- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И КАК УСТАНОВИТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ
(Окончание)
А.Г. Дудникова
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
ВРВ/ВРС
устанавливаются при наличии проекта программы
повышения экологической эффективности, являющейся
приложением к заявке на получение КЭР.
Федеральным
законом № 7-ФЗ четко указывалось, что технологические показатели НДТ должны
устанавливаться нормативными документами в области охраны окружающей среды,
т.е. нормативными правовыми актами Минприроды России (о чем говорилось выше).
Правила же при установлении нормативов отсылают напрямую к справочникам НДТ,
Возможно, это вызвано задержкой в принятии соответствующих нормативных
документов.
Изученные нами
нормативные документы не противоречат справочникам (за исключением некоторых
оговорок, подобных приведенным выше). Исходя из этого полагаем, что при
отсутствии технологических показателей НДТ, установленных нормативным
документом, можно использовать технологические показатели справочника. Однако,
напоминаем, это дело добровольное, т.к. справочники не являются нормативными
правовыми актами, а Правила не могут противоречить Федеральному закону № 7-ФЗ.
Получается, если нормативный документ для
отрасли отсутствует, заявку па получение КЭР можно подавать только с санитарно-гигиеническими
нормативами в отношении веществ I-II классов опасности. Что об
этом подумает правоприменитель, в т.ч. судебные инстанции, узнаем на практике.
Отдельный вопрос, как быть в том
случае, если КЭР получено в отсутствие нормативного документа в области охраны
окружающей среды (за основу Предприятие взяло показатели
справочника) и такой нормативный документ будет
утвержден позже, да еще и с иными технологическими показателями. Корректировка
КЭР по такому основанию не предусмотрена. Полагаем, что если КЭР уже получено,
то вряд ли придется его корректировать. По крайней мере это требование можно
будет оспорить, в т.ч. и потому, что возникнет вопрос, почему цифры
нормативного документа оказались отличными от справочника и чем они обоснованы.
А вот если
нормативный документ выйдет в период paccмотрения аявки на получение КЭР, отказ в его выдаче вполне вероятен
- это можно предположить по аналогичным ситуациям практики традиционного
нормирования, когда отстоять действующий документ гораздо легче, чем обжаловать
отказ в его выдаче, а также по наличию многочисленных прецедентов отказов по
основанию изменившегося законодательства.
Интересный момент вырисовывается в части платы за НВОС. Получается, если нормативные документы не
вышли, предприятие получает КЭР только по нормативам для веществ I-II классов опасности и по III-IV классам опасности не
нормируется. Соответственно, и не платит? Как оно может платить, если эти
вещества не нормированы? Ладно когда эти вещества соответствуют технологическим
показателям — это законная льгота тем, кто реализовал НДТ. А если
технологические показатели именно не установлены (нормативный документ не
утвержден)? Что и на каком основании от предприятия можно требовать? Если,
например, говорить о керамике — пыли себе пыли сколько угодно безвозмездно,
т.е. даром.
Еще интересно, надо ли будет соблюдать санитарно-гигиенический
норматив в отношении вещества I или II класса опасности, если на него
установлен технологический норматив. Это уже правовая коллизия, достойная
судебных инстанций. Вполне можно выиграть суд как в ту, так и в другую сторону.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 8, 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости