- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
8
ПОПУЛЯРНЫХ ВОПРОСОВ ПО РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ИМПОРТЕРОВ
ТОВАРОВ
Н.В. Бирюкова
Расширенная
ответственность производителей и импортеров товаров (далее — РОП) предполагает,
что производители и импортеры принимают на себя ответственность за утилизацию
выпущенных (ввезенных) товаров и упаковки таких товаров в конце их жизненного
цикла.
Цель РОП — развитие отрасли раздельного сбора и переработки отходов, стимулирование возвращения отходов в хозяйственный оборот. Данный механизм давно и успешно функционирует в странах Европейского союза, в Японии, Китае, Южной Корее. В нашей стране практика правоприменения по РОП пока еще не наработана, поэтому у природопользователей, попадающих под данную ответственность, возникает много вопросов. В настоящей статье ответим на некоторые из них.
У нас несколько обособленных подразделений на территории Российской Федерации. Куда подавать декларацию и отчетность?
Декларация
о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых
товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, и отчетность о выполнении
нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации
после утраты ими потребительских свойств подаются до 1 апреля в
отношении импортируемых товаров — в центральный аппарат Росприроднадзора, в
отношении произведенных товаров — в территориальный орган Росприроднадзора по
месту государственной регистрации.
Поскольку действующим законодательством не
предусмотрено иное, декларация и отчетность могут быть поданы по юридическому
лицу в целом. Соответственно, расчеты можно производить с учетом общего объема
реализованных товаров и общего объема утилизируемых отходов по всем
подразделениям.
Мы поставляем свои товары на деревянных поддонах.
Обязаны ли мы платить за них экологический сбор?
Действующий в настоящее время Перечень готовых
товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских
свойств, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р
(далее — Перечень № 2970-р), состоит из двух разделов:
- раздел I «Товары, за исключением упаковки,
подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств»;
- раздел II «Упаковка товаров, подлежащая утилизации
после утраты ею потребительских свойств».
Деревянные поддоны, паллеты и прочие погрузочные щиты не
входят в группу № 53 «Упаковка деревянная и пробковая» раздела II
Перечня № 2970-р. Отсюда можно сделать вывод, что указанные изделия не являются
упаковкой и отчитываться по ним должны те, кто производит данные изделия.
Аналогичная позиция была ранее изложена в Информации
Минприроды России от 16.05.2017 «Об актуальных вопросах исполнения
"расширенной" ответственности производителей, импортеров товаров
(далее — РОП)», согласно которой в отношении многооборотной
упаковки, включая многократно используемую деревянную тару
(паллеты, поддоны и т.п.), обязанность по декларированию ее количества и при
необходимости по уплате экологического сбора возлагается на производителей
такой упаковки, которая в этом случае для них является товаром.
Однако оставался вопрос, что считать
«многооборотной упаковкой». Теперь однозначно можно сказать, что отчитываться за
поддоны и платить при необходимости экологический сбор должны их производители.
В Перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р (в ред. от 04.05.2017;далее — Перечень № 1886-р), нет кодов по ОКПД полиэтиленовой пленки, по которым нам ее отгружают поставщики. Можем ли мы не отчитываться за 2017 г. по ней?
В Перечне № 1886-р указаны коды товаров по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (в ред. от 08.09.2017); далее — ОКПД 2), поэтому в отношении полиэтиленовой пленки вам необходимо уточнить у поставщиков коды именно по ОКПД 2.
Подгруппа 22.22.1
«Изделия пластмассовые упаковочные» ОКПД 2 состоит как раз из всех тех
наименований, которые включены в Перечень № 1886-р. Иными словами, обоснованно
соотнести подгруппу 22.22.1 с каким-либо другим видом упаковки, не включенным в
Перечень № 1886-р, не получится и за полиэтиленовую пленку необходимо
отчитываться и при необходимости платить экологический сбор.
Однако, например, самоклеящаяся лента (скотч) в
соответствии с ОКПД 2 имеет код 22.29.21.000 «Плиты, листы, пленка, лента и
прочие плоские полимерные самоклеящиеся формы, в рулонах шириной не более 20
см» и в группу 19 «Изделия пластмассовые прочие» Перечня № 1886-р не входит,
поэтому требования некоторых территориальных управлений Росприроднадзора
отчитаться по ней явно неправомерны.
Обратите
внимание: действующий сегодня
Перечень № 2970-р содержит раздел II «Упаковка готовых товаров, подлежащая
утилизации после утраты ею потребительских свойств». Отнесение упаковки к
соответствующей группе раздела II производится по материалу, из которого она
сделана. Материал может быть идентифицирован в том числе по буквенному
обозначению и (или) цифровому коду упаковки, указанным в TP ТС
005/2011 «О безопасности упаковки», утвержденном Решением Комиссии Таможенного
союза от 16.08.2011 № 769.
Отнесение упаковки, укупорочных средств из
комбинированных материалов к соответствующей группе раздела II Перечня № 2970-р
производится по основному материалу в композиции. Комбинированный материал —
двухслойный или многослойный материал, слои которого не могут быть разделены
без утраты функциональных или физических свойств такого материала.
Таким
образом, с 2018 г. нужно будет отчитываться и за скотч, и за этикеты, и за
другие упаковочные материалы.
Мы сделали расчет, показали количество упаковки
(пластиковые стаканчики, бумажные мешки и ящики из картона), которая у нас
образовалась. К отчетности мы не прикладываем никаких подтверждающих
документов, т.к. это не требуется. Как принимающая отчетность сторона проверит
правильность расчета?
Согласно п. 16 Положения № 1417 при осуществлении контроля за полнотой и достоверностью сведений о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, указанных в декларации, по требованию Росприроднадзора или его территориального органа производитель, импортер товаров представляет надлежащим образом заверенные копии первичных учетных документов либо таможенных документов, послуживших основанием для составления декларации.
Также в
соответствии с п. 14 Правил № 1342 при осуществлении контроля Росприроднадзор вправе запросить у производителя или импортера товаров:
- копии договоров (если они заключены с операторами
или региональными операторами);
- копии акта (актов) утилизации отходов.
Как можно уменьшить экологический сбор?
Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017; далее —
Федеральный закон № 89-ФЗ) при производстве упаковки, товаров, после утраты
потребительских свойств которыми образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми
материалами, могут применяться следующие меры экономического стимулирования:
- предоставление налоговых льгот в порядке,
утвержденном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- предоставление льгот в отношении платы за негативное
воздействие на окружающую среду при размещении отходов и в отношении уплаты экологического
сбора;
- предоставление средств федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации.
В силу п. 13 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ при
перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем
календарном году нормативов утилизации такие нормативы
в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими
показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными
нормативами утилизации. Поэтому, насколько это возможно, следует показывать
максимальную утилизацию согласно имеющимся подтверждающим документам.
На основании п. 14 ст. 24.2 Федерального закона №
89-ФЗ, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья,
к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент,
рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья,
использованного при производстве указанной упаковки.
Кроме того, можно проанализировать и оптимизировать
упаковочные решения, в т.ч. задуматься о сокращении их материалоемкости.
Напомним, что самостоятельная утилизация
может быть реализована путем:
- организации
собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от
использования таких товаров;
- заключения договоров с оператором по обращению с
твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным
предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от
использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов);
- создания ассоциации
производителей, импортеров товаров.
Необходимо оценить целесообразность сбора и утилизации
отходов как минимум в количестве, которое соответствует нормативу их
утилизации. При этом следует продумать, каким способом будет осуществляться
утилизация, кого и на каких условиях к ней привлекать, а также просчитать
возможные затраты и сравнить с суммой экологического сбора. Стоит также
учитывать положительный эффект для имиджа компании как экологически
ответственного производителя.
Если вы привлекаете к исполнению нормативов утилизации
третьих лиц, учитывайте их авторитетность (предпочтение следует отдавать
региональному оператору, когда он появится). При этом в гражданско-правовом
договоре стоит определить ответственность данных лиц в случае непринятия
отчетности полностью или частично.
При вступлении в ассоциацию следует учитывать, что в
случае неисполнения или частичного исполнения ассоциацией обязательств по
утилизации отходов от использования товаров, которые переданы ей производителем,
импортером товаров в соответствии с заключенным договором, обязательства
производителя, импортера товаров признаются не переданными в объеме не
исполненных ассоциацией обязательств, т.е., по сути, ассоциация не отвечает за
полноту утилизации и отчетности. Каких- либо специальных правил по созданию
указанных ассоциаций не предусмотрено.
Отметим,
что в соответствии с п. 4.1 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ норматив
утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет
утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну
или несколько групп товаров, при условии аналогичного назначения
таких товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их
использования. Так, Перечень № 2970-р дополнен графой, в которой установлена
категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа
обработки отходов от их использования. Такие позиции имеют одинаковый цифровой
код в указанной графе.
В дальнейшем при работе с
потребителями продукции рекомендуем в договорах на поставку продукции
предусмотреть обязанность потребителей направлять производителю копии актов
утилизации отходов упаковки и соответствующих договоров.
Например, можно снабжать продукцию сопроводительным письмом, в
котором будет указано; «Во избежание
роста цены на продукцию просим направлять акт утилизации упаковки от
продукции».
Помимо этого,
можно просчитать мотивирующие скидки, сопоставимые с суммами экологического
сбора, или устраивать акции по частичной компенсации затрат на утилизацию и
т.п.
Следует также быть готовыми к спору в случае
непринятия отчетности. В целях повышения вероятности отстоять свои права в
судебных инстанциях необходимо грамотно оформлять акты утилизации, а также
продумать механизм достоверного определения объема (массы) отходов товара и
упаковки, переданных на утилизацию.
Учитывая
утверждение нового перечня и новых нормативов, в соответствии с какими
документами рассчитывать экологический сбор за 2017 г.?
На основании письма Росприроднадзора от 17.01.2018 №
ВС-06-02-32/721 «Об уплате экологического сбора» за отчетный 2017 г. уплата
экологического сбора и представление расчетов сумм экологического сбора
осуществляется в срок не позднее 15.04.2018 в соответствии с Правилами взимания
экологического сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от
08.10.2015 № 1073 (далее — Правила № 1073), по форме расчета суммы
экологического сбора утвержденной Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №
488, и с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 г. Распоряжением
Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.
Какая ответственность предусмотрена за непредставление
декларации, отчетности и неуплату экологического сбора?
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 09.01.2018 № АС-10-02-36/156 «О направлении разъяснений» непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 05.02.2018; далее — КоАП РФ).
Также согласно п. 25 Правил № 1073, если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
Помимо этого,
Минприроды России разработаны поправки в ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с
которыми штраф за неуплату экологического сбора планируется определить в
размере двойной суммы экологического сбора.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 3, 2018 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости