Все публикации

 

       ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.12.2017 № 422-ФЗ: НАЧНЕМ с 2019-го?

А.А. Самохина

Как и ожидалось, российское законодательство, а вместе с ним правоприменители и природопользователи не успели подготовиться к вступлению в силу с 01.01.2018 отдельных норм по реформированию системы государственного учета, нормирования и контроля за объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с этим Федеральным законом от 28.12.2017 № 422-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и статью 12 Федерального закона "0 внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""» переносятся сроки вступления в силу отдельных норм законодательства.

Изменениям подверглись Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ), Градостроительный кодекс Российской Федерации.

ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ № 7-ФЗ И № 96-ФЗ

Внесенные изменения отодвигают на год (с 01.01.2018 на 01.01.2019) срок вступления в силу норм о необходимости оснащения источников загрязнения объектов I категории автоматизированными средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи полученной в результате измерений информации в органы государственной власти.

Перечень стационарных источников, оснащаемых автоматизированными средствами измерения и учета, а также перечень загрязняющих веществ, контролируемых этими устройствами, устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако на сегодняшний день указанные перечни не установлены. Существует лишь соответствующий проект Постановления Правительства РФ (далее — проект Постановления).

КСТАТИ

Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных право­нарушениях о введении административной ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов автоматизированными средствами измерения и учета также пока остаются на уровне проекта акта.

Кроме того, обсуждаемый проект Постановления содержит перечни источников и параметров контроля только для организации непрерывных замеров по воздуху — источники и параметры контроля для организации непрерывных замеров в части сбросов он не охватывает.

Отметим, что утверждение Правительством Российской Федерации указанных перечней не означает, что система непрерывных замеров заработает. Пока проект Постановления содержит множество поручений к исполнительным органам государ­ственной власти о выпуске подзаконных актов, дающих возможность системе зара­ботать. Срок исполнения поручений, установленный проектом Постановления, — 12 месяцев, на основании чего можно предположить, что срок введения отодвинутых норм Федеральных законов № 7-ФЗ и № 96-ФЗ может быть снова перенесен.

Но дело не только в отсутствии подзаконных актов, которые должны быть приняты государственными органами в развитие данных норм, но и в неготовности природопользователей к их применению. Даже в случае утверждения указанных перечней и других подзаконных актов владельцы объектов I категории попросту не успеют к началу 2019 г. установить на своих объектах автоматизированные средства измерения.

СПРАВКА

По опыту наших зарубежных коллег (Германия) срок внедрения автомати­зированных средств непрерывного контроля составляет около года. Сюда входит выбор прибора (приборов) и места его (их) установки, выбор поставщика, заказ оборудования, его доставка, монтаж, калибровка, наладка и испытания, поверка (стоит отметить, что поверке подлежит все устройство в сборе, установленное на месте его эксплуатации). Приобретение и наладка технических средств фиксации и передачи информации в госорган также требует времени.

Возможность установки автоматизированных средств измерения и учета также упирается в отсутствие самих средств измерения.

Абзац 2 п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ (так и не вступивший в силу в 2018 г.) устанавливает, что требования к автоматическим средствам измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Все средства измерений, типы которых утверждены, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре средств измерений до постановки этих средств измерений на производство и их выпуска. И если средства измерений для определения показателей на источниках выброса уже есть в Госреестре, то с определением показателей на источниках сброса есть проблемы — как с наличием оборудования для их непрерывного измерения в Госреестре, так и вообще с наличием оборудования именно для непрерывного контроля.

ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 174-ФЗ

Также на год (с 01.01.2018 на 01.01.2019) отодвинут срок вступления в силу нормы, введенной Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, должна подвергаться экологической экспертизе.

Одновременно ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ приведена в соответствие со ст. 10 и 11 указанного Федерального закона — из нее удалено словосочетание «капитальный ремонт», которое не заметили, когда выводили капитальный ремонт из объектов экологической экспертизы.

Напомним, что Федеральным законом от 16.05.2008 № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации» в объекты государственной экологической экспертизы были включены:

- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капи­тальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капи­тальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регио­нального и местного значения.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 243-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» словосочетание «капитальный ремонт» из этих норм было исключено, чем, собственно, капитальный ремонт был выведен из объектов регулирования Федерального закона № 174-ФЗ. Но статью 14 Федерального закона № 174-ФЗ, устанавливающую порядок проведения государственной экологической экспертизы, тогда не поправили. Сейчас же эта правка носит исключительно редакционный характер и не влечет никаких правовых последствий.

       Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 3, 2018 г.



 

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика