- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
А.Г. Дудникова
Сегодня ситуация складывается так. Есть
серьезные загрязнители окружающей среды, от которых
мы не можем отказаться, т.к. не хотим назад в пещеры. При этом такие
предприятия-загрязнители не могут достичь
гигиенических нормативов, которые устанавливаются исходя из невредности
для здоровья человека. Попробуем разобраться в логике реформы экологического
нормирования – поговорим о прошлом и настоящем технологического нормирования и
о том, какие вопросы неизбежно возникнут в будущем.
Оставим в стороне
рассуждения о спорности концепции порогового воздействия и просто примем, что есть
предприятия, которые наносят вред здоровью, но они нам нужны.
Ранее в этом случае «выкручивались» с помощью временно согласованных выбросов
(сбросов), которые в теории требовали прихода к предельно допустимым выбросам
(нормативам допустимых сбросов; далее — ПДВ. НДС) спустя какой-то срок с
помощью «плана мероприятий». Если же эта цель была реально недостижима,
приходилось играть в некую игру: после наступления срока выполнения
невыполненных мероприятий предприятие писало объяснительную, почему оно не выполнило
план, и предлагало новый срок, а госорган его принимал.
А многие
загрязнители и вовсе находились вне правового поля, на что все закрывали глаза,
т.к. не было другого выхода.
Фраза «строгость
российских законов смягчается необязательностью их исполнения» приписывается
авторам XIX века (например, М.Е. Салтыкову-Щедрину).
Но в Европе так
нельзя — они законопослушные, и поэтому законы должны быть такими, чтобы их
возможно было соблюдать.
И они придумали
следующее:
1) используя
отраслевой подход, определили значимые предприятия-загрязнители, собрали с них
информацию;
2) изучили
используемые технологии, выбрали лучшие;
3) определили
удельные показатели (например, количество выбросов на единицу продукции):
4)
постановили, что все должны
достигать эти показатели, раз одни смогли, тo и другие должны суметь, т.е. это требование реально
выполнимое.
Таким образом
предложили принцип нормирования не с конца (как хотите, так и
сделайте, чтобы концентрация выбрасываемых (сбрасываемых) вами веществ не
превышала ПДК), а с начала — реализуйте наилучшую из возможных
(доступных, реальных) технологий и достигайте наилучших реально возможных
показателей.
Вот мы и решили
позаимствовать их картинку и реализовать у себя.
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ И ПОЛУЧАЕТСЯ?
Сначала приняли
Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ). Долго над ним бились, лет семь (по словам одного
из членов Российского союза промышленников и предпринимателей).
Нам исток видится
в проектах по гармонизации экологических стандартов. В рамках этих проектов
изучался опыт Германии и ЕС, переводились их директивы, «законы, справочники
наилучших доступных технологий (далее — НДТ), проводились семинары,
конференции... Отчеты представлялись в Минприроды России.
И вот появился Федеральный закон №
219-ФЗ.
Как это в
последнее время бывает, законы пытаются защитить добросовестный бизнес, что
умело обходится уже на этапе создания подзаконных актов.
В чем одна из основных трудностей реализации нашего
экологического законодательства? Нормы-обязанности звучат:
«Каждое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны...», а дальше
представляется промышленный гигант и все требования расписываются под него. А
юридическое лицо—это и детский сад, и школа, и ларек, не очень прибыльно
торгующий.
Такое
законодательство было уместно в Советском Союзе, где дозволялось чиновничье
усмотрение и никто не требовал от детского садика разработки проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР).
Теперь же борьба
с коррупцией хуже самой коррупции. Если инспектор не потребует ПНООЛР с
детского садика, вдруг его во взятке заподозрят?
Сместились и цели
госэконадзора. Появились дела в виде штрафа на офис за отсутствие ПДВ, т.к.
покрасили окна, появился источник выброса - окна пахли краской. А ПНООЛР для
школ и детских садов стали обыденностью. Ведь они же не субъекты малого и
среднего бизнеса, вообще не бизнес. Но юридические лица.
И вот Федеральный закон N° 219-ФЗ
разделил предприятия на категории по степени негативного воздействия на
окружающую среду (далее - HBОC).
Здорово, правда? Мы все радовались.
До тех пор, пока не появились критерии отнесения объектов, оказывающих
негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Но не будем о самих Критериях, а
посмотрим, как они увязаны с НДТ.
Объекты I
категории обязаны реализовать НДТ — это одна ветвь реформы нормирования.
Вторая ветвь —
собственно НДТ. Откуда берется эта технология? Кто скажет, что именно она должна
быть признана НДТ?
Как и в ЕС, описание НДТ приведено в справочниках НДТ.
У нас (как и, наверное, в Европе) в первую очередь определили области применения НДТ (по отраслевому принципу или процессу; табл. 1).
Таблица 1. Области применения НДТ
№ п/п |
Область применения НТД |
1 2 |
Хозяйственная
и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие
на окружающую среду: - добыча и обогащение железных руд,
производства чугуна, стали и ферросплавов, производство изделий дальнейшего
передела черных металлов; - добыча и обогащение руд цветных металлов,
производство цветных металлов; - добыча нефти и природного газа; - производство кокса и нефтепродуктов,
переработка природного газа; - добыча и обогащение угля и антрацита; - производство электрической и тепловой
энергии через сжигание топлива; - утилизация и обезвреживание отходов, в том
числе термическими способами; - размещение отходов производства и
потребления; - производство целлюлозы, древесной массы,
бумаги, картона; - производство основных органических
химических веществ; - производство продукции тонкого
органического синтеза; - производство полимеров; - производство основных неорганических
химических веществ-аммиака; - производство неорганических кислот,
минеральных удобрений; - производство твердых и других
неорганических химических веществ – оксидов, гидрооксидов, солей; - производство специальных неорганических
химикатов; - производство прочих основных неорганических
химических веществ; - обработка поверхностей, предметов или
продукции с использованием электролитических или химических процессов; - производство стекла, керамических изделий; - производство цемента, извести, оксида
магния, гидроксида магния, хлорида магния; - производство текстильных изделий (промывка,
отбеливание, мерсеризация); - крашение текстильных волокон, отбеливание,
крашение текстильной продукции; - дубление, крашение, выделка шкур и кож; - разведение свиней, сельскохозяйственной
птицы; - убой животных на мясокомбинатах,
мясохладобойнях; - производство
пищевых продуктов, напитков, молока и молочной продукции; - очистка сточных вод с использованием
централизованных систем водоотведения поселений, городских округов; - добыча и производство драгоценных металлов Технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности: - сокращение выбросов загрязняющих веществ,
сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов),
сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля; - системы обработки (обращения) со сточными
водами и отходящими газами в химической промышленности; - промышленные системы охлаждения; - обращение с вскрышными и вмещающими горными
породами; - очистка сточных вод и выбросов загрязняющих
веществ при производстве продукции (товаров), проведение работ и оказании
услуг на предприятиях; - повышение энергетической эффективности при
осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности; - производственный экологический контроль и
его метрологическое обеспечение |
Согласно областям
применения НДТ определили, какие справочники выпускать и в какой
последовательности.
В Европе,
напомним, отрасли давали информацию для справочников. А у нас? Давали? Выясните
в своей отрасли. Давали. Кто как — кто кое-как. а кто никак. Как отрасль
поучаствовала в создании справочника, такой и результат.
Время как никогда
давалось, но мы же без стимула не работаем — и к действиям все равно переходили
либо к концу срока, либо после него. В результате пришлось запустить реформу с
тем, что есть, и править по ходу движения.
Итак, реформа
запущена 01.01.2019, и уже издано Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2019 №
866 р «Об утверждении поэтапного графика актуализации информационно-технических
справочников по наилучшим доступным технологиям».
Рекомендуем теперь отраслям поучаствовать в разработке справочников более осмысленно. Какой справочник получится, по такому и жить будете.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Справочники НДТ – это
нормативно-технические документы, а п. 3 ст.23 Федерального закона от
10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральной закон №
7-ФЗ) говорит о том, что технологические показатели НТД устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 29 настоящего Федерального закона не позднее 6
месяцев после опубликования или актуализации справочников НТД.
Так, после опубликования
(актуализации) каждого справочника в течение полугода (не позже!) должен быть
принят нормативный документ в области охраны окружающей среды – в нем
указываются технологические показатели, которые специально
уполномоченный орган посчитает обязательными
к применению.
Справочник НДТ может содержать много
технологических показателей, но справочник не является нормативным документом в
области охраны окружающей среды и носит рекомендательный характер, как и
положено справочнику.
Чтобы норма носила обязательный характер,
она должна содержаться в документе, принятом, как положено нормативному
правовому акту, в частности, зарегистрированном в Минюсте России.
Рассмотрим отдельно, что такое нормативный документ в области охраны
окружающей среды.
В декабре
прошлого года согласно плану нормотворческой деятельности Минприроды России Министерство
должно было внести в Правительство проект Постановления Правительства РФ «Об
установлении порядка утверждения нормативных документов, федеральных норм и
правил в области охраны окружающей среды». Подготовленный проект был размещен
на портале regulation.gov.ru.
однако не содержал ничего особенного. Проект состоял из двух абзацев, в которых
не было разъяснения, что же такое нормативный документ в области охраны
окружающей среды, но указывалось, что он должен быть принят, как подобает
нормативному правовому акту.
В феврале 2019 г.
вышло Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 «О разработке,
установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и
физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении
нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих
технологические показатели наилучших доступных технологий», согласно п. 2
которого нормативные документы в области охраны окружающей среды,
устанавливающие технологические показатели НДТ, за исключением технологических показателей
НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем
водоотведения поселений или городских округов, утверждаются Минприроды России
на основе справочников НДТ не позднее 6 месяцев после их опубликования или
актуализации.
И снова о том, что представляет
собой нормативный документ в области охраны окружающей среды и чем он
отличается от просто ведомственного приказа, ничего не сказано, зато именно в этом Постановлении четко
прописано, что нормативный документ утверждается на основе справочника НДТ.
К СВЕДЕНИЮ
Если
же обратиться к другим отраслям законодательства с вопросом, что такое
нормативный документ, можно прочитать, например: нормативные документы по
пожарной безопасности — национальные стандарты Российской Федерации, своды
правил, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
К сожалению, не все отрасли
добросовестно поучаствовали в разработке справочников НТД, поэтому в результате
пришлось запустить реформу с тем, что есть, и править по ходу движения.
Такие документы
могли утверждаться ведомственным приказом, и этот приказ не всегда проходил
регистрацию в Минюсте России, что в данном случае не сообщяло документу силу
нормативного правового акта и он должен был носить рекомендательный характер.
Однако именно в этих документах содержалась конкретика, которую можно было
проверять и за неисполнение которой можно было наказывать.
Часто получалось,
что эти документы становились псевдорекомендательными в действующем правовом поле, т.к. нормы, проходившие
регистрацию в Минюсте России и являвшиеся обязательными к исполнению, звучали в
общем «соблюдать требования», а сами требования уже содержались в
нормативно-техническом документе. При этом не все судьи становились на сторону
хозяйствующего субъекта и поясняли карательной инстанции, что нормы, не
прошедшие регистрацию в Минюсте России, да и вообще толком не опубликованные,
не могут быть обязательны к исполнению, т.к. хозяйствующий субъект вполне может
о них не знать. Эта ситуация тянется со времен СССР, известна руководству страны,
которое все эти годы пытается обязать карательные инстанции карать корректно.
Вот и в нашем
случае нормативные документы в области охраны окружающей среды - это те
документы, которые содержат конкретику, однако они должны быть приняты, как
положено нормативным правовым актам, о чем постановили и законодатель, и
Правительство.
На момент написания статьи мы
выявили 30 таких нормативных документов для различных отраслей промышленности.
НДТ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ
Рассмотрим ситуацию
на примере отрасли производства керамических изделий.
Есть справочник
НДТ - ИТС 4-2015 «Производство керамических изделий» (далее - ИТС 4-2015).
В справочнике 20 НДТ,
технологические показатели установлены для 11 НДТ. В описании к НДТ 3 «Снижение
выбросов пыли в производстве керамических изделий» прямо сказано:
технологические показатели (удельные выбросы пыли при производстве керамических
изделий) приведены для конкретных видов выпускаемых изделий (в тех случаях,
когда информация была предоставлена предприятиями или доступна
в справочнике ЕС). Мы эту информацию в ИТС 4 2015 не нашли.
В принципе случаи предоставления
информации предприятиями описаны в справочнике таким образом:
Извлечение
из ИТС 4-2015
3.2 Текущие уровни эмиссий в окружающую
среду и потребления ресурсов в производстве кирпича
В процессе
подготовки настоящего справочника НДТ анкеты для сбора информации о текущих
уровнях эмиссий и потребления ресурсов были направлены российским предприятиям
по производству кирпича. Сведения от предприятий поступали неравномерно в
течение нескольких месяцев; к концу октября 2015 года разработчики справочника
НДТ располагали 23 заполненными анкетами различной степени детализации. В связи
с этим было принято решение при обсуждении численных параметров учитывать как
результаты анкетирования, так и материалы современных отечественных
исследований и данные отраслевого справочного документа ЕС [80].
[…]
Как уже отмечено,
в большинстве случаев приведенные в анкетах показатели основаны на расчетных
оценках, а не на результатах измерений. Кроме того, вопросы организации
пробоотбора и выполнения измерений требуют особого отдельного обсуждения,
например, в рамках подготовки национального стандарта по производственному
экологическому контролю для предприятий по выпуску керамических изделий.
[…]
Как правило, в
разрешительной документации предприятий по производству керамического кирпича
упоминаются 15-25 загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух из
20-30 источников. При этом большая часть напрямую с процессом выпуска кирпича
не связана; специалисты предприятий утверждают, что практически все показатели
являются расчетными. Это свидетельствует о необходимости выделения выбросов
загрязняющих веществ, напрямую связанных; с технологическим процессом,
в отдельную категорию.
[…]
[…]
[…]
Общее заключение, которое
можно сделать по результатам оценки доступных данных по эмиссиям в
окружающую среду, состоит в том, что для перехода к технологическому
нормированию в производстве керамических изделий необходимо наладить систему
сбора и анализа информации о технологических (характеризующих
собственно технологические процессы) параметрах производства.
[…]
Ряд подотраслей предоставили по 4-5
анкет, ряд подотраслей не дали ни одной анкеты и по ним запись исходных данных
звучит следующим образом:
Извлечение из ИТС 4-2015
3.6
Текущие уровни эмиссий в окружающую среду и потребления ресурсов в производстве
керамических хозяйственных и декоративных изделий (посуды)
В процессе подготовки
настоящего справочника НДТ анкеты для сбора информации о
текущих уровнях эмиссий и потребления ресурсов были направлены российским
предприятиям по производству огнеупорных изделий. Осенью 2015 года
разработчики справочника НДТ еще не располагали заполненными анкетами, хотя на
предварительном этапе, в ходе посещения промплощадок, определенный
фактический материал был собран. В связи с этим было принято решение на первом
этапе при обсуждении численных параметров учитывать материалы современных
отечественных исследований и данные отраслевого справочного документа
ЕС [80] и указывать, по возможности, соответствуют ли эти
параметры известным показателям российских предприятий.
[...]
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 8, 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости