- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Письмо ППК "РЭО" организациям в сфере переработки товаров и их упаковки
(Окончание)
А.Г. Дудникова
Устав публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 396 «О публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"»
12. Компания создана в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий, а также получения энергии.
13. Компания осуществляет следующие функции и полномочия:
1) участвует в предел своей компетенции в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации норм законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе:
- участвует в подготовке заключаемых субъектами Российской Федерации соглашений, предусмотренных п. 3 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребление № 89-ФЗ, по вопросам транспортирования твердых коммунальных отходов, образовавшихся на территории одного субъекта Российской Федерации, в другие субъекты Российской Федерации, а также обработки, утилизации, обезвреживания и размещения указанных отходов на тeppитории этих субъектов Российской Федерации;
- осуществляет анализ реализации в субъектах Российской Федерации указанных территориальных схем, выполнения региональных программ, а также норм законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе в части, касающейся соблюдения процедуры общественного обсуждения проектов этих территориальных схем;
3) осуществляет стимулирование и поддержку мер, направленных на увеличение количества вторичных ресурсов, получаемых от твердых коммунальных отходов, сокращение образования твердых коммунальных отходов, снижение объемов захораниваемых твердых коммунальных отходов, включая отходы от использования потребительских товаров, в отношении которых предусмотрены специальные правила обращения (элементы питания, электроника и т. д.), в том числе:
■ обеспечивает (организует) в случаях, установленных законодительством Российской Федерации, осущуствление производителями и импортерами товаров утилизации отходов от использования этих товаров;
2) разрабатывает предложения по расчету ставок экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров;
Закон
№ 89-ФЗ
Ст. 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с твердыми коммунальными отходами, и иную информацию, определенную Правительством Российской Федерации в порядке, установленном п.5 настоящей статьи. Электронная модель федеральной схемы обращениям с твердыми коммунальными отходами является частью государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов. Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также, согласно Правилам, можно признать, что образователь ТКО вправе самостоятельно осуществлять их раздельное накопление и заключать договоры на их утилизацию. Однако нормы Закона № 89-ФЗ, имеющего более высокую юридическую силу, такого права не предоставляют. В условиях, когда для регоператора РСО нерентабелен, а успешный бизнес на базе РСО - малый и средний и, опять же, в условиях особой конкурентности рынка и минусов его монополизации, полагаем необходимым внести ясность в данный вопрос, дополнив п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ нормой: «Собственник отходов вправе заключать договоры на утилизацию твердых коммунальных отходов с иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в части твердых коммунальных отходов, не собираемых раздельно и не утилизируемых регоператором. Собственник отходов вправе передавать отходы от использования товаров товаропроизводителям и их представителям», чтобы сохранить хотя бы тот РСО и ту утилизацию раздельно собранных ТКО, что существовали до прихода регоператора, и снять неоправданные административные барьеры, стоящие на пути появления новых утилизаторов.
Пока же правовая неопределенность и административные барьеры существуют и не все готовы рисковать, полагаем, что в федеральную схему надо включать также и потенциально возможные утилизационные мощности.
Так, цементное производство способно утилизировать в своих печах (ввиду высокой температуры), широкий спектр отходов. Но не все цементные заводы хотят получать лицензию на утилизацию и обезвреживание отходов. Соответственно, те цементные заводы, которые пока не решились на получение лицензии, могут считаться потенциально возможными утилизационными мощностями, так же, как и те предприятия, которые могут принять отходы в свое производство, но не делают этого либо по причине отсутствия лицензии, либо из-за нежелания переходить дорогу регоператору. Возможно, однажды, процесс получения лицензии перестанет быть проблемой для добросовестных утилизаторов, а во взаимоотношениях с регоператором наступит правовая определенность, и эти мощности из потенциальных перейдут в реальные.
Дополнение от ППК «РЭО»
Разрабатываемая ППК "РЭО" федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами должна содержать сведения не только о существующих объектах утилизации, но и о планируемых к строительству, реконструкции (постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1814).
Следует отметить, что ППК "РЭО" наделена полномочиями по финансированию инвестиционных проектов, участию в концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном и (или) о муниципально-частном партнерстве, а также предоставлению инвесторам гарантий и поручительств для реализации инвестиционных проектов (указ Президента РФ от 14.01.2019 № 8, постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 396).
Также в настоящее время на разных площадках обсуждаются возможные меры экономического стимулирования деятельности, направленной на вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции. В частности, прорабатывается внесение изменений в нормативные правовые акты, касающиеся государственных преференций и налоговых льгот для организаций, осуществляющих деятельность по утилизации отходов.
В связи с этим отсутствие информации об объекте утилизации в федеральной схеме не позволит обеспечить поддержку организаций, осуществляющих утилизацию отходов товаров, упаковки товаров, в том числе из средств экологического сбора.
Вероятно, с кем-то из таких производств есть смысл вести переговоры и помогать преодолевать как административные, так и психологические барьеры. Сейчас на ППК «РЭО» смотрят очень пристально со всех сторон. Надежда на регоператора не оправдалась - с его помощью утилизация отходов не пошла. И для ППК «РЭО» запустить утилизацию отходов - дело чести, поскольку в этом случае противники ее организации, в настоящее время следящие, когда же она сделает ошибки и можно будет показать вредность и опасность данной идеи, успокоятся. Полагаем, что если регоператорам удается показывать свою успешность своевременным вывозом мусора, а Росприроднадзору - собираемостью платы за HBOC и экологического сбора и тем самым уйти от утилизации, то ППК «РЭО» может продемонстрировать свою эффективность, сделав то, что еще никому не удалось, - организовать в России систему утилизации отходов. Для этого в качестве первого шага желательно максимально вложиться в сбор информации о существующих и потенциальных утилизирующих мощностях.
Есть мнение, что ОИТ в принципе не относятся к ТКО, так как ОИТ и ТКО имеют обособленные определения в Законе № 89-ФЗ, обязанности по обращению с ОИТ и ТКО распределены между производителями и импортерами товаров и регоператорами (ч. 3 ст. 24.2, ч. 1 ст. 24,6 Закона № 89-ФЗ), а также ТКО - это смесь отходов. Эти утверждения не могут дать 100 %-ной защиты в случае правового спора. Тем не менее суд выносит решения на основе внутреннего убеждения, и там, где претензии будут предъявлены добросовестному утилизатору за то, что отходы были утилизированы, а не отправлены на захоронение, при определенной стратегии защиты добросовестного утилизатора, возможно, суд примет данную точку зрения.
Если же мы говорим о ППК «РЭО» и принимаем, что ОИТ - это не ТКО, то ОИТ не могут фигурировать в федеральной схеме. И как быть, когда ОИТ образуются в результате извлечения из ТКО? В любом случае - и при признании ОИТ ТКО, и при непризнании ОИТ ТКО - мы получаем некоторые проблемы и правовую неопределенность, что подтверждает необходимость уточнения правовых норм. Перед этим есть смысл продумать взаимодействие схем утилизации ТКО и ОИТ, чтобы уточненные нормы коррелировали с федеральной схемой, обязанностями регоператоров и ППК «РЭО» и отвечали задачам разумности и повышения эффективности утилизации всех отходов, независимо от того, на кого возложена ответственность за их утилизацию и кто должен на них заработать.
Опубликовано в журнале "Твердые бытовые отходы" № 2, 2020 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости