- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Этап 4. Положения стандарта устанавливают, что определенные элементы СЭМ требуют документирования. Перечислим их (в скобках указаны соответствующие пункты стандарта):
► среда организации (п. 4.3);
► экологическая политика (п. 5.2);
► определение рисков и возможностей (п. 6.1.1);
► экологические аспекты (п. 6.1.2);
► принятые обязательства (п. 6.1.3);
► экологические цели. Планирование действий по их достижению (п. 6.2);
► ресурсы: компетентность (п. 7.2), осведомленность (п. 7.3), обмен информацией (п. 7.4);
► документированная информация. Управление документированной информацией (п. 7.5);
► планирование и управление деятельностью (п. 8.1);
► готовность к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответные действия (п. 8.2);
► мониторинг, измерение, анализ и оценка (п. 9.1);
► оценка соответствия (п. 9.1.2);
► внутренний аудит (п. 9.2);
► анализ со стороны руководства (п. 9.3);
► несоответствия и корректирующие действия (п. 10.2).
Это не означает, что по каждому элементу стандарта должна быть отдельная процедура.
Исходя из опыта, рекомендуем, как минимум, описать отдельными документами следующие основные элементы СЭМ:
► идентификация экологических рисков и возможностей по методике оценки рисков и возможностей;
► идентификация и оценка значимости экологических аспектов;
► мониторинг и измерения;
► внутренний аудит.
Остальные элементы и процедуры управления ими могут быть описаны в общем руководстве по СЭМ подробно или схематически с отсылкой к уже имеющимся в организации процедурам.
Например, по элементу «Компетентность» (ISO 14001, п. 7.2) достаточно описать алгоритм процесса внутреннего и внешнего обучения, который уже сложился в отделе кадров, расширив его подготовкой персонала, задействованного в СЭМ, и хранить информацию о подготовке в рамках СЭМ в виде протоколов обучения, сертификатов, свидетельств о повышении квалификации и т. д.
Документированная информация, относящаяся к СЭМ, может быть интегрирована с другими системами менеджмента. Если на предприятии действует система менеджмента качества, можно использовать единый стандарт по управлению документацией.
Несмотря на то, что прямого требования о создании единого руководящего документа по СЭМ на предприятии нет, на практике он весьма удобен. Руководство по СЭМ содержит описание деятельности предприятия, основных элементов СЭМ в контексте предприятия, их взаимодействия, а также дает ссылки на связанные документы (стандарты и процедуры).
Важно помнить, что каждая организация сама определяет объем и структуру разрабатываемой документации по СЭМ. Они будут зависеть от размеров организации, ее деятельности и от необходимости продемонстрировать принятые обязательства. Главное: документы должны быть понятными, удобными и эффективными.
Разработку документов по элементам СЭМ целесообразно начинать с подготовки проектов соответствующих процедур руководства по СЭМ, последующего их внутреннего согласования, утверждения и внедрения.
Этап 5. Внедрять руководящие документы необходимо после внутреннего обучения заинтересованного персонала.
Регистрация, рассылка новых процедур, получение отметок об ознакомлении - все это должно соответствовать требованиям процедуры «Управление документацией».
Процедуры могут оформляться в виде стандартов предприятия (СТП), инструкций, методик, рекомендаций, памяток и т. п. или отражаться в руководстве.
Процесс внедрения руководящих документов и процедур долгий и трудоемкий. Поскольку именно на этом этапе проходит апробация и доработка всех документов СЭМ, важна обратная связь с исполнителями.
Рекомендуем проводить опросы, беседы с работниками на предмет понимания и выполнения требований, изложенных в документах.
После внедрения процедур и обучения весь персонал должен знать требования процедур СЭМ. Если этого нет, следует выяснить причины, учесть мнение людей, работающих с этими процедурами, при необходимости расшифровать, доработать, внести изменения в процедуры.
При внедрении процедур СЭМ надо убедиться, что они реально выполнимы: доступны необходимые оборудование, ресурсы, информация и т. п. Разрабатываемые документы в отношении управления операциями должны быть основаны на конкретных действиях.
Этап 6. Руководители должны осуществлять контроль и корректировку выполнения процедур. Для достижения экологических целей требуются финансовые, технические и организационные ресурсы.
Особое внимание уделяется мониторингу процессов и результатов деятельности. Предприятие может самостоятельно определять подходы и методы мониторинга в соответствии с принятыми задачами и доступными ресурсами.
На этом этапе предприятие планирует свои действия с учетом:
► выявленных рисков и возможностей;
► определенных значимых экологических аспектов;
► принятых обязательств.
Основной результирующий документ планирования - целевые программы экологического менеджмента (ЦПЭМ).
Рекомендуем на начальном этапе функционирования СЭМ начинать с небольших целей, которые достижимы и всем понятны.
Например, цель - внедрить раздельное складирование офисной бумаги. Мероприятия: приобретение контейнеров, разработка инструкции для работников, подготовка приказа о раздельном накоплении офисной бумаги и т. д. После реализации плана проверяем, что не получилось, почему некоторые подразделения легко справились с задачей, а другие столкнулись с трудностями. Определяем причины и дорабатываем процедуры, делая их жизнеспособными.
Сначала следует привести разработанную документацию в соответствие с реальностью, а уже потом менять требования и устанавливаемые ими действия. Желание создать красивый и внушительный документ, в который не вписываются реальные проблемы и действия, - одна из основных причин неудачного внедрения СЭМ.
Этап 7. Оценка соответствия и внутренние аудиты.
Оценка соответствия - это оценка деятельности предприятия на предмет соответствия установленным требованиям.
Оценку соответствия можно вписать в смежные процедуры:
► по осуществлению мониторинга и измерений;
► проведению внутренних аудитов;
► анализу эффективности функционирования СЭМ со стороны руководства.
К основным элементам этого этапа относятся составление и ведение реестра применимых требований, его своевременная актуализация.
По результатам оценки соответствия выявляются реальные или потенциальные несоответствия, выполняются корректирующие действия. Результаты оценки соответствия могут документироваться отдельно или в годовом отчете о функционировании СЭМ.
Внутренние аудиты проводятся для обеспечения систематического анализа эффективности функционирования элементов СЭМ и их улучшения, для принятия своевременных мер по устранению несоответствий, установленных при аудите, для разработки корректирующих действий.
Для описания внутреннего аудита целесообразно разработать отдельную процедуру, в которой должны быть отражены основные этапы внутреннего аудита и бланки его программы, отчета о несоответствии, бланк о регистрации наблюдения, форма отчета об аудите.
Для разработки процедуры необходимо использовать стандарт ISO 19011:2018 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» (российский аналог - ГОСТ Р ИСО 19011-2021).
Этап 8. Порядок сбора и систематизации данных о функционировании СЭМ, а также порядок анализа этих данных рекомендуем описать в руководстве по экологическому менеджменту. В случае большого количества данных можно разработать отдельную процедуру «Анализ со стороны руководства», в которую входит информация о том, какие данные и в каком виде будут включаться в годовой отчет руководству.
Анализ со стороны руководства может совмещаться с другой деятельностью по менеджменту: производственными совещаниями, заседаниями директоров, но может проводиться и отдельно. В этом случае необходимо управлять документированной информацией, такой как протоколы совещаний, решения, приказы, распоряжения и т. д.
Анализ со стороны руководства имеет смысл проводить 1 раз в год, результат должен быть зафиксирован и доведен до заинтересованных лиц.
Этап 9 - сертификация СЭМ.
Сертификация - это комплекс действий в целях подтверждения соответствия определенным требованиям. Сертификация выполняется независимыми аккредитованными органами по сертификации.
В России действуют две системы сертификации:
1. Сертификация на соответствие ISO 14001. Компании, которые ее выполняют, имеют международную аккредитацию и выдают сертификат международного образца.
Международный сертификат ISO 14001 признается в более чем 90 странах мира, в том числе в США, Канаде, Китае, Японии, Австралии. Международные органы сертификации по ISO 14001: SGS, TUV Rheinland, Bureau Veritas, BSI.
2. Сертификация на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001. Сертифицирующие компании имеют российскую аккредитацию и выдают сертификат на соответствие стандарту, который признается только на территории России. Российские сертифицирующие компании: SERC0NS, ИСО Консалтинг и др.
Некоторые компании создают свои «зеленые стандарты» и системы сертификации, регистрируют их и проводят сертификацию на соответствие им, однако такие сертификаты не имеют никакого отношения к стандартам ISO 14001 и ГОСТ Р ИСО 14001.
Отметим при этом, что сама по себе сертификация не должна быть главной целью. Сертификация лишь подтверждает, что СЭМ внедрена и функционирует в соответствии с определенным стандартом.
Если не
нужно доказывать партнерам, кредиторам и прочим стейкхолдерам, что внедренная
СЭМ соответствует стандарту, если она внедряется исключительно для развития
компании и уменьшения рисков, - берите стандарт и действуйте! Вас ничто не
должно останавливать.
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 7, 2022 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости