не нашел подтверждения попадания в СЗЗ пищевого объекта
Роспотребнадзором выдано предписание от 21.06.2019, согласно которому ответчику предписано в срок до 01.06.2020 обеспечить соблюдение режима использования СЗЗ в части недопущения в пределах СЗЗ промышленной площадки № 1 (животноводческого комплекса) объектов пищевой промышленности, в т.ч. цеха по переработке молока.
На момент вынесения оспариваемого предписания какое-либо решение уполномоченного органа об установлении СЗЗ промышленной площадки № 1 ответчика не принималось, сведения об установлении такой СЗЗ в ЕГРН отсутствовали. Таким образом, нет оснований говорить о попадании в СЗЗ пищевого объекта.
К тому же Решением Роспотребнадзора от 05.09.2019 объектам ответчика установлены СЗЗ. Из прилагаемой ситуационной схемы расположения объектов следует, что указанные в оспариваемом предписании объекты не входят в границы СЗЗ промышленных площадок общества.
КОММЕНТАРИЙ
Странное дело: Роспотребнадзор судится в интересах некоего гражданина за то, чтобы рядом с животноводческим комплексом не перерабатывалось молоко. Меньше, чем через три месяца после выдачи предписания об устранении пищевого объекта из СЗЗ (кстати, тоже пищевого объекта, а не промышленного предприятия) он выдал заключение о том, что молочное производство не попадает в СЗЗ, и продолжил настаивать на исполнении предписания о том, чтобы молочного производства в СЗЗ не было (хотя оно и так не в СЗЗ). И с этим доводом намерен судиться «до победного конца».
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 № 09АП-77522/2019 по делу № А40-207327/2019
Истец: Предприятие (автокомбинат) узнало, что по его территории проходит граница СЗЗ иного предприятия (автопарка), и обратилось в суд с иском о признании недействительным СЭЗ Роспотребнадзора на проект расчетной СЗЗ, определяющий границы СЗЗ ответчика
Ответчик: Граница СЗЗ ответчика изменилась из-за технического перевооружения
Суд: Суд оставил требования предприятия без удовлетворения
Ранее граница СЗЗ территории истца не достигала, изменение зоны обусловлено техническим перевооружением предприятия ответчика, что и явилось основанием для составления нового заключения.
Суд оставил требования предприятия без удовлетворения, указав, что СЭЗ выдано в соответствии с законом. Отмечено, что законодательство в части СЗЗ наделяет заявителя правом скорректировать расчетную СЗЗ путем подготовки необходимых документов, обосновывающих требования по снятию или об установлении иной СЗЗ. Данное предложение суда интересно тем, что суд, по сути, предложил заявителю, если ему что-то не нравится, воспользоваться правом, данным п. 11 Правил № 222 и самому «переустановить» СЗЗ, в которую он попал. Это новая норма, ранее никогда не существовавшая в сфере СЗЗ, непонятно как реализуемая, но в теории суд признал ее право на существование и возможность реализации.
Суд дал автокомбинату право самостоятельно скорректировать расчетную СЗЗ автобусного парка.
КОММЕНТАРИЙ
Истец, на сей раз хозяйствующий субъект, зря старался. Скорее всего, дело инициировано «с перепугу» по незнанию правовых последствий попадания участка в СЗЗ, а не из желания построить жилье на территории автокомбината. Суд так и отметил, что «в рассматриваемом деле не установлено нарушения прав и законных интересов заявителя». Действительно, какие проблемы у автокомбината от того, что он попал в СЗЗ автобусного парка?
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 № 01АП-8702/2020 по делу № А11-2650/2020
Истец: Роспотребнадзор обязал ответчика в срок до 01.06.2020 установить окончательный размер СЗЗ на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров
Ответчик: Ответчик не согласен с предписанием
Суд: Суд признал предписание законным
По результатам проверки Роспотребнадзор вынес предписание ответчику, возложив на него обязанность в срок до 01.06.2020 установить окончательный размер СЗЗ на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Ответчик не согласился с предписанием, т.к. расчетная СЗЗ предприятию установлена, а в 2019 г. произведена постановка зоны на кадастровый учет.
Суд признал предписание законным. Указано, что факт самостоятельной постановки на кадастровый учет расчетной СЗЗ не свидетельствует о наличии у ответчика установленной (окончательной) СЗЗ на основании натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
КОММЕНТАРИЙ
Это дело интересно демонстрацией факта, что как ориентировочную, так и расчетную СЗЗ правильно и возможно было вносить в ЕГРН, и это не свидетельствовало об установлении окончательной СЗЗ, но резервировало место под СЗЗ до установления ее окончательной границы.
Упомянем также о переходном периоде, введенном Законом № 342-ФЗ, где сказано, что лица, в интересах которых установлена расчетная СЗЗ, должны подать заявление об установлении СЗЗ до 1 октября (теперь уже 2024 г. – см. п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ), а не доделывать СЗЗ по старой процедуре. При этом суд признает законным предписание об установлении окончательного размера СЗЗ. Можно сделать вывод, что норма о 1 октября не приживается ни у лиц, обязанных подать заявление, ни у правоприменителя (у которого вообще не приживаются новеллы, он хочет работать по старинке и выдает такие предписания).
Постановление Президиума Нижегородского областного суда от 24.04.2019 по делу № 44Г-13/2019
Истец: Частное лицо обратилось в суд с иском о соразмерном уменьшении покупной цены земельного участка
Ответчик: Администрация уменьшить цену отказалась
Суд: Дело направлено на новое рассмотрение
Истец указал, что по результатам аукциона он заключил договор купли-продажи земельного участка с категорией земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Перед подачей заявки на участие в аукционе по реализации спорного земельного участка он знакомился с конкурсной документацией, в которой отсутствовали сведения о каких-либо ограничениях или обременениях в пользовании предметом торгов. Истец полагал, что на данном земельном участке он может построить жилой дом, т.к. земельный участок расположен в зоне Ж-1 согласно Правилам землепользования и застройки. Но узнал, что продавец предоставил недостоверную информацию о земельном участке, который находится в охранной зоне скотомогильника, и строить жилой дом там нельзя. Администрация уменьшить цену отказалась, истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что истец не обращался с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в выдаче разрешения ему не отказывали. С Правилами землепользования и застройки, генеральным планом сельского поселения, содержащими данные о наличии СЗЗ скотомогильника, истец мог ознакомиться перед покупкой земельного участка.
Суд апелляционной инстанции отменил решение районного суда и пришел к выводу, что покупная цена земельного участка подлежит уменьшению, установив с учетом новых доказательств:
- что истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство;
- факт расположения земельного участка в СЗЗ скотомогильника доказан;
- договор купли-продажи имущества информации о наличии обременений и ограничений не содержал.
Однако суд округа такое решение апелляционного суда отменил, а дело направил на новое рассмотрение, указав следующее:
1. Продавец обязан информировать покупателя о наличии ограничений в использовании земельного участка (в силу п. 3 ст. 37 Земельного кодекса РФ). Неинформирование - грубое нарушение торгов.
2. Неисполнение продавцом обязанности по информированию покупателя об особенностях предмета продажи, повлекшее неправильное определение цены продажи, является основанием для оспаривания торгов, однако таких требований истцом заявлено не было. Положениями ст. 167 ГК РФ не предусмотрено такого последствия недействительности сделки, как изменение цены предмета договора.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из ориентировочного размера СЗЗ и не применил закон, подлежащий применению. Суду следовало выяснить, была ли установлена СЗЗ в отношении скотомогильника.
Кроме этого, суд обратил внимание на одно из переходных положений Закона № 342-ФЗ, согласно которому до дня установления СЗЗ возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования указанного закона ориентировочной, расчетной (предварительной) СЗЗ, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.