- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ПЛАТА ЗА НВОС НА ОБЪЕКТАХ III и IV КАТЕГОРИЙ
1. Если на предприятии образуются
отходы, которые размещаются на полигоне ТКО, но к таковым не относятся, такие
предприятия не должны платить за негативное воздействие на окружающую среду
(НВОС)?
2. На объекте III категории НВОС
провели инвентаризацию выбросов. Проект ПДВ (НДВ) отменен, то есть провести
расчет рассеивания загрязняющих веществ (ЗВ), установить нормативы выбросов для
ЗВ, а также разработать проект производственного экологического контроля (ПЭК)
невозможно. Получается, без разрешения на выбросы при расчете платы нужно
учитывать сверхлимитный выброс?
Н.В.Бирюкова
Расчет платы
По первому вопросу - касающемуся внесения платы за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам (ТКО), объектами НВОС IV категории и некатегорированными объектами.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ лица, эксплуатирующие исключительно объекты НВОС IV категории, не вносят плату за НВОС. Это касается и размещения отходов, в том числе тех, которые не относятся к коммунальным.
Относительно некатегорированных объектов - согласно п. 2 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих HBOG. Таким образом, опираясь на данный пункт, можно было бы считать, что раз на государственный учет поставить данный объект невозможно (в соответствии с Критериями он не является объектом HBOG), то и платить за НВОС, в том числе за размещение отходов, не нужно.
Данная позиция подтверждается Постановлением Первого Арбитражного Апелляционного суда от 02.10.2018.
При этом в абз. 2
п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ указано, что плательщиками платы за НВОС при
размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и
индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и
(или) иной деятельности образовались отходы. В письме от 14.12.2017 Минприроды
России также указывает на то, что некатегорированные объекты платят за «не ТКО»
отходы. Данная позиция подтверждается и решением московского Арбитражного суда
от 27.12.2017.
Таким образом, с
учетом отсутствия по факту для некатегорированных объектов порядка расчета
платы за размещение отходов и наличия положительной судебной практики, полагаю,
что вносить плату за размещение отходов, не относящихся к ТКО, хозяйствующим
субъектам, осуществляющим деятельность на объектах, не относящихся к объектам
НВОС в соответствии с Критериями, не нужно. Это если ничего к отчетному периоду
в нормативной базе не поменяется и есть готовность отстаивать свои интересы в
суде. На всякий случай желательно получить письмо от уполномоченного органа,
что объект не может быть поставлен на госучет, так как не является объектом
НВОС.
При этом следует
придерживаться следующей общей позиции: если юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель не осуществляет хозяйственную деятельность с использованием
объектов НВОС, обязанность по внесению платы за НВОС у них отсутствует, так как
предоставление льготы владельцам объектов IV категории, наносящим окружающей
среде минимальный вред, предполагает освобождение от каких-либо платежей и
владельцев объектов, не наносящих вред окружающей среде.
По
второму вопросу - относительно внесения платы за выбросы объектами НВОС
III категории.
Согласно п. 4 ст.
22 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов,
за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих
канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не
рассчитываются для объектов III категории. Отсюда следует, что хозяйствующие
субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории, обязаны
рассчитывать только нормативы для веществ I, II классов опасности.
Для этих целей целесообразно
применять Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 1837 (так
как не установлено других требований к оформлению таких расчетов).
Таким образом, рассчитать нормативы
выбросов для веществ I,
II классов опасности можно, провести расчет рассеивания тоже, в том числе и на
границе объекта, чтобы в соответствии с пп. 9.1.2 и 9.1.3 Требований к
содержанию программы ПЭК определить источники, которые должны быть включены в
программу ПЭК. Соответственно можно разработать и программу ПЭК.
Теперь относительно расчета платы за
выбросы.
В соответствии с требованиями п. 8 ст.
16.3 Закона № 7-ФЗ при исчислении платы за НВОС объектами III категории объем
или масса выбросов ЗВ, сбросов ЗВ, указанные в отчете об организации и о
результатах осуществления ПЭК (далее - отчет по ПЭК), признаются
осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов
допустимых сбросов, за исключением веществ I, II классов опасности.
Однако в соответствии с требованиями приказа Минприроды России № 74 контролю
подлежат только те вещества, в отношении которых установлены предельно
допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.
ПРИКАЗ
МИНПРИРОДЫ РОССИИ № 74
...9.1.1. В План-график контроля должны
включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в
выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены
технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные
выбросы…
Таким образом, в программу и отчет по
ПЭК для объектов III категории попадут только вещества I, II классов опасности. Поэтому нет
других веществ, на которые может быть распространена указанная ранее формулировка
из Закона № 7-ФЗ, что объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете по ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах
нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за
исключением веществ I, II классов опасности.
В письме
Минприроды России от 06.06.2019 сделана попытка разъяснить
некоторые вопросы, касающиеся исчисления размера платы за НВОС объектами III
категории, однако, по сути, письмо просто содержит невзаимоувязанные выдержки
из действующего законодательства, применимого к объектам III категории.
В частности,
дается отсылка к положениям пп. 11(1) и 11(2) Правил исчисления и взимания
платы за НВОС (отмечу, что содержание этих пунктов с 01.01.2020 не
изменится).
ПРАВИЛА
ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС
...11(1). При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), II(2), Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие, III категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением выбросов радиоактивных веществ), для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил, а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.
При непредставлении отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.
Согласно п. 11 ст. 15 Закона № 96-ФЗ
для осуществления выбросов ЗВ в атмосферный воздух на объектах III категории,
за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного
экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую
среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах,
представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган
исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух.
Однако такой порядок, форма и требования
к данной отчетности в настоящее время не установлены. О чем также говорится в
упомянутом письме Минприроды России от 06.06.2019.
В письме, кроме
того, указано, что действующие Правила исчисления и взимания платы за НВОС в
настоящий момент корректируются Минприроды России в соответствии с законодательством.
Пока Правила не учитывают всех нововведений Федерального закона от 21.07.2014 №
219-ФЗ, в связи с чем возникла необходимость их поправить. В частности, в
Правилах планируется уточнить вопросы исчисления платы исходя из представления
либо непредставления отчета по ПЭК по объектам III категории. Также
сообщается, что в Правилах будет предусмотрено, что в
отношении выбросов и сбросов ЗВ, превышающих объем или массу выбросов и
сбросов, указанных в отчете по ПЭК, либо при непредставлении отчета по ПЭК при
исчислении платы плательщики будут использовать коэффициент, равный 25.
Возможно, в
итоге отчетность о выбросах для объектов III категории будет подаваться в
рамках отчета по ПЭК.
Итак, для того чтобы определиться с
платой за выбросы на объектах III категории, необходимо дождаться выхода новых
нормативных правовых актов по отчетности и вступления в силу анонсированных
изменений в форме декларации о плате за НВОС и порядке ее представления, а
также в Правилах исчисления платы или как минимум более конкретных разъяснений
от уполномоченных органов.
Документы
1.Письмо Росприроднадзора от 20.06.2018
№ АА-10-02-32/12525 «О рассмотрении обращения».
2.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды».
3.Постановление Правительства РФ от 28.09.2015
№ 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
4.Постановление Первого арбитражного
апелляционного суда от 02.10.2018 № 01АП-7017/2018 по делу № А38- 2502/2018
(постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.03.2019 №
Ф01-638/2019 данное постановление оставлено без изменения].
5.Письмо Минприроды России от 14.12.2017
№ 09-47/34954 «Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС».
6.Решение Арбитражного суда г. Москвы от
27,12,2017 по делу № А40- 200866/2017 [Постановлением 9-го Арбитражного
Апелляционного суда № 09АП-2866/2018 это решение оставлено без изменения).
7.Постановление Правительства РФ от
02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных [загрязняющих] веществ в
атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
8.Приказ Минприроды России от 28,02,2018
№ 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного
экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и
о результатах осуществления производственного экологического контроля».
9.Письмо Минприроды России от 06.06.2019
№ 06-19-44/12844 «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую
среду».
10.Постановление Правительства РФ от
03,03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на
окружающую среду» (вместе с Правилами исчисления и взимания платы за негативное
воздействие на окружающую среду).
11.Федеральный закон от 04.05.1999 №
96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
12.Федеральный закон от 21.07.2014 №
219- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей
среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
13.Приказ Минприроды России от
09,01,2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за
негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 12, 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости