Все публикации

 


Что еще важно учесть при работе с ФГИС ОПВК

 

1. При заполнении информации о местах накопления ОПВК достаточно указать площадки, с которых планиру­ется осуществлять вывоз. При этом необходимо макси­мально подробно осветить все имеющиеся аспекты въезда транспорта на территорию предприятия (наличие про­пускного режима, режим работы, контакты ответственного лица, ограничения на объекте по видам транспортных средств - по габаритам, грузоподъемности и т. д.). Целе­сообразно прикрепить фотографию с въездом на площад­ку (если объект режимный, стоит сделать скриншот пано­рамы в Яндекс.Картах какого-то ближайшего ориентира и указать это в описании).

2. Для объектов негативного воздействия I и II кате­гории необходимо также указывать нормативы образо­вания отходов и лимиты на их размещение (HOOJIP). Ес­ли этот документ находится в процессе утверждения и без договора с ФГУП «ФЭО» Управление Росприроднадзора отказывается его утверждать (а без нормативов система автоматически выдаст отказ в согласовании), то следует написать ФГУП «ФЭО» гарантийное письмо, что ваша орга­низация обязуется в течение 10 дней с момента утвержде­ния HOOJIP внести о них сведения в систему. В письме сделайте приписку, что в ответе от ФГУП «ФЭО» не нужда­етесь, скан письма приложите к заявке на регистрацию места накопления отходов, а оригинал отправьте почтой.

3. В соответствии с требованиями Порядка учета в об­ласти обращения с отходами9, масса отходов отражается в тоннах с точностью до трех знаков после запятой. И тут возможны трудности, например, если НООЛР был разра­ботан до 2021 г., когда действовал предыдущий порядок учета: в соответствии с ним отработанные ртутьсодержащие лампы учитывались по массе одного изделия. Сле­довательно, значения нормативов могут быть очень ма­лыми и при округлении не давать даже 1 кг. Техническая возможность отразить такое значение во ФГИС ОПВК от­сутствует. В этом случае целесообразно запросить у ФГУП «ФЭО» копию документа об утверждении НООЛР, чтобы формально не попасть под санкции за предоставление не­достоверных сведений.

Что касается отражения движения по отходам, то учи­тывая, что речь идет, как правило, об изделиях, целесообра­зно складировать, например, снятые лампы, батарейки для целей диагностики, пока их не накопится как мини­мум 1 кг, и потом уже проводить диагностику со списани­ем и отражать их в данных учета отходов и в системе.

Да и в принципе необходимо продумать, как обеспе­чить точность определения массы отходов. С одной сто­роны, п. 8 Порядка учета9 и п. 54 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом10 разрешают использовать расчетный метод определения массы, а с другой сторо­ны, п. 5.2 Методических указаний по транспортированию отходов I-II классов опасности7 требует, чтобы масса опре­делялась взвешиванием. Поэтому, если образуется больше чем пара ламп в год, целесообразно приобрести весы.

4. При подготовке отходов к передаче помните, что не все отходы являются опасными грузами. Вместе с тем именно образователь отходов отвечает за наличие соответствующей упаковки отходов и погрузку их в транс­портное средство, поэтому даже вне зависимости от отне­сения груза к опасным стоит ориентироваться на положе­ния ГОСТ 26319-202011 и ГОСТ 19433-8812 при выборе тары и крепежа.

Маркировка, кроме QR-кода, также включает:

-        основные надписи: грузоотправитель, грузополучатель, откуда, куда, количество;

-        информационные надписи: масса (нетто/брутто), раз­меры грузового места;

-       манипуляционные знаки (способы обращения с тарой);

-        маркировку вида и степени опасности груза, если груз опасный (знаки - табло опасности, номера ООН, марки­ровку и предупреждения об опасности, идентификаци­онные номера опасности, номера аварийных карточек). Требования определяются в соответствии с правилами транспортировки опасных грузов относительно конкрет­ного способа (ДОПОГ, ИКАО, МОПОГ, ВОПОГ/ADN).

Отнесение к опасным грузам зависит не только от на­личия опасных веществ, но и от их количества, размеров партии, способа упаковки и т. д. Например, перечень опас­ных грузов установлен таблицей разд. 3.2 ДОПОГ (Между­народного свода требований к перевозке опасных грузов автотранспортом), определяет отнесение опасных грузов к конкретным наименованиям с указанием присвоенных им номеров ООН, и в этой же таблице содержатся отсыл­ки к особым указаниям, содержащимся в разд. 3.3 ДОПОГ (см. колонку 6 таблицы А гл. 3.2).

Подпункт 1.1.3.6 разд. 3.2 освобождает от отдельных требований ДОПОГ. Такие освобождения действуют в ос­новном для перевозки опасных грузов в упаковках, если их количество в одной транспортной единице не пре­вышает максимальных значений, указанных в таблице подп. 1.1.3.6.3 разд. 3.2.

Однако есть грузы, которые не освобождаются от тре­бований ДОПОГ при перевозке в любых количествах (на­пример, полихлордифенилы жидкие).

Обратите внимание на тару для опасного груза - она должна быть сертифицирована, В отношении опасных грузов выбор тары, но­мера ООН, необходимые согласования и разработку плана обеспе­чения безопасности должны осуществлять консультанты, компе­тентные в вопросах безопасности перевозки опасных грузов,

Следите за сроками внесения аванса: необходимо уло­житься в 5 рабочих дней. В противном случае заявка пе­рейдет в статус «Предоплата просрочена» и нужно бу­дет оформлять ее заново или звонить и сообщать, что уже оплатили или хотите оплатить по этой заявке, в общем - лишняя работа.

Важно понимать: что-то «докинуть» в уже сформиро­ванную партию не получится, поскольку на новую партию должна быть сформирована новая заявка.

5. ФГУП «ФЭО» имеет обыкновение обновлять свои до­кументы без предупреждения, поэтому прежде чем при­ступить к очередному взаимодействию с федеральным оператором и ФГИС ОПВК, лучше обратиться к актуаль­ной редакции Руководства пользователя на сайте (https:// gisopvk.ru/media/files/filepublic/l/c/6/lc67ab30f3f4bd46. руководство-пользователя-вгис-опвк_оо_оп_от_мп_2_ PU7BeRq.pdf).

Важно помнить, что право доступа к информации, со­держащейся в системе, без возможности ее обработки предоставлено Росприроднадзору на основании соглаше­ния об информационном взаимодействии с оператором системы13.

 

Перспективы развития системы

 

Скорее всего, в ближайшее время нас ждут изменения в Положении о ФГИС ОПВК (на Фе­деральном портале проектов нормативных пра­вовых актов ID проекта 04/12/11-21/00122387) и типовом договоре (ID проекта 02/07/08- 22/00130230), ужесточение лицензионных требо­ваний для операторов по обращению с ОПВК (ID проекта 02/07/04-22/00126656), выправление си­туации с расширенной ответственностью произ­водителя - с ФГУП «ФЭО» можно будет заключить договор на выполнение нормативов утилизации (ID проекта 02/04/06-22/00128700). Также идет публичное обсуждение проекта информацион­но-технического справочника по наилучшим доступным технологиям по обращению с ОПВК (https://burondt.ru/NDT/PublicDiscussionDetail.php?UrlId=362&UrlDId=113).

С 1 марта 2023 г. утилизаторам официально разрешат самостоятельно утилизировать ОПВК, образующиеся в процессе их деятельности, - та­кие поправки внес Закон № 268-ФЗ14. Возможно, будет урегулирован вопрос обращения физиче­ских лиц с ОПВК. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу Российской Фе­дерации (https://sozd.duma.gov.ru/bill/93332-8).

По информации ФГУП «ФЭО» на семинаре 19 июля 2022 г., в ближайшее время планирует­ся решить вопрос заключения договора с бюд­жетными организациями - в части определения федерального оператора единым поставщиком (внесение соответствующих изменений в п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ15). Также, но не в скором време­ни, планируется разрешить вопрос с маржиналь­ными отходами (предусмотреть компенсации, скидки и т. д.), с медицинскими отходами (ввести их все же в систему ФГИС ОПВК), оптимизировать отчетность (чтобы не было многочисленных дуб­лирований), продолжать развивать интеграции.

Сейчас же, пока ФГУП «ФЭО» планирует свет­лое будущее, отрасль переработчиков находит­ся в упадке, предприятия вынуждены сокращать штат и простаивать из-за отсутствия загрузки.

 

Документы

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о федеральной государ­ственной информационной системе учета и контроля за обращением с от­ходами I и II классов опасности».

3. Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Фе­деральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»".

4. СанПиН 2.1.3684-21. Санитарно-эпиде­миологические требования к содержа­нию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питье­вой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производ­ственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических [профилак­тических] мероприятий.

5. Приказ ФАС России от 18.03.2022 № 220/22 «Об установлении предель­ных (максимальных) тарифов на услугу федерального оператора по обраще­нию с отходами производства и потре­бления I и II классов опасности».

6. Постановление Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказа­ние услуг по обращению с отходами I и II классов опасности».

7. Методические указания по транспор­тированию отходов I и II классов опас­ности (утверждены приказом ФГУП «ФЭО» от 29,03.2022 № 214-1/222-П). - URL; https;//rosfeo.ru/assets/lib/1673/metod_directiоns-transport_I-ll.pdf (дата обращения: 09.08.2022).

8. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утвержде­нии перечня видов отходов производ­ства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоро­нение которых запрещается».

9. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

10. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобиль­ным транспортом и о внесении изме­нений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».

11. ГОСТ 26319-2020 Грузы опасные. Упа­ковка.

12. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Класси­фикация и маркировка.

13. Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 № 253 «О внесении измене­ний в постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 18.10.2019 № 1346».

14. Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах про­изводства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

15. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Опубликовано в журнале "Экология производства" № 9, 2022 г.

статистика