Все публикации

 

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И КАК УСТАНОВИТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ 

(Окончание)

А.Г. Дудникова

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

ВРВ/ВРС устанавливаются при наличии проекта программы повышения экологической эффективности, являющейся приложением к заявке на получение КЭР.

Федеральным законом № 7-ФЗ четко указывалось, что технологические показатели НДТ должны устанавливаться нормативными документами в области охраны окружающей среды, т.е. нормативными правовыми актами Минприроды России (о чем говорилось выше). Правила же при установлении нормативов отсылают напрямую к справочникам НДТ, Возможно, это вызвано задержкой в принятии соответствующих нормативных документов.

Изученные нами нормативные документы не противоречат справочникам (за исключением некоторых оговорок, подобных приведенным выше). Исходя из этого полагаем, что при отсутствии технологических показателей НДТ, установленных нормативным документом, можно использовать технологические показатели справочника. Однако, напоминаем, это дело добровольное, т.к. справочники не являются нормативными правовыми актами, а Правила не могут противоречить Федеральному закону № 7-ФЗ.

Получается, если нормативный документ для отрасли отсутствует, заявку па получение КЭР можно подавать только с санитарно-гигиеническими нормативами в отношении веществ I-II классов опасности. Что об этом подумает правоприменитель, в т.ч. судебные инстанции, узнаем на практике.

Отдельный вопрос, как быть в том случае, если КЭР получено в отсутствие нормативного документа в области охраны окружающей среды (за основу Предприятие взяло показатели справочника) и такой нормативный документ будет утвержден позже, да еще и с иными технологическими показателями. Корректировка КЭР по такому основанию не предусмотрена. Полагаем, что если КЭР уже получено, то вряд ли придется его корректировать. По крайней мере это требование можно будет оспорить, в т.ч. и потому, что возникнет вопрос, почему цифры нормативного документа оказались отличными от справочника и чем они обоснованы.

А вот если нормативный документ выйдет в период paccмотрения аявки на получение КЭР, отказ в его выдаче вполне вероятен - это можно предположить по аналогичным ситуациям практики традиционного нормирования, когда отстоять действующий документ гораздо легче, чем обжаловать отказ в его выдаче, а также по наличию многочисленных прецедентов отказов по основанию изменившегося законодательства.

Интересный момент вырисовывается в части платы за НВОС. Получается, если нормативные документы не вышли, предприятие получает КЭР только по нормативам для веществ I-II классов опасности и по III-IV классам опасности не нормируется. Соответственно, и не платит? Как оно может платить, если эти вещества не нормированы? Ладно когда эти вещества соответствуют техноло­гическим показателям — это законная льгота тем, кто реализовал НДТ. А если технологические показатели именно не установлены (нормативный документ не утвержден)? Что и на каком основании от предприятия можно требовать? Если, например, говорить о керамике — пыли себе пыли сколько угодно безвозмездно, т.е. даром.

Еще интересно, надо ли будет соблюдать санитарно-гигиенический норматив в отношении вещества I или II класса опасности, если на него установлен технологический норматив. Это уже правовая коллизия, достойная судебных инстанций. Вполне можно выиграть суд как в ту, так и в другую сторону.

     Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 8, 2019 г.


 


Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика