- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ВОЗВРАТ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО?
А.Г. Дудникова
Ю.В. Самарина
В настоящее время в стране наблюдается две взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, государство осознало избыточность обременений бизнеса, важность развития бизнеса для государства, с другой – дефицит бюджета заставляет налагать на бизнес обременения
Федеральный
закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «0 внесении изменений в Федеральный закон "Об
охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» внес изменения в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон №
7-ФЗ), указав на внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду
(далее — HB0C) единоразово до 1 марта года, следующего за отчетным.
Ждать
этих денег год стало бы обременительным уже для государственного бюджета, и
поэтому была спешно принята норма о том, что крупный бизнес платит авансовые
платежи в размере одной четвертой суммы платы за предыдущий год. Поскольку
норма вводилась спешно, ее не успели достаточно осознать на стадии, принятия,
после чего правоприменитель трактовал ее в свою пользу.
Плата за
2016 г. в целом была ниже платы за 2015 г., т.к. отменена плата за передвижные
источники, а затем еще изменились ставки и коэффициенты. Кроме того, некоторые
предприятия вносили в 2015 г. сверхлимитные платежи, которые в 2016-м не
ожидались, и в результате у ряда хозяйствующих субъектов авансовые платежи за
три квартала с лихвой перекрыли сумму платы за 2016 г.
Сегодня
правоприменитель продолжает буквально трактовать закон, из-за чего есть
опасение, что сумма переплаты не будет зачтена в счет авансового платежа, т.к.
прямо в законе это не указано — закон говорит только о безоговорочном внесении
ежеквартальных платежей в размере одной четвертой суммы платы за предыдущий
год. В случае крупного бизнеса это зачастую большие суммы.
Отдельно
стоит вопрос о возврате платы для объектов IV категории и объектов, которые не
поставлены на учет по основанию несоответствия критериям (некатегорируемые
объекты).
Итак,
можно ли вернуть деньги?
Основным
документом, определяющим порядок и сроки внесения платы за НВОС, является
Федеральный закон № 7-ФЗ.
Извлечение из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья
16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на
окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения
1. Контроль
за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую
среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
[...]
Таким
образом, Федеральным законом № 7-ФЗ определена только сама возможность
юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществить возврат (зачет
в счет будущего отчетного периода) излишне уплаченной суммы платы за НВОС.
Следовательно,
решая данный вопрос, необходимо также обратиться к соответствующим подзаконным
актам уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов
исполнительной власти.
В
настоящий момент согласно действующему законодательству Российской Федерации
бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета
по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской
Федерации на соответствующей территории исполняют территориальные органы
Росприроднадзора (если они не передали свои полномочия субъекту
федерации, как это сделано, например, в отношении Москвы и Московской области)
на основании следующих документов:
•
Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления
федеральными органами государственной власти (государственными органами),
органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации
и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным
банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов
доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (в ред. от
14.03.2016);
• Приказ
Росприроднадзора от 29.02.2016 № 109 «Об осуществлении территориальными
органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета»
(в ред. от 23.01.2017);
• Приказ
Росприроднадзора от 29.02.2016 № 110 «Об осуществлении территориальными
органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных
полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации» (в ред. от 23.01.2017).
На
основании ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.03.2017)
администратор доходов бюджета осуществляет в соответствии с
законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и
принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей,
пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
Обязанности
администраторов доходов бюджета закреплены также соответствующими подзаконными
актами (в т.ч. приведенными выше).
Однако
ситуация с порядком исполнения этих обязанностей, а конкретно с возвратом
(зачетом) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, не
так ясна.
Порядок
межведомственного взаимодействия при исполнении администратором
доходов бюджета своих обязанностей определен в Порядке учета Федеральным
казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их
распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации,
утвержденном Приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н (в ред. от
21.12.2016; далее — Порядок).
Извлечение из Порядка
[...]
27. Возврат плательщикам излишне уплаченных
(взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за
несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне
взысканные суммы (далее — возврат сумм поступлений), осуществляется на основании
Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в
срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в
орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих
перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.
Возврат
сумм поступлений осуществляется исходя из законодательно установленных
нормативов распределения поступлений.
Возможность осуществления возврата сумм поступлений из бюджетов определяется после завершения операций, проведенных с учетом документов операционного дня, указанных в настоящем разделе, исходя из сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих перечислению в бюджеты с учетом суммы неисполненного остатка возврата поступлений за предыдущий операционный день.
Недостаточность поступлений в какой-либо бюджет за текущий операционный день является основанием для перечисления органом Федерального казначейства средств, необходимых для осуществления возврата сумм поступлений с единых счетов соответствующих бюджетов на счет органа Федерального казначейства. В случае недостаточности средств на соответствующем едином счете бюджета возврат осуществляется в последующие дни исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты, и сумм, привлекаемых с единых счетов бюджетов, в соответствии с нормативами распределения, действующими в текущем финансовом году. При этом не допускается возникновение задолженности между бюджетами.
[…]
Однако порядок взаимодействия предприятия — плательщика платы за НВОС и соответствующего уполномоченного органа государственной власти, исполняющего обязанности администратора доходов бюджета, в части возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) платежей четко не определен.
ФРАГМЕНТ ПИСЬМА РОСПРИРОДНАДЗОРА ОТ 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155 "О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ"
[...]
[...] По
итогам отчетного года (в 2017 г.) при подаче декларации о плате за негативное
воздействие на окружающую среду хозяйствующий субъект осуществит перерасчет
платы с учетом внесенных авансовых платежей. Как и в предыдущем случае, по
итогам года суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или
возврату по заявлению плательщика.
Процедуры
зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в Правилах исчисления
и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления
контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее
внесения. Соответствующий проект постановления Правительства Российской
Федерации дорабатывается Минприроды России.
[...]
Кроме того, в текущем 2016 г. с учетом изменения бюджетного законодательства и законодательства по плате за негативное воздействие на окружающую среду планируется отмена Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 23.10.2015 № 849', и издание нового приказа.
Извлечение из Методических рекомендаций
[...]
Планам сбыться было не суждено, и в настоящий момент Методические рекомендации продолжают действовать.
[...]
4. Росприроднадзор, территориальные органы Росприроднадзора выполняют следующие функции:
[...]
принятие решения о зачете (уточнении) платежей в
федеральный бюджет и представление соответствующего уведомления в
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства;
[...]
157. Сверка расчетов по плате за НВОС может
проводиться по инициативе плательщика или территориального органа
Росприроднадзора.
[...]
159. При возникновении переплаты по плате за негативное воздействие на окружающую среду излишне уплаченная сумма платы при подтверждении переплаты после составления акта сверки засчитывается в счет предстоящих платежей или по заявлению плательщика (с приложением подтверждающих документов, в том числе оригиналов платежных поручений) может быть возвращена.
[...]
162. Сверка расчетов платы оформляется актом сверки по образцу, приведенному в приложении 13.
[...]
166. По итогам составления Акта сверки территориальный орган Росприроднадзора уведомляет плательщика о зачете переплаты в счет предстоящих платежей или о возврате излишне уплаченных платежей либо об отказе в проведении зачета (возврата).
167. Для проведения сверки по платежам за НВОС
территориальный орган вправе истребовать у хозяйствующих субъектов следующие
заверенные копии документов:
Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую
среду за 3 последних года (в пределах срока исковой давности), в том числе, Расчетов
платы за сверяемый период (от даты окончания действия предыдущего акта сверки);
ранее подписанных актов сверки; платежных поручений, выписок из лицевого счета.
168. По усмотрению территориального органа Росприроднадзора могут быть запрошены заверенные копии иных документов, в том числе, разрешительных.
[...]
Форма заявления о проведении сверки взаимных расчетов Методическими рекомендациями не предусмотрена. Также не определены сроки проведения этой процедуры. К тому же непонятно, каким образом производится зачет излишне уплаченных платежей.
Поскольку ничего другого законодательством не предусмотрено (точнее предусмотрено, но пока не воплощено в жизнь), процедура возврата (зачета) излишне уплаченных платежей должна выглядеть следующим образом:
1. Подача
заявления (в произвольной форме) о проведении сверки взаимных расчетов между
предприятием — плательщиком платы за НВОС и соответствующим администратором
доходов бюджета (территориальный орган Росприроднадзора либо орган субъекта
федерации).
К
заявлению следует приложить документы, которые может запросить территориальный
орган Росприроднадзора. Перечень документов подготовлен в соответствии с
Методическими рекомендациями, а также информацией, размещенной на сайтах
Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу и Минэкологии
Московской области.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о
проведении сверки взаимных расчетов
1. Расчеты платы за негативное
воздействие на окружающую среду, согласованные в установленном законом порядке,
по фактическим показателям.
2. Заверенные копии
ранее подписанных актов сверки и расчеты платы за сверяемый период (отдаты окончания
действия предыдущего акта) (при наличии).
3. Подтверждение
перечисленной платы (заверенные копии платежных поручений, выписки из лицевого
счета).
4. Свидетельство о
государственной регистрации юридического лица (заверенная копия).
5. Свидетельство о постановке
на налоговый учет (заверенная копия).
6. Информационное
письмо с банковскими реквизитами.
7 Перечень
арендаторов с указанием государственного регистрационного номера (ИНН, КПП).
8. Документы,
подтверждающие объемы отходов, указанных в расчетах (копии договоров о вывозе
отходов на размещение, использование, переработку, копии лицензий организаций,
осуществляющих транспортировку отходов, акты выполненных работ на размещение
отходов либо копии талонов с отметкой полигона, подтверждающие факт размещения
отходов; акты сдачи-приемки отходов, подлежащих передаче на переработку,
использование; копии форм государственной статистики: 2-ТП (отходы), 2-ТП
(воздух), 2-ТП (водхоз)).
9. Документ об
утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
(заверенная копия).
10. Документ,
подтверждающий своевременность сдачи технического отчета о неизменности
технологического процесса (заверенная копия).
11. Разрешение на
сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (заверенная копия).
12. Протоколы
замеров качественных и количественных характеристик сточных вод (заверенные
копии).
13. Разрешение на
выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (заверенная копия).
14. Результаты
производственного контроля (план-график) и инструментальных исследований на
источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (заверенная
копия).
Примечание. Балансовая справка о наличии передвижных источников
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (автотранспорта) и
количестве израсходованного топлива по видам требоваться не должна, т.к. плата
по передвижным источникам отменена.
2. Получение акта сверки взаимных расчетов.
3. Подача заявления (в произвольной форме) о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей соответствующему администратору доходов бюджета (территориальный орган Росприроднадзора либо орган субъекта федерации).
Пробельность законодательства
Росприроднадзор пытается заполнить письмами. В письме Росприроднадзора от
29.12.2016 № 0Д-06-01-31/26477 «О плате за негативное воздействие на окружающую
среду» указано, что раз порядок возврата (зачета) не установлен (Правила не
утверждены), то Росприроднадзор не может осуществить возврат (зачет) и следует
обращаться в суд.
Правила вступили в силу 17.03.2017
и устанавливают срок возврата платежей - не позднее 3 месяцев с даты получения
Росприроднадзором соответствующего заявления. Однако Правила содержат также
отсылочную норму к порядку, еще не установленному Росприроднадзором, и не
конкретизируют, от какого соответствующего заявления будет отсчитываться
трехмесячный срок.
Однозначным можно считать отсчет
срока от заявления о возврате платежей, а не от заявления об их сверке. С этой
точки зрения уместно уже опираться не на обещанные к отмене Методические
указания, которые носят рекомендательный характер, а на данное утверждение.
И пусть на заявление о возврате Росприроднадзор
отвечает о процедуре возврата, указывает на требуемые к представлению
документы, на необходимость сверки платежей и т.п. И укладывается в
трехмесячный срок от подачи этого заявления.
ФРАГМЕНТ
ПИСЬМА РОСПРИРОДНАДЗОРА ОТ 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 «0 ЗАЧЕТЕ, ВОЗВРАТЕ
ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»
[...]
Зачет, возврат излишне уплаченных сумм
платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным
заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов,
подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по
платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или
возврате излишне уплаченных сумм платы.
При этом Росприроднадзор обращает
внимание, что при выявлении излишне уплаченных сумм платы лиц, обязанных [...]
вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие
решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода.
Возврат излишне уплаченных сумм платы
оформляется только после зачета сумм излишне уплаченной платы в счет погашения
задолженности, пеней, начисленных на сумму задолженности.
Росприроднадзор также обращает внимание,
что территориальный орган Росприроднадзора вправе отказать в возврате
добровольно исчисленной и внесенной лицом, обязанным вносить плату,
ежеквартальной авансовой платы за негативное воздействие на окружающую среду, а
именно: в силу ч. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации от
26.01.1996 № 14-ФЗ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения
денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего
обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества,
знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях
благотворительности.
В таком случае заинтересованное лицо вправе обратиться
в судебные инстанции, а оформление возврата будет возможно по исполнительному
документу.
Таким образом, Росприроднадзор вроде бы и не оказывается возвращать излишне уплаченное. Однако интересна трактовка ч. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.03.2017). По мнению Росприроднадзора, данная норма распространяется на авансовые платежи, которые вносились добровольно.
Странно применять слово «добровольно» к платежам, вносить которые обязывал закон и за невнесение которых полагалось привлечение к ответственности.
То есть авансовые платежи вносятся в отсутствие обязательств? Тогда уже, скорее, в целях благотворительности.
Письмом от 27.03.2017 № АА-06-02-36/6198 «О формах
документов» Росприроднадзор направляет для использования в работе формы
следующих документов:
•
требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской
Федерации платы за НВОС;
•
акта проведения контроля за исчислением платы за НВОС;
• требования
о представлении лицом, обязанным вносить плату за НВОС, К, пояснений и (или)
внесении исправлений в декларацию о плате за НВОС;
•
требования о представлении лицом, обязанным вносить плату за НВОС, документов,
подтверждающих фактически произведенные расходы на реализацию мероприятий по
снижению НВОС и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного
нефтяного газа;
•
заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС ;
•
заявления о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет предстоящих
платежей
• решения
об отказе в зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет предстоящих
платежей;
• решения об отказе в
возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС;
• заявления о проведении
совместной сверки расчетов сумм платы за НВОС ;
• акта сверки расчетов
сумм платы за НВОС;
• решения о зачете
излишне уплаченных сумм платы за НВОС;
• решения о возврате
излишне уплаченных сумм платы за НВОС.
Указанные формы
документов рекомендуемы к применению, однако не являются обязательными.
ВЫВОД
Для того чтобы получить свои деньги от государства обратно, возможно, придется проделать огромную работу, причем неоднократно, по подготовке различных документов по запросу госоргана. Процесс этот будет тянуться долго и закончится тем, что придется обращаться в суд.
С другой
стороны, полагаем допустимым направлять в указанные для квартальных авансовых
платежей сроки уведомление о переплате с просьбой зачесть данную переплату в
счет платежа за квартал. Для подстраховки можно параллельно запустить процесс
возврата платежей, тогда в заявлении на зачет платежей указывать: «Ввиду невозможности
вернуть излишне уплаченные средства по такой-то причине, просим их зачесть...».
В этом случае даже если госорган посмеет выставить претензию, ее можно будет
оспорить в суде, попутно предъявив госоргану требование о возмещении издержек.
Что
касается объектов IV категории и некатегорируемых объектов, им придется пройти
вышеизложенную процедуру возврата внесенных авансовых платежей и, возможно,
быть готовыми к судебному разбирательству. По состоянию законодательства на
сегодняшний день судебное разбирательство должно быть успешным.
Опубликовао в журнале "Справочник эколога" № 5, 2017 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости