- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР
ТКО И БУМАЖНЫХ ОТХОДОВ
Ответственность
за организацию обращения с отходами
Н.В. Бирюкова
Согласно письму Росприроднадзора от 06.12.2017 АА-10-04-36/26733 и
структуре Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) указанные
отходы (с кодами по ФККО 40512202605 и 44322101624) к ТКО не относятся, так как
не входят в подтип (группу), который содержит в своем наименовании указание на
отнесение к ТКО.
Учет отходов бумаги и картона. С 1 января 2019 года в
соответствии с новой редакцией статьи 18 Закона № 89-ФЗ (редакция от
25.12.2018) HOOЛP для
объектов негативного воздействия (ОНВ), не относящихся к I или II категории, не
имеют самостоятельного юридического значения.
Однако
учитывая, что раньше во всей положенной отчетности отражались отходы бумаги и
картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО
40512202605), целесообразно в целях уменьшения риска прибегнуть к следующему
алгоритму:
1. Посчитать, сколько по общепринятому нормативу
образуется отходов бумаги (как правильно указано в вопросе, это 10% от
количества ежегодно потребляемой бумаги в соответствии с таблицей 3.1 Сборника
удельных показателей образования отходов производства и потребления, 1999). Важно
также не забыть про отходы коробок от упаковки бумаги, если они не используются
для хранения архивных документов.
2. Если по расчетам с учетом максимального потребления
бумаги с учетом округления получается более 0,1 тонны отходов в год, то такие
отходы надо накапливать (с 1 января 2019 года в обязательном порядке согласно
распоряжению Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р) и учитывать раздельно по
конкретному наименованию (постоянно и в журнале учета отходов согласно Порядку,
утвержденному приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, и в декларации о
плате, и в статистической форме 2-ТП (отходы) как «отходы бумаги и картона от
канцелярской деятельности и делопроизводства»).
При
этом сдать данные отходы можно в пункт приема макулатуры, там должны выписать
справку что принято столько-то отходов в таком-то пункте для передачи такой-то
организации на основании такого-то договора или соглашения.
Для
обращения с отходами V класса опасности лицензия не нужна, поэтому проблем с
представлением отчетности не возникнет.
Однако
если отходов образуется в год достаточно мало и по правилам математического
округления до десятых долей в соответствии с пунктом 11 Порядка учета (отходы
IV и V классов опасности должны учитываться с точностью до десятых долей в
тоннах), то формально в таблицах по данному отходу следует отображать нулевые
значения по образованию.
Официальной
позиции по данному вопросу Росприроднадзор пока не высказал, и соответствующая
судебная практика отсутствует, поэтому рекомендую в частном порядке обратиться
за разъяснением.
Объем данных отходов
при условии, что они выбрасываются совместно и, самое главное, в смеси с прочим
мусором, можно учесть в объеме мусора от офисных и бытовых помещений.
Договор со
специализированной организацией, заключенный в целях сортировки (размещения,
обезвреживания), мало чем поможет, только если там не будет указано, что данная
организация обязуется извлечь из ваших отходов отходы бумаги и картона в полном
объеме и передать их на утилизацию специализированному предприятию с
представлением соответствующих подтверждающих документов.
Насколько эта схема
юридически устойчива, тоже пока сложно сказать, потому что судебная практика по
данному вопросу отсутствует. К тому же могут быть определенные требования
регионального законодательства к раздельному сбору отходов (см. пример далее).
Ответственность и возможные последствия. Справедливости ради
отметим, что прямо в федеральном законодательстве обязанность отходообразователей
по раздельному сбору, в частности отходов бумаги и картона от канцелярской
деятельности и делопроизводства и прочих отходов из перечня, утвержденного
распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 189-р (далее - Перечень №
1589-р), не установлена, но согласно положениям пункта 8 статьи 12 Закона №
89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие
утилизации, запрещается. Соблюдения этого требования в первую очередь будут
спрашивать с образователей данных отходов. Перечень видов отходов, в состав
которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается
Правительством РФ.
Также
требования к раздельному сбору отходов могут быть определены в нормативных
правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ.
Например,
постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981- ПП обязывает
юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства
и потребления, обеспечивать раздельный сбор образующихся отходов в соответствии
с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, а также в соответствии
с содержанием в составе отходов токсичных веществ, с агрегатным состоянием,
физическими свойствами и другими признаками (пункт 3.5), и в частности обеспечивать
раздельный сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории
вторичных материальных ресурсов (BMP), в соответствии с направлениями их использования и
переработки (пункт 3.6).
Даже
принято постановление правительства Москвы от 22.05.2007 № 391-ПП, которым
утвержден Перечень вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке во
вторичное сырье. В этот перечень входят в том числе отходы картона и бумаги.
При
этом КоАП города Москвы содержит статьи, согласно которым:
- неосуществление раздельного сбора отходов влечет за
собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 40 ООО
рублей; на юридических лиц - 250 ООО рублей (статья 4.33);
- нарушение требований по раздельному сбору BMP, подлежащих переработке
(обработке) во вторичное сырье, влечет за собой наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере 30 ООО рублей; на юридических лиц - 200 ООО
рублей (статья 4.34, пункт 1);
- неосуществление
раздельного сбора BMP, подлежащих
переработке (обработке) во вторичное сырье, влечет за собой наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере 40 ООО рублей; на
юридических лиц - 250 ООО рублей (статья 4.34, пункт 2).
Об
ответственности за несоблюдение требований пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ
также указывается в письме Минприроды России от 02.02.2018 № 12-44/3070:
«Отражение в отчетной документации сведений о захоронении отходов из Перечня
свидетельствует о несоблюдении соответствующим хозяйствующим субъектом требований
пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ».
В
пункте 7 письма Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 говорится: «В
случае выявления территориальными органами Росприроднадзора фактов захоронения
отходов, входящих в Перечень 1589-р, с учетом пункта 2 Распоряжения № 1589-р,
необходимо применять меры административного воздействия, установленные Кодексом
РФ об административных правонарушениях».
Соответственно
данное нарушение будет квалифицироваться по статье 8.2 КоАП РФ,
согласно которой несоблюдение
экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении,
использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с
отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой,
или иными опасными веществами влечет за собой наложение административного
штрафа:
- на граждан - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей;
- на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 50 тысяч
рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 100 тысяч до
250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до
90 суток.
Таким образом, законодательно установлено, что образуемые в офисах отходы бумаги и картона с 1 января 2019 года запрещено размещать на полигоне. Стопроцентный вариант без рисков - раздельно накапливать отходы и сдавать по договору. Во всех остальных случаях риск привлечения к ответственности остается.
Технический отчет по обращению с отходами в 2019 году. Как уже было отмечено, с 1 января 2019 года в соответствии с действующей редакцией статьи 18 Закона № 89-ФЗ НООЛР для ОНВ, не относящихся к I или II категории, не имеют самостоятельного юридического значения. Поэтому, если категория вашего ОНВ не I и не II, то отчет подавать точно не нужно.
Аналогичная ситуация была в 2010 году, когда субъектов
малого и среднего предпринимательства (СМСП) освободили от разработки ПНООЛР: никто
с СМСП, которым были ранее выданы лимиты, представления технического отчета не
требовал, к ответственности за непредставление они не привлекались.
Разработка
проекта ПДВ для аварийной ДГУ. С 1 января 2019 года все зависит от
категории ОНВ. При наличии аварийной ДГУ в отсутствие иных источников
негативного воздействия объекту, скорее всего, будет присвоена III категория
негативного воздействия.
Согласно пункту 4
статьи 22 Закона № 7-ФЗ (редакция от 29.07.2018) нормативы допустимых выбросов,
нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных
веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I
и II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Таким образом, для
ОНВ III
категории в настоящее время предусмотрен расчет нормативов допустимого выброса
только в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих
канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности). Об этом же
говорится в информации Росприроднадзора «Изменения природоохранного
законодательства», размещенной 11 января 2019 года на официальном сайте
ведомства (http:/rpn.gov.ru).
Требования к
организации и оформлению расчета нормативов допустимого выброса в настоящий
момент не установлены. Согласно пункту 6 статьи 22 Закона № 7-ФЗ, методики и
(или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых
сбросов утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной
власти. Проект соответствующего приказа Минприроды России размещен в Интернете (regulation.gov.ru/projects#npa=66942).
При эксплуатации ДГУ,
как правило, в выбросах присутствует формальдегид, имеющий II класс
опасности, поэтому надо смотреть паспорт на установку и проводить реальные
замеры, если возможно, или проводить расчет по действующей методике. В любом
случае по стационарному организованному источнику загрязнения атмосферы, каким
является ДГУ, должна быть проведена соответствующая инвентаризация. Проект ПДВ
как таковой с 1 января 2019 года не разрабатывается никем.
Документы
1. Письмо
Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-Ю-04-36/26733 «О направлении информации».
2. Приказ
Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного
каталога отходов».
3. Федеральный закон
от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
4. Распоряжение
Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов
производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты,
захоронение которых запрещается».
5. Приказ Минприроды
России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с
отходами».
6. Постановление
правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых
экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов
производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на
занимаемых земельных участках».
7. Постановление
правительства Москвы от 22.05.2007 № 391-ПП «Об утверждении Перечня вторичных
материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье».
8. Закон г. Москвы от
21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
9. Письмо Минприроды
России от 02.02.2018 № 12-44/3070 «О захоронении отдельных видов отходов».
10. Письмо
Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 «О направлении информации».
11. Кодекс РФ об
административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
12. Федеральный закон
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 3, 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости