Все публикации

 

КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛАМ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

А.Г. Дудникова

А.А. Самохина

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. И только 3 марта Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Постановление № 255, Правила), применяемые к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016. При этом официально Постановление № 255 опубликовано 9 марта и вступило в силу 17 марта, т.е. не только после даты, до которой нужно было внести платежи, но и после срока подачи декларации о плате.

Постановление № 255 отменяет Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и акты, вносившие в него изменения.

Правила в целом повторяют Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) и принятые в его развитие подзаконные акты.

Приведем положения Правил, на которые стоит обратить внимание.

7. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Будем надеяться, что несмотря на некоторые разъяснения отдельных предста­вителей администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), объекты, не поставленные на учет, будут исключены из платель­щиков, так же как и объекты IV категории. Если в постановке на учет отказано, то предприятие не является плательщиком платы, т.к. не является объектом, оказывающим НВОС, и не учитывается администратором платы.

12. При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.

Другими словами, при отсутствии разрешений на выбросы или сбросы, лимита на отходы плата продолжает начисляться как сверхлимитная с коэффициентом 25 (воздух, вода) и 5 (отходы).

Это положение было и продолжает оставаться в очень высокой степени корруп- циогенным со времени появления в законодательстве требования об обяза­тельности данной документации. Против этого положения юридически обоснованно выступило и Минэкономразвития России, дав отрицательное заключение на проект Постановления № 255. Однако Минприроды России оказалось не готово расстаться с таким рычагом воздействия, в чем Правительство Российской Федерации его поддержало.

Полагаем, при наличии консолидированного протеста бизнеса на стадии обсуждения проекта Постановления № 255 были шансы устранить эту норму. Но для этого надо было поработать несколько больше, и очень профессионально. Вопрос сложен юридически настолько, что даже между высшими судами России не было единогласия в понимании правовой природы платы за НВОС. И в заключении Минэкономразвития России именно этот абзац не удалось изложить достаточно убедительно, поскольку основное возражение сводилось к коррупциогенности фактора, а не опиралось на правовую природу платы за НВОС.

Теперь же для отмены этой нормы потребуется намного больше усилий. Но это стоит того, т.к. ее отмена — мощнейший удар по коррупции в данной сфере. Остальные коррупциогенные факторы в деятельности Росприроднадзора в отношении обычных предприятий преодолимы при желании.

К чести Минэкономразвития России, оно отвело новые беды. Так, в проекте Постановления № 255 фигурировала 25-кратная плата за неподанную декларацию, а к самой декларации требовалось прилагать «расчет и обоснование платежной базы».

24. При исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил.

Корректировка (уменьшение) размера платы осуществляется за счет средств, потраченных на природоохранные мероприятия (когда по факту положительных изменений в части снижения объема (массы) выбросов или сбросов не произошло — тогда и корректировки не будет).

В контексте корректировки платы речь идет только о тех мероприятиях, которые выполняются в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, т.е. направленных на достижение предельно допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

Перечень мероприятий по снижению НВОС, реализация которых может служить поводом для корректировки платы, установлен п. 4 ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ.

Пунктом 27 Правил лишь конкретизировано, что при корректировке платы не учитываются затраты на капитальный ремонт.

При этом к декларации нужно будет прилагать пакет документов, состав которых раскрывается п. 29 Правил. Кроме планов снижения выбросов и сбросов это также документы, подтверждающие договорные отношения с поставщиками, подрядчиками, исполнителями работ, предусмотренных планами, с начала их реали­зации, в т.ч. платежные документы, подтверждающие факт оплаты работ, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры.

Пакет документов сопровождается пояснительной запиской с расшифровкой сумм.

Перечень документов, по-видимому, является общим и может включать лишь отдельные виды перечисленных документов в зависимости от этапа реализации планируемых мероприятий.

Корректировка может производиться в течение всего времени выполнения работ, предусмотренных соответствующими планами, по мере реализации мероприятий в отчетном и последующих отчетных периодах, но не за предыдущие отчетные периоды.

25. Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусмат­ривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее — планы снижения выбросов и сбросов).

Зато появились положения, регулирующие возврат платежей и зачет переплаты, что актуально с учетом введенных авансовых платежей, исходя из полных, в т.ч. сверхлимитных, платежей предыдущего года. Излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату или зачету в счет будущего отчетного периода по заявлению лиц, обязанных вносить плату. Ограничения на зачет переплаты в счет будущих авансовых платежей нами не выявлено, также Правила не содержат возможности отказа в возврате платежей.

Правда, норма содержит отсылку к порядку, еще не установленному Росприроднадзором, что позволит последнему, отказывая в возврате платежей, ссылаться на отсутствие порядка. Однако установлен срок возврата — не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления. Налицо правовая коллизия, достойная судебного разбирательства в случае отказа Росприроднадзора вернуть деньги.

Также Правилами предусмотрена подробная процедура контроля за исчислением платы. В частности, контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате. При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах, положениям Правил.

В случае обнаружения ошибок и несоответствий в декларации о плате администратор платы выставляет требование представить необходимые обоснованные пояснения и (или) внести соответствующие исправления. При несогласии с требованиями лицо, обязанное вносить плату, может направить в ответ обоснованные возражения. По результатам этих препирательств администратор платы составляет акт проведения контроля. Также определен порядок действий администратора платы в случае выявления заниженного или завышенного размера исчисленной платы.

Формы документов, используемых для осуществления контроля платы, будут утверждены Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России.

В случае если при проведении проверки выявлено, что лицо, обязанное вносить плату, в течение 9 месяцев после истечения установленного срока уплаты экологических платежей не представило декларацию о плате за отчетный период и (или) предыдущие 2 года, администратор платы направляет указанному лицу требование о внесении сумм платы и пеней в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Получается, если администратор платы не выдвинул подобное требование, например, в отношении лица со спорным статусом по необходимости уплаты платежей до 10 декабря этого года — нет основания спать спокойно, ведь он может сделать это в ближайшие 2 года.

Новый виток отката юридической техники — Правительство Российской Федерации одновременно утвердило и Правила, и изменения в них! Изменения связаны с необходимостью учета законодательства о наилучших доступных технологиях, разницы в процессах нормирования для объектов разных категорий. Положения, регулирующие эти вопросы, вступают в силу в 2019-2020 гг. Утверждение изменений связано также с тем, что Правила использовали новый термин, который вступит в силу 01.01.2019, — «лимиты на выбросы, сбросы». Пока же данные нормативы продолжают называться «временно согласованные выбросы (сбросы).

       Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 5, 2017 г.


Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика