Все публикации

 

Суть инвентаризации отходов

Окончание

Н.В. Бирюкова

В БДО могут отсутствовать все необходимые сведения. Согласно п. 27 Порядка ведения ГКО, БДО формируется на основе информации о конкретных видах отходов, предоставляемой хозяйствующими субъектами в территориальные органы Госприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Согласно п. 29 Порядка ведения ГКО БДО включает следующие сведения:

- наименование и код вида отхода по ФКК;

- наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной Продукции;

 - химический и (или) компонентный состав отхода в процентах;

- агрегатное состояние и физическую форму вида отхода и т. д.

Согласно п. 30 Порядка ведения. ГКО БДО размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа.

Таким образом, согласно установленным требованиям данные быть должны, но не всегда есть. Отчасти и потому, что значительную часть ФККО составляют отходы, перешедшие в новый каталог из старого (2002-2003 гг.). В этом случае целесообразно официально запросить недостающие сведения в центральном аппарате Росприроднадзора.

 Если отхода нет в ФККО, необходимо подготовить материалы обоснования его отнесения к определенному классу опасности для включения в ФККО и подать их в течение 90 рабочих дней со дня выявления такого отхода (п. 5 Порядка).

Если возможны несколько вариантов в зависимости от содержания или состава загрязняющих веществ, класса опасности, или данный отход отсутствует в ФККО и БДО, то в графе «Комментарии» предварительного перечня отходов сообщаются все возможные варианты наименований и кодов и описываются действия, которые необходимо сделать для окончательной идентификации отхода (подготовить и направить материалы отнесения отхода к определенному классу опасности, провести биотести­рование или обратиться за официальным разъяснением в уполномоченные органы). Также в графу «Комментарии» целесообразно включать сведения об ориентировочном среднегодовом образовании отхода, особенностях обра­щения (запрет на захоронение, относится ли к ТКО, требует ли особых условий накопления), о возможности перевода в побочную продукцию при наличии устойчивого сбыта для использования по прямому назначению или перевода в сточные воды, если речь идет о соответствующем осадке. Там же следует выделить проблемы, связанные с легальным удалением отхода.

Отметим, что по-прежнему не решен официально вопрос как учитывать отходы, которые образуются в незначительных количествах. Даже БДО содержит смесовые отходы, в описании которых указано, что в них могут быть в определенном соотношении другие виды отходов.

Вместе с тем новый Порядок учета отходов содержит те же требования по округлению массы отходов без дополнительных комментариев. Поэтому вопрос придется, как и раньше, решать в частном порядке, направляя в Мин­природы России и Росприроднадзор просьбу разрешить учитывать незначительные количества отходов в массе других схожих по происхождению и составу, при совместном удалении. На практике организовать раздельное накопление таких отходов весьма затруднительно, и удалять их с привлечением специализированных организаций иногда просто невозможно, в том числе из-за сомнительной экономической и практической целесообразности. Необходимо максимально оптимизировать предвари­тельный перечень отходов с учетом рисков правовой неопределенности и возможностей предприятия.

По результатам инвентаризации и проведенного анализа после получения всей дополнительной информации, включая разъяснения уполномоченных органов, протоколов количественного химического или морфологического анализа, биотестирования, с учетом результатов переговоров со специализированными лицензированными организациями, результатов рассмотрения материалов отнесения отходов, не включенных в ФККО, к конкретному классу опасности, доработанный предварительный перечень отходов с соответствующими комментариями на­правляется на согласование бухгалтерам и юристам, а потом руководству (целесообразно окончательные решения по отдельным отходам принимать в рамках совещания с участием заинтересованных специалистов).

 В итоге формируется окончательный перечень образующихся отходов с учетом всех проведенных исследований, принятых управленческих решений, экономической целесообразности и уменьшения рисков. Отходы в этом перечне целесообразно группировать по классам опасности, форму можно использовать, как в таблице, но без граф подразделений и комментариев, и состав указывать в соответствии с документацией и протоколами.

Для объектов I и II категории результаты инвентаризации необязательно оформлять отдельным документом, они просто включаются в расчеты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) в соответствии с Методическими указаниями".

По объектам III-IV категорий в текстовом описании результатов инвентаризации рекомендуется фиксировать:

- процессы образования отходов (можно добавить их блок-схемы) с изложением всех основных классификационных признаков отходов;

- принятые допуски учета отходов под тем или иным конкретным наименованием;

- нецелесообразность выделения отдельных видов отходов, образующихся в незначительном количестве, с обоснованием; - результаты и реквизиты дополнительных исследований, полученных разъяснений от официальных уполномоченных органов;

- отсутствие тех или иных отходов с обоснованием;

- все нюансы: почему отходы были учтены именно так, что перешло в побочную продукцию, за что отвечают подрядчики и т. д.

Итоговый документ утверждается руководством и доводится до заинтересованных лиц, связанных с образованием и накоплением отходов на предприятии.

Актуализация сведений инвентаризации

Плановую актуализацию целесообразно проводить:

- для предприятий с часто меняющимися производственными процессами - ежегодно;

- для предприятий, где процессы отлажены, все достаточно стабильно и деятельность осуществляется на объектах I и II категории, - каждые три года (минимальный период для налаживания достоверного статистического уче­та образующихся отходов в целях расчета и обоснования точных нормативов образования);

- для других предприятий - за год до предполагаемой плановой проверки.

- Внепланово актуализировать сведения необходимо:

- при реорганизации предприятия;

- изменении нормативных правовых актов, регламентирующих обращение с отходами (федеральных и региональных). Например, может появиться требование об обязательном раздельном сборе тех или иных отходов, групп отходов;

- изменении технологии, замене оборудования, замене сырья и материалов и т.д., то есть при изменении внутренних процессов, связанных с образованием отходов.

После актуализации сведений инвентаризации следует провести актуализацию связанных документов (паспортов на отходы, инструкций, HOOJIP и т. д.).

В рамках инвентаризации отходов не проводятся расчеты нормативов образования или максимального образования отходов за год, так как для объектов III и IV категорий это не предусмотрено законом, а для объектов I и II категорий такие расчеты проводятся в рамках разработки НООЛР. Документы

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов [положений законодательных актов] Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 29.12,2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законо­дательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

5. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о ре­зультатах осуществления производственного экологического контроля».

6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»,

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ,

 8. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»,

9. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

10. Приказ Росприроднадзора от 22,05,2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отхо­дов».

11. Банк данных об отходах. - URL: https://data.gov.ru/opendata/770338l225- bankdannih (дата обращения: 25.10.2021),

12. Письмо Минприроды России от 17.03,2014 № 05-12-44/5164 «О на­правлении разъяснений»,

13. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Об­щероссийского классификатора видов экономической деятельности [0КВЭД2] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общерос­сийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008]».

14. Письмо Росприроднадзора от 03.09.2014 № ВК-03-04-36/13543 «О направлении разъяснений»,

15. Приказ Росприроднадзора от 13.10,2015 № 810 «Об утверждении перечня сред­нестатистических значений для ком­понентного состава и условия образо­вания некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов».

16. Приказ Минприроды России от 08,12.2020 № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к кон­кретному классу опасности».

17. Приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработ­ке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

        Опубликовано в журнале "Экология производства" № 12, 2021 г.




Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика