Все публикации

 

          Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПин                  2.2.1/2.1.1.1200-03

 Окончание

А.Г. Дудникова

В Письме № 01/16400-0-32 также даны разъяснения, касающиеся отмены натурных исследований, согласно которым натурные исследования и измерения на границе жилой застройки и расчетной СЗЗ должны проводиться:

- для аэропортов, аэродромов, вертодромов — по шуму; количество измерений определяется в каждом конкретном случае с учетом интенсивности работы аэропорта;

Видимо, таким образом разъясняется п. 2.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в котором фигурируют натурные исследования для аэропортов и аэродромов.

- для групп промышленных предприятий (промышленных зон), в состав которых входят объекты I, II классов опасности, в выбросах которых содержатся вещества I класса опасности, а также вещества с доказанной канцерогенностью -  всего 20 натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в год, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на атмосферных воздух (всего 8 исследований в год, проводимых посезонно);

- для крупных химических, нефтехимических комплексов, металлургических комбинатов с полным технологическим циклом (от добычи руды до выплавки металла) — всего 20 натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в год, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концен­трация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на атмосферных воздух (всего 8 исследований в год, проводимых посезонно).

Требования последних двух абзацев никак не вытекают из норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 . Отмена натурных исследований данным документом была проведена некорректно с точки зрения юридической техники – были изъяты не все нормы, регулирующие проведение замеров. Так требования об установлении размеров СЗЗ с учетом результатов натурных исследований, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 осталось (п. 4.1), однако требования относительно проведения таких замеров из документа исключены.

Кроме того, Письмом № 01/16400-0-32 однозначно заявлено, что разме­щение жилой и другой нормируемой застройки в границах ориентировочных СЗЗ действующих предприятий, производств, сооружений и иных объектов не допускается.

Письмо № 01/9550-12-32, отменившее действие Письма № 01/16400-0-32, было посвящено другой коллизии Изменений и дополнений № 3. Цель данного письма — вернуть требование о проведении натурных исследований, осуществляемых самим хозяйствующим субъектом, а не в рамках государственного надзора. Поскольку, как было отмечено ранее, письмо не является нормативно-правовым актом, оно может лишь содержать рекомендации для определенного круга лиц. Таким образом, Письмо № 01/9550-12-32 рекомендует при составлении программы натурных иссле­дований и измерений, проводимых для подтверждения размера СЗЗ, распре­делять их в течение года посезонно.

На практике получается, что служащие Роспотребнадзора обосновывают необходимость проведения замеров самим предприятием, а не только в рамках государственного надзора, ссылаясь на упоминания о натурных исследованиях и производственном контроле, которые были не полностью изъяты из текста СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. И предприятия смиренно исполняют данную волю правоприменителя.

Также не всегда удается уйти от проблем, касающихся разработки проекта СЗЗ, действующим предприятиям.

И напоследок, мы с уверенностью можем утверждать, что проекты СЗЗ для предприятий IV—V классов опасности в настоящее время разрабатывать не требуется, если в их СЗЗ не попадает селитебная территория.

           Опубликовано в журнале Справочник эколога № 5, 2014 г.


Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика