- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Что еще важно учесть при работе с ФГИС ОПВК
1. При заполнении информации о местах накопления ОПВК достаточно указать площадки, с которых планируется осуществлять вывоз. При этом необходимо максимально подробно осветить все имеющиеся аспекты въезда транспорта на территорию предприятия (наличие пропускного режима, режим работы, контакты ответственного лица, ограничения на объекте по видам транспортных средств - по габаритам, грузоподъемности и т. д.). Целесообразно прикрепить фотографию с въездом на площадку (если объект режимный, стоит сделать скриншот панорамы в Яндекс.Картах какого-то ближайшего ориентира и указать это в описании).
2. Для объектов негативного воздействия I и II категории необходимо также указывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (HOOJIP). Если этот документ находится в процессе утверждения и без договора с ФГУП «ФЭО» Управление Росприроднадзора отказывается его утверждать (а без нормативов система автоматически выдаст отказ в согласовании), то следует написать ФГУП «ФЭО» гарантийное письмо, что ваша организация обязуется в течение 10 дней с момента утверждения HOOJIP внести о них сведения в систему. В письме сделайте приписку, что в ответе от ФГУП «ФЭО» не нуждаетесь, скан письма приложите к заявке на регистрацию места накопления отходов, а оригинал отправьте почтой.
3. В соответствии с требованиями Порядка учета в области обращения с отходами9, масса отходов отражается в тоннах с точностью до трех знаков после запятой. И тут возможны трудности, например, если НООЛР был разработан до 2021 г., когда действовал предыдущий порядок учета: в соответствии с ним отработанные ртутьсодержащие лампы учитывались по массе одного изделия. Следовательно, значения нормативов могут быть очень малыми и при округлении не давать даже 1 кг. Техническая возможность отразить такое значение во ФГИС ОПВК отсутствует. В этом случае целесообразно запросить у ФГУП «ФЭО» копию документа об утверждении НООЛР, чтобы формально не попасть под санкции за предоставление недостоверных сведений.
Что касается отражения движения по отходам, то учитывая, что речь идет, как правило, об изделиях, целесообразно складировать, например, снятые лампы, батарейки для целей диагностики, пока их не накопится как минимум 1 кг, и потом уже проводить диагностику со списанием и отражать их в данных учета отходов и в системе.
Да и в принципе необходимо продумать, как обеспечить точность определения массы отходов. С одной стороны, п. 8 Порядка учета9 и п. 54 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом10 разрешают использовать расчетный метод определения массы, а с другой стороны, п. 5.2 Методических указаний по транспортированию отходов I-II классов опасности7 требует, чтобы масса определялась взвешиванием. Поэтому, если образуется больше чем пара ламп в год, целесообразно приобрести весы.
4. При подготовке отходов к передаче помните, что не все отходы являются опасными грузами. Вместе с тем именно образователь отходов отвечает за наличие соответствующей упаковки отходов и погрузку их в транспортное средство, поэтому даже вне зависимости от отнесения груза к опасным стоит ориентироваться на положения ГОСТ 26319-202011 и ГОСТ 19433-8812 при выборе тары и крепежа.
Маркировка, кроме QR-кода, также включает:
- основные надписи: грузоотправитель, грузополучатель, откуда, куда, количество;
- информационные надписи: масса (нетто/брутто), размеры грузового места;
- манипуляционные знаки (способы обращения с тарой);
- маркировку вида и степени опасности груза, если груз опасный (знаки - табло опасности, номера ООН, маркировку и предупреждения об опасности, идентификационные номера опасности, номера аварийных карточек). Требования определяются в соответствии с правилами транспортировки опасных грузов относительно конкретного способа (ДОПОГ, ИКАО, МОПОГ, ВОПОГ/ADN).
Отнесение к опасным грузам зависит не только от наличия опасных веществ, но и от их количества, размеров партии, способа упаковки и т. д. Например, перечень опасных грузов установлен таблицей разд. 3.2 ДОПОГ (Международного свода требований к перевозке опасных грузов автотранспортом), определяет отнесение опасных грузов к конкретным наименованиям с указанием присвоенных им номеров ООН, и в этой же таблице содержатся отсылки к особым указаниям, содержащимся в разд. 3.3 ДОПОГ (см. колонку 6 таблицы А гл. 3.2).
Подпункт 1.1.3.6 разд. 3.2 освобождает от отдельных требований ДОПОГ. Такие освобождения действуют в основном для перевозки опасных грузов в упаковках, если их количество в одной транспортной единице не превышает максимальных значений, указанных в таблице подп. 1.1.3.6.3 разд. 3.2.
Однако есть грузы, которые не освобождаются от требований ДОПОГ при перевозке в любых количествах (например, полихлордифенилы жидкие).
Обратите внимание на тару для опасного груза - она должна быть сертифицирована, В отношении опасных грузов выбор тары, номера ООН, необходимые согласования и разработку плана обеспечения безопасности должны осуществлять консультанты, компетентные в вопросах безопасности перевозки опасных грузов,
Следите за сроками внесения аванса: необходимо уложиться в 5 рабочих дней. В противном случае заявка перейдет в статус «Предоплата просрочена» и нужно будет оформлять ее заново или звонить и сообщать, что уже оплатили или хотите оплатить по этой заявке, в общем - лишняя работа.
Важно понимать: что-то «докинуть» в уже сформированную партию не получится, поскольку на новую партию должна быть сформирована новая заявка.
5. ФГУП «ФЭО» имеет обыкновение обновлять свои документы без предупреждения, поэтому прежде чем приступить к очередному взаимодействию с федеральным оператором и ФГИС ОПВК, лучше обратиться к актуальной редакции Руководства пользователя на сайте (https:// gisopvk.ru/media/files/filepublic/l/c/6/lc67ab30f3f4bd46. руководство-пользователя-вгис-опвк_оо_оп_от_мп_2_ PU7BeRq.pdf).
Важно помнить, что право доступа к информации, содержащейся в системе, без возможности ее обработки предоставлено Росприроднадзору на основании соглашения об информационном взаимодействии с оператором системы13.
Перспективы развития системы
Скорее всего, в ближайшее время нас ждут изменения в Положении о ФГИС ОПВК (на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов ID проекта 04/12/11-21/00122387) и типовом договоре (ID проекта 02/07/08- 22/00130230), ужесточение лицензионных требований для операторов по обращению с ОПВК (ID проекта 02/07/04-22/00126656), выправление ситуации с расширенной ответственностью производителя - с ФГУП «ФЭО» можно будет заключить договор на выполнение нормативов утилизации (ID проекта 02/04/06-22/00128700). Также идет публичное обсуждение проекта информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям по обращению с ОПВК (https://burondt.ru/NDT/PublicDiscussionDetail.php?UrlId=362&UrlDId=113).
С 1 марта 2023 г. утилизаторам официально разрешат самостоятельно утилизировать ОПВК, образующиеся в процессе их деятельности, - такие поправки внес Закон № 268-ФЗ14. Возможно, будет урегулирован вопрос обращения физических лиц с ОПВК. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу Российской Федерации (https://sozd.duma.gov.ru/bill/93332-8).
По информации ФГУП «ФЭО» на семинаре 19 июля 2022 г., в ближайшее время планируется решить вопрос заключения договора с бюджетными организациями - в части определения федерального оператора единым поставщиком (внесение соответствующих изменений в п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ15). Также, но не в скором времени, планируется разрешить вопрос с маржинальными отходами (предусмотреть компенсации, скидки и т. д.), с медицинскими отходами (ввести их все же в систему ФГИС ОПВК), оптимизировать отчетность (чтобы не было многочисленных дублирований), продолжать развивать интеграции.
Сейчас же, пока ФГУП «ФЭО» планирует светлое будущее, отрасль переработчиков находится в упадке, предприятия вынуждены сокращать штат и простаивать из-за отсутствия загрузки.
Документы
1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
2. Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности».
3. Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»".
4. СанПиН 2.1.3684-21. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических [профилактических] мероприятий.
5. Приказ ФАС России от 18.03.2022 № 220/22 «Об установлении предельных (максимальных) тарифов на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I и II классов опасности».
6. Постановление Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности».
7. Методические указания по транспортированию отходов I и II классов опасности (утверждены приказом ФГУП «ФЭО» от 29,03.2022 № 214-1/222-П). - URL; https;//rosfeo.ru/assets/lib/1673/metod_directiоns-transport_I-ll.pdf (дата обращения: 09.08.2022).
8. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».
9. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
10. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
11. ГОСТ 26319-2020 Грузы опасные. Упаковка.
12. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.
13. Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 № 253 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346».
14. Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
15. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 9, 2022 г.