Все публикации

 

        ПРАВОВЫЕ НЮАНСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА В ПРОИЗВОДСТВЕ.

Часть 2

Н.В. Бирюкова

В первой части статьи мы рассмотрели нормативно-правовые основы обращения с отработанным маслом. Теперь обратим внимание на возможность его использования как топлива.

Итак, можно ли позиционировать слитое масло как побочную продукцию - альтернативный вид топлива?

Никто не будет спорить с тем, что масло, в том числе и отработанное, обладает достаточно высокой удельной теплотой сгорания (калорийностью), что делает его привлекательным для использования в качестве топлива, не говоря уже про экономию затрат, связанных с утили­зацией. Хотя обусловлено это в основном экономической целесообразностью, так как с точки зрения природо­охранного законодательства данный продукт потенциально опасен для окружающей среды.

По токсичности отработанные нефтепродукты отно­сятся к IV классу опасности (по ГОСТ 12.1.007-76) и в соответствии с подп. 47 п. 2.1.1 и подп. 14 п. 2.1.2 СанПиН 1.2.2353- 08 являются канцерогенно опасными.

При этом прямого запрета на сжигание отработанного масла в качестве топлива российское законода­тельство не содержит, да и в удаленных местах такое его использование даже оправданно: не везти же на утилизацию 20 л отработки за сотни километров и тем более не сливать же, куда попало. Да и лицензию получать на такое использование избыточно.

Однако есть множество нюансов, которые необходимо учесть при решении о целесообразности использования масла, бывшего в  употреблении, в качестве топлива. В том числе следует учесть, что к отработанному маслу, именно как к отходу, предъявляются весьма четкие требования.

Рассмотрим более подробно процесс перевода отработанного масла в побочную продукцию.

Согласно письму Минприроды России от 23.10.2017, вещества и материалы, образующиеся в результате хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении следующих условий:

- наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара;

- наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить отнесение образующихся в результате хозяйственной или иной деятельности веществ и материалов к продукции;

- наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате хозяйственной или иной деятельности веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции;

 

- отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

При этом представляется весьма условным считать, что альтернативное топливо «производится» в том же оборудовании, в котором используется масло. Нужно убедиться, что в документах на исходное масло (в паспорте безопасности химической продукции) прямо не указан запрет на применение его в качестве топлива или добавки к топливу. Желательно также подтвердить, что формально данный продукт не соответствует отходам отработанных масел.

Важно

Отдельно отметим, что сжигать отработанное масло, которое учитывается как отход, не в специальных установках, предусмотренных утвержденными госорганом правилами, запрещено на основании п. 1 ст. 18 Закона № 96-ФЗ. Даже если у вас специальная горелка и в паспорте оборудования указано, что можно сжигать отработанное масло, сжигать его как отход нельзя и лицензию на это Росприроднадзор не выдаст. Необходимо именно специальное оборудование.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поэтому в случаях, когда использование отработанного масла в виде топлива будет безопасно для человека и окружающей среды, использовать его в качестве топлива можно.
Требования TP ТС 030/2012 после придания статуса «топливо» маслу, в том числе по обязательному сбору и передаче на утилизацию (п. 3.8), на данное вещество уже не будут распространяться. При этом оно должно быть топливом само по себе, подмешивать его к другому топливу нельзя. Некоторыми государственными стандартами прямо установлен запрет на использование отработанных масел как добавки к топливу и как само топливо, например ГОСТ Р 54299-2010.

Другой стандарт - ГОСТ 26432-85 - устанавливает ограничительный перечень и порядок назначения жидких нефтяных топлив, допускаемых к применению в технике для народного хозяйства производителями данной техники. Масло в этот перечень не входит, но согласно п. 2.2 стандарта допускается применение вновь разрабатываемых нефтяных топлив, не включенных в ограничительный перечень, при этом разрешенных к применению Государственной междуведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте, до внесения изменения.

Разрабатывать требования к такому топливу должны производители соответствующего оборудования.

Проект технических условий может представляться в со­ответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы. По ее результатам комитет готовит заключение соответствия стандарта организации, технических условий (ТУ) требованиям и принципам стандартизации.

В общем виде оборудование, предназначенное для работы на топливе из масла, бывшего в употреблении, должно удовлетворять следующим условиям:

- соответствовать требованиям технических регламентов, например TP ТС 032/2Q13, TP TG 010/2011;

- соответствовать правилам промышленной безопасности, в том числе требованиям к опасным производственным объектам; применение оборудования должно быть разрешено Ростехнадзором в предусмотренных случаях;

- не причинять вред окружающей среде и персоналу;

- иметь соответствующую документацию - эксплуатационную (инструкции по эксплуатации, паспорта на оборудование) и разрешительную.

Отметим, что на рынке присутствует достаточно много модификаций котлов и горелок, предназначенных для работы в том числе на отработанном масле.

Согласно п. 4.1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, качество всех видов поставляемого для котельных топлива должно соответствовать государственным стандартам и техническим условиям на поставку. В документах на поставку для жидкого топлива указываются марка, низшая теплота сгорания, температура вспышки и предельное содержание серы, допустимое содержание влаги. Согласно п. 4.2.43 указанных правил, применение топлива, не предусмотренного проектом, в теплогенерирующих энергоустановках не допускается.

При этой необходимо понимать, что загрязненные отработанные масла не сгорят до СО2 и Н20. В выбросах могут содержаться не­предсказуемо вредные вещества. Состав выбросов невозможно просчитать точно ни качественно, ни количественно. Отработанные масла - весьма непостоянный материал, они могут содержать зна­чительное количество моющих и противоизносных присадок. Мою­щие присадки основаны главным образом на кальции, противоизносные присадки могут быть соединениями цинка или фосфора.

Согласно ст. 16 Закона № 96-ФЗ, при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха, непревышение технологических нормативов выбросов и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. При этом запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной дея­тельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п. 6 той же статьи при вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технологических нормативов выбросов и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных фи­зических воздействий на атмосферный воздух.

Пункт 7 ст. 16 Закона № 96-ФЗ запрещает размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Отметим, что каких-то общих правил охраны атмосферного воздуха, предусматривающих оснащение всех без исключения стационарных организованных источников установками очистки газов, в настоящее время нет. Их необходимость может быть предусмотрена в целях недопущения превышения установленных гигиенических нормативов (соответствующая информация может быть указана в инструкции по эксплуатации) производителем оборудования или соответствующими строительными нормами и правилами. Например, согласно СП 89.13330.2016 котельные, предназначенные для работы на твердом топливе, должны быть оборудованы установками для очистки дымовых газов от золы. Таким образом, чтобы использовать отработанное масло как побочную продукцию, то есть как топливо для определенных установок, необходимо:

- установить сертифицированное оборудование, которое предназначено для работы на отработанном масле имеет соответствующие разрешительные документы и положительное заключение государственной экологической экспертизы при необходимости; подтвердить соответствие предполагаемого для ис­пользования отработанного масла требованиям, установленным производителем данного оборудования к топливу (по химическому составу, по эксплуатационным характеристикам). Если не будет соответствия, то нет смысла в дальнейшем оформлении перевода в побочную продукцию;

- оформить технологический регламент (см. ГОС1 31121- 84 - общие требования) и ТУ на данное топливо, производимое как побочная продукция, в соответствии с ГОСТ Р 1.3-2018 и ГОСТ Р 1.4-2004. Каталожный лист продукции в соответствии с ГОСТ Р 1.3-2018, ПР 1323565.1.002-2018 можно не оформлять, если топливо будет использоваться только на самом предприятии для собственных нужд; согласно ст. 20 Закона № 184-ФЗ необходимо подтвердить соответствие получаемого топлива при добровольной сертификации. Обязательная сертификация (в форме принятия декларации о соответствии) проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регла­мента (см. ст. 23 Закона № 184-ФЗ). В настоящее время обязательной сертификации и декларированию подлежат только автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и топочный мазут в соответствии с TP ТС 013/201Р. Вместе с тем до 1 января 2021 г. действовали Правила проведения сертификации нефтепродуктов. Необходимо отслеживать появление нового документа взамен этих правил;

- при проведении инвентаризации использовать исключительно инструментальный метод определения характеристик выбросов от данного оборудования, убедиться, что при его работе не создается превышений гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, если требуется получить согласование нормативов допустимых выбросов с учетом выбросов от данного котла;

- вести первичный учет побочной продукции во внутренних, в том числе в бухгалтерских, документах;

- постепенно исключить упоминание о такой продукции как об отходе из всех внутренних документов, в первую очередь не упоминать ее далее в отчетных документах по обращению с отходами; добавлять соответствующий ОКВЭД в ЕГРЮЛ не обяза­тельно (см. письмо ФНС России от 03.09.2020), а вот вносить изменения в устав нужно, если в нем нет подходящего пункта по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара.

Таким образом, если но предприятии есть оборудование, отвеча­ющее всем установленным требованиям (экологическим, санитар­ным, пожарной и промышленной безопасности), и масла, бывшие в употреблении, соответствуют требованиям к топливу, установ­ленным производителем данного оборудования, то отработанные масла можно не учитывать как отходы и использовать в качестве топлива.

При этом, с нашей точки зрения, необходимо учитывать, что в целом TP ТС 030/2012 устанавливает требования в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях ресурсосбережения (п. 1.1). По иерархии обращения с от­ходами, закрепленной в ч. 2 ст. 3 Закона № 89-ФЗ, сохранение ресурсов и утилизация имеют больший приоритет, чем обезвреживание, к которому надзорные органы могут приравнять сжигание масла, несмотря на энергетический эффект. Нефтяное масло - весьма ценный ресурс, который можно многократно использовать после очистки. Поэтому мы бы рекомендовали отработанные масла при возможности сдавать на утилизацию.

Документы

1. ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

2. СанПиН 1.2.2353-08. Канцерогенные факторы и основные требования к про­филактике канцерогенной опасности.

3. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

4. Письмо Минприроды России от 23.10.2017 № 12-47/27366 «Об обра­щении с отработанными трубами нефте- и газопроводов».

5. Гражданский кодекс РФ (введен Феде­ральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ).

6. TP ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям».

7. ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010). Топ­лива судовые. Технические условия.

8. ГОСТ 26432-85. Топлива нефтяные жидкие. Ограничительный перечень и порядок назначения.

9. Постановление Госстандарта России от 14.02.2001 № 16 (ред. от 12.01.2004) «Об утверждении и введении в действие "Правил организации проведения приемочных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники"».

10. TP ТС 032/2013, Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избы­точным давлением».

11. TP ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».

12. Приказ Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».

13. СП 89,13330.2016. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II- 35-76.

14. ГОСТ 3.1121-84. Единая система тех­нологической документации (ЕСТД). Общие требования к комплектности и оформлению комплектов документов на типовые и групповые технологические процессы (опера­ции).

15. ГОСТ Р 1.3-2018. Стандартизация в Рос­сийской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению.

16. ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

17. ПР 1323565.1.002-2018. Правила за­полнения и представления каталожных листов продукции (утверждены приказом Росстандарта от 12.12.2018 № Ю83-ст).

18. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулиро­вании».

19. TP ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.

20. Постановление Госстандарта России от 08.10.1998 № 78 «Об утверждении и введении в действие "Правил про­ведения сертификации нефтепродук­тов"».

21. Письмо ФНС России от 03.09.2020 № ЕД-17-14/244 «О рассмотрении запроса».

22. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

           Опубликовано в журнале "Экология производства" № 2, 2021 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика