Все публикации

 

Начало

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2020

№ Ф04-3517/2020 по делу № А75-14679/2019: предписание установить СЗЗ

в срок до 31.12.2020.

Администрация обратилась в суд с требованиями к Обществу разработать в числе прочего проект СЗЗ, установить размеры и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах СЗЗ скважин кустовых площадок месторождения нефти в срок до 31.12.2020.

Письмами в администрацию Общество сообщило, что ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, ранее установленные для указанных кустов скважин, действуют до 01.01.2020 (обрати внимание: в настоящий момент срок перенесен на 01.01.2025!) в соответствии с положениями Закона от № 342-ФЗ. Работы по установлению ЗОУИТ Обществом будут проведены до января 2022 г.

Суды указали на неверное толкование Обществом положений п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, согласно которым:

с 01.01.2022 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют;

собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 01.10.2021 (теперь до 01.10.2024) обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении СЗЗ, с заявлениями об установлении СЗЗ.

Поскольку доказательств определения в отношении спорных объектов предварительной СЗЗ (проекта ориентировочной СЗЗ, проведение натурных замеров) в материалы дела не представлено, Общество обязано было установить СЗЗ кустовых площадок.

Отметим, что здесь суд указал:

Поскольку доказательств определения в отношении спорных объектов предварительной санитарно-защитной зоны в материалы дела не представлено, Общество обязано было установить санитарно-защитную зону кустовых площадок № 65А и № 110 Правдинского месторождения нефти.

Значит, по мнению суда, те, кто не имеет ориентировочной (предварительной) СЗЗ, должны разрабатывать проект СЗЗ независимо от п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, т.е. в указанный в предписании Роспотребнадзора срок, т.к. п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ на них не распространяется, а требование разработать проект СЗЗ — распространяется.

При этом указано, что должны быть какие-то доказательства об установлении предварительной СЗЗ, но какие — суд не конкретизировал, санитарная классификация в решении суда не упомянута.

Возможно, стороны о санитарной классификации в суде не заявляли: из решения суда не видно, что именно хозяйствующий субъект разъяснял суду, что, по его мнению, означает установление предварительной СЗЗ. Соответственно, о том, заявлял ли хозяйствующий субъект о том, что ориентировочные СЗЗ устанавливаются санитарной классификацией, неизвестно, и прямой оценки вопросу, рассматриваемому в статье «Санитарно-защитные зоны: акция под названием «1 октября 2019 года». Что нас ждет?», суд не дал.

 

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.04.2021

№ Ф08-3406/2021 по делу № А63-7496/2020: оспаривается предписание установить

СЗЗ, т.к. для установления СЗЗ законодательно установлен срок до 01.01.2022.

В рассматриваемом деле в период проведения проверки и на дату вынесения оспариваемого предписания у Общества отсутствовала СЗЗ. Предписание выдано территориальным отделом Роспотребнадзора с соблюдением требований к его оформлению и содержанию, а также порядка его вынесения. Суд проверил и обоснованно отклонил довод о малом сроке исполнения предписания, отметив, что это не влечет признание предписания недействительным. Указанный в предписании срок (1 год) является достаточным для его исполнения. Кроме того, материалами дела подтверждается исполнение предписания в полном объеме. Общество получило Решение Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека от 09.06.2020 № 111-РСЗЗ, которым установлена СЗЗ (предписание было выдано 26.05.2020).

Суд отклонил довод о неверном сроке исполнения требований предписания, учел п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, в силу которого определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют с 01.01.2020  (срок перенесен на 01.01.2025). Это обстоятельство не освобождает Общество от соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

 

КОММЕНТАРИЙ

Во всех приведенных в этой статье решениях обращает на себя внимание факт активного использования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 как основного документа, регулирующего процедуру установления СЗЗ. При этом нормы Постановления № 222 и Закона № 342-ФЗ либо игнорируются, либо указывается на их «неправильную трактовку» или на то, что наличие п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ не освобождает предприятие от необходимости установить СЗЗ.

 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021

№ 09АП-69985/2020 по делу № А40-82218/2020: предписание об установлении СЗЗ

к 15.10.2021.

Согласно п. 1 Предписания Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Мосэнерго» в срок до 15.10.2021 должно установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны для отдельных филиалов и их структурных подразделений.

Суд отклонил ссылку Общества на положения п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, определяющие сроки и переходные положения, поскольку заявитель еще до вступления в законную силу Постановления № 222, Закона № 342-ФЗ должен был соблюдать установленные требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

 

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020

№ 07АП-5606/2020 по делу № А45-39897/2019: предписание подать заявление

на установление СЗЗ к 01.10.2021.

Обществу по результатам проверки предписано обратиться с заявлением на установление СЗЗ до 01.10.2021 с приложением соответствующих документов. Общество имеет проект расчетной СЗЗ и санитарно-эпидемиологическое заключение на него. Вместе с тем процедура оформления СЗЗ Обществом до конца не доведена.

Отсутствие в радиусе СЗЗ жилой застройки, спортивных сооружений, парков, образовательных, детских и других объектов не освобождает заявителя от необходимости при осуществлении своей деятельности обеспечить необходимый уровень безопасности предприятия в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

 

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2020

№ Ф05-5523/2020 по делу № А40-162708/2019: предписание установить СЗЗ

дано с неверным сроком.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт космических исследований Российской академии наук» обратилось в суд с иском к Роспотребнадзору о признании незаконными пп. 1 и 2 предписания от 11.04.2019.

Деятельность учреждения связана в числе прочего с источниками выбросов загрязняющих веществ, т.е. оно является источником загрязнения атмосферного воздуха, что подтверждается наличием у него разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Предписано представить решение управления по установлению (изменению или прекращению существования) СЗЗ в срок до 10.04.2020.

Суды правомерно отклонили довод заявителя о неверном сроке исполнения требований предписания в связи с тем, что в соответствии с п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют с 01.01.2020.

 

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.09.2020 по делу

№ 33-12480/2020: продление срока исполнения иска прокурора по разработке СЗЗ.

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил возложить на ОАО «Уральский завод авто-текстильных изделий» обязанность по разработке проекта организации СЗЗ предприятия в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, а также возложить обязанности по направлению в Роспотребнадзор заявления об установлении СЗЗ предприятия.

В апелляционной жалобе ответчик просит изменить решение суда в части установленного годичного срока для исполнения возложенных обязанностей, увеличив указанный срок до 2 лет 6 месяцев.

Отклоняя доводы жалобы об установлении срока для исполнения возложенных обязанностей в 2 года 6 месяцев, судебная коллегия отмечает, что для исполнения таких обязанностей срок был установлен в п. 2 Постановления № 222, установленные же в решении сроки определены с учетом требований п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, о чем судом в решении приведено верное обоснование.

 

Решение Московского городского суда от 28.10.2020 № 7-10546/2020:

использование переходных положений закона № 342-ФЗ при наличии расчетной СЗЗ.

ОАО «Российские железные дороги» безрезультатно пытался оспорить штраф по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (отсутствие проекта СЗЗ, санитарно-эпидемиологического заключения на проект, отсутствие СЗЗ).

Довод Общества о том, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие объекты, судом отвергнут со ссылкой на п. 2 Постановления № 222.

Пункт 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ судом расценен не очень понятно: суд полностью процитировал первые два предложения данного пункта, после чего сделал вывод: «тем самым у ОАО ''РЖД'' в любом случае должны быть с <...> г. ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны».

Отметим, что в рассматриваемом случае были жалобы жильцов на превышение допустимого уровня шума в их жилых помещениях, т.е. суд защищал конкретных граждан. В таких случаях бывает, что суд нестандартно отписывает мотивировочную часть решения ввиду того, что оно было принято на основе внутреннего убеждения о необходимости защитить граждан, попавших в негативные условия (в данном случае граждан, чье жилое помещение вибрирует при прохождении железнодорожного состава).

В таком случае это решение суда служит подтверждением тезиса «не нарушай — легче будет отстоять свои права».

 

Решение Московского городского суда от 22.12.2020 по делу № 7-14871/2020:

оспорен штраф ввиду отсутствия воздействия за контуром объекта .

Обществом успешно оспорен штраф по ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части вменения такого нарушения, как неустановление СЗЗ.

Общество имеет проект расчетной СЗЗ, на который получено СЭЗ.

В Роспотребнадзор Обществом представлены результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха, которыми за контуром объектов, принадлежащих Обществу, превышений уровня ПДК по химическому, физическому, биологическому воздействию на здоровье человека не установлено.

В ходе проведения проверки Роспотребнадзором лабораторные исследования атмосферного воздуха за контуром объектов капитального строительства, принадлежащих Обществу, в свою очередь не проводились.

Суд согласился с Обществом, что обстоятельства для установления СЗЗ в соответствии с новым законодательством в части СЗЗ отсутствуют.

Данное судебное решение показывает, что обратный тезис тоже верен (см. вывод по предыдущему решению суда):

Если жалоб от жителей нет, а само предприятие показало свою добросовестность (предоставило замеры, из которых видно, что оно укладывается в нормативы), суд готов принять решение в пользу такого хозяйствующего субъекта.

 

[1] Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (в ред. от 03.03.2022).

[2] Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2021).

[3] См. http://www.ecoteam.ru/ru/materials/248.

[4] Заключение Минэкономразвития России от 17.01.2013 «Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 ''О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ''Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов''».

[5] Ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 02.07.2021).

[6] См. http://www.ecoteam.ru/ru/materials/157.

 

Опубликовано в журнале "ЭкоСпоры" № 2, 2022 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика