- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2020
№ Ф04-3517/2020 по делу № А75-14679/2019: предписание установить СЗЗ
в срок до 31.12.2020.
Администрация обратилась в суд с требованиями к Обществу разработать в числе прочего проект СЗЗ, установить размеры и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах СЗЗ скважин кустовых площадок месторождения нефти в срок до 31.12.2020.
Письмами в администрацию Общество сообщило, что ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, ранее установленные для указанных кустов скважин, действуют до 01.01.2020 (обрати внимание: в настоящий момент срок перенесен на 01.01.2025!) в соответствии с положениями Закона от № 342-ФЗ. Работы по установлению ЗОУИТ Обществом будут проведены до января 2022 г.
Суды указали на неверное толкование Обществом положений п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, согласно которым:
с 01.01.2022 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют;
собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 01.10.2021 (теперь до 01.10.2024) обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении СЗЗ, с заявлениями об установлении СЗЗ.
Поскольку доказательств определения в отношении спорных объектов предварительной СЗЗ (проекта ориентировочной СЗЗ, проведение натурных замеров) в материалы дела не представлено, Общество обязано было установить СЗЗ кустовых площадок.
Отметим, что здесь суд указал:
Поскольку доказательств определения в отношении спорных объектов предварительной санитарно-защитной зоны в материалы дела не представлено, Общество обязано было установить санитарно-защитную зону кустовых площадок № 65А и № 110 Правдинского месторождения нефти.
Значит, по мнению суда, те, кто не имеет ориентировочной (предварительной) СЗЗ, должны разрабатывать проект СЗЗ независимо от п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, т.е. в указанный в предписании Роспотребнадзора срок, т.к. п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ на них не распространяется, а требование разработать проект СЗЗ — распространяется.
При этом указано, что должны быть какие-то доказательства об установлении предварительной СЗЗ, но какие — суд не конкретизировал, санитарная классификация в решении суда не упомянута.
Возможно, стороны о санитарной классификации в суде не заявляли: из решения суда не видно, что именно хозяйствующий субъект разъяснял суду, что, по его мнению, означает установление предварительной СЗЗ. Соответственно, о том, заявлял ли хозяйствующий субъект о том, что ориентировочные СЗЗ устанавливаются санитарной классификацией, неизвестно, и прямой оценки вопросу, рассматриваемому в статье «Санитарно-защитные зоны: акция под названием «1 октября 2019 года». Что нас ждет?», суд не дал.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.04.2021
№ Ф08-3406/2021 по делу № А63-7496/2020: оспаривается предписание установить
СЗЗ, т.к. для установления СЗЗ законодательно установлен срок до 01.01.2022.
В рассматриваемом деле в период проведения проверки и на дату вынесения оспариваемого предписания у Общества отсутствовала СЗЗ. Предписание выдано территориальным отделом Роспотребнадзора с соблюдением требований к его оформлению и содержанию, а также порядка его вынесения. Суд проверил и обоснованно отклонил довод о малом сроке исполнения предписания, отметив, что это не влечет признание предписания недействительным. Указанный в предписании срок (1 год) является достаточным для его исполнения. Кроме того, материалами дела подтверждается исполнение предписания в полном объеме. Общество получило Решение Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека от 09.06.2020 № 111-РСЗЗ, которым установлена СЗЗ (предписание было выдано 26.05.2020).
Суд отклонил довод о неверном сроке исполнения требований предписания, учел п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, в силу которого определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют с 01.01.2020 (срок перенесен на 01.01.2025). Это обстоятельство не освобождает Общество от соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
КОММЕНТАРИЙ
Во всех приведенных в этой статье решениях обращает на себя внимание факт активного использования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 как основного документа, регулирующего процедуру установления СЗЗ. При этом нормы Постановления № 222 и Закона № 342-ФЗ либо игнорируются, либо указывается на их «неправильную трактовку» или на то, что наличие п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ не освобождает предприятие от необходимости установить СЗЗ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021
№ 09АП-69985/2020 по делу № А40-82218/2020: предписание об установлении СЗЗ
к 15.10.2021.
Согласно п. 1 Предписания Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Мосэнерго» в срок до 15.10.2021 должно установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны для отдельных филиалов и их структурных подразделений.
Суд отклонил ссылку Общества на положения п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, определяющие сроки и переходные положения, поскольку заявитель еще до вступления в законную силу Постановления № 222, Закона № 342-ФЗ должен был соблюдать установленные требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020
№ 07АП-5606/2020 по делу № А45-39897/2019: предписание подать заявление
на установление СЗЗ к 01.10.2021.
Обществу по результатам проверки предписано обратиться с заявлением на установление СЗЗ до 01.10.2021 с приложением соответствующих документов. Общество имеет проект расчетной СЗЗ и санитарно-эпидемиологическое заключение на него. Вместе с тем процедура оформления СЗЗ Обществом до конца не доведена.
Отсутствие в радиусе СЗЗ жилой застройки, спортивных сооружений, парков, образовательных, детских и других объектов не освобождает заявителя от необходимости при осуществлении своей деятельности обеспечить необходимый уровень безопасности предприятия в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2020
№ Ф05-5523/2020 по делу № А40-162708/2019: предписание установить СЗЗ
дано с неверным сроком.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт космических исследований Российской академии наук» обратилось в суд с иском к Роспотребнадзору о признании незаконными пп. 1 и 2 предписания от 11.04.2019.
Деятельность учреждения связана в числе прочего с источниками выбросов загрязняющих веществ, т.е. оно является источником загрязнения атмосферного воздуха, что подтверждается наличием у него разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
Предписано представить решение управления по установлению (изменению или прекращению существования) СЗЗ в срок до 10.04.2020.
Суды правомерно отклонили довод заявителя о неверном сроке исполнения требований предписания в связи с тем, что в соответствии с п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют с 01.01.2020.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.09.2020 по делу
№ 33-12480/2020: продление срока исполнения иска прокурора по разработке СЗЗ.
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил возложить на ОАО «Уральский завод авто-текстильных изделий» обязанность по разработке проекта организации СЗЗ предприятия в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, а также возложить обязанности по направлению в Роспотребнадзор заявления об установлении СЗЗ предприятия.
В апелляционной жалобе ответчик просит изменить решение суда в части установленного годичного срока для исполнения возложенных обязанностей, увеличив указанный срок до 2 лет 6 месяцев.
Отклоняя доводы жалобы об установлении срока для исполнения возложенных обязанностей в 2 года 6 месяцев, судебная коллегия отмечает, что для исполнения таких обязанностей срок был установлен в п. 2 Постановления № 222, установленные же в решении сроки определены с учетом требований п. 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, о чем судом в решении приведено верное обоснование.
Решение Московского городского суда от 28.10.2020 № 7-10546/2020:
использование переходных положений закона № 342-ФЗ при наличии расчетной СЗЗ.
ОАО «Российские железные дороги» безрезультатно пытался оспорить штраф по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (отсутствие проекта СЗЗ, санитарно-эпидемиологического заключения на проект, отсутствие СЗЗ).
Довод Общества о том, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие объекты, судом отвергнут со ссылкой на п. 2 Постановления № 222.
Пункт 13 ст. 26 Закона № 342-ФЗ судом расценен не очень понятно: суд полностью процитировал первые два предложения данного пункта, после чего сделал вывод: «тем самым у ОАО ''РЖД'' в любом случае должны быть с <...> г. ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны».
Отметим, что в рассматриваемом случае были жалобы жильцов на превышение допустимого уровня шума в их жилых помещениях, т.е. суд защищал конкретных граждан. В таких случаях бывает, что суд нестандартно отписывает мотивировочную часть решения ввиду того, что оно было принято на основе внутреннего убеждения о необходимости защитить граждан, попавших в негативные условия (в данном случае граждан, чье жилое помещение вибрирует при прохождении железнодорожного состава).
В таком случае это решение суда служит подтверждением тезиса «не нарушай — легче будет отстоять свои права».
Решение Московского городского суда от 22.12.2020 по делу № 7-14871/2020:
оспорен штраф ввиду отсутствия воздействия за контуром объекта .
Обществом успешно оспорен штраф по ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части вменения такого нарушения, как неустановление СЗЗ.
Общество имеет проект расчетной СЗЗ, на который получено СЭЗ.
В Роспотребнадзор Обществом представлены результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха, которыми за контуром объектов, принадлежащих Обществу, превышений уровня ПДК по химическому, физическому, биологическому воздействию на здоровье человека не установлено.
В ходе проведения проверки Роспотребнадзором лабораторные исследования атмосферного воздуха за контуром объектов капитального строительства, принадлежащих Обществу, в свою очередь не проводились.
Суд согласился с Обществом, что обстоятельства для установления СЗЗ в соответствии с новым законодательством в части СЗЗ отсутствуют.
Данное судебное решение показывает, что обратный тезис тоже верен (см. вывод по предыдущему решению суда):
Если жалоб от жителей нет, а само предприятие показало свою добросовестность (предоставило замеры, из которых видно, что оно укладывается в нормативы), суд готов принять решение в пользу такого хозяйствующего субъекта.
[1] Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (в ред. от 03.03.2022).
[2] Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2021).
[3] См. http://www.ecoteam.ru/ru/materials/248.
[4] Заключение Минэкономразвития России от 17.01.2013 «Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 ''О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ''Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов''».
[5] Ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 02.07.2021).
[6] См. http://www.ecoteam.ru/ru/materials/157.
Опубликовано в журнале "ЭкоСпоры" № 2, 2022 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости