Все публикации

 


СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ 

Н.В. Бирюкова

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ:

Нормативные требования к проведению инвентаризации отходов

Рекомендации по организации инвентаризации

Исходные сведения для инвентаризации

Учет отходов, образующихся в результате деятельности подрядчиков и при арендных отношениях

Составление предварительного перечня отходов

Работа с ФККО и БДО

Формирование итогового перечня отходов                              

Оформление результатов инвентаризации

Практически любая хозяйственная деятельность связана с образованием отходов, а нарушения при обращении с отходами одни из самых очевидных. В июне 2019 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) были внесены существенные изменения: санкции за нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления стали более дифференцированы.

Например, теперь можно получить отдельный штраф за несоблюдение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности (ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ), неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ) и др.

Чтобы уменьшить риски получения огромных штрафов, необходимо понимать, с какими отходами вы имеете дело, т.е. провести их полную инвентаризацию.

Представленные в статье рекомендации по проведению инвентаризации отходов имеют общий характер, какие-либо специфические виды деятельности (например, сортировка и утилизация твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), размещение отходов, утилизация продуктов питания, обращение с медицинскими отходами и др.) в рамках данного материала не рассматриваются, т.к. это темы для отдельных статей.

Предложенные подходы носят авторский характер и сформированы на основании многолетнего опыта разработки и согласования проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) для различных объектов.

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Прежде всего отметим, что действующим федеральным законодательством требования к проведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов не предъявляются. В настоящее время не существует нормативных правовых актов, которые бы предусматривали четкие требования и алгоритм проведения инвентаризации отходов, а не ограничивались отсылочными нормами. При этом на региональном уровне можно найти документы, содержащие рекомендации по проведению такой инвентаризации, но они носят рекомендательный характер.

Вместе с тем в нормативно-правовой документации в области обращения с отходами часто встречаются отсылки к результатам инвентаризации отходов:

• программа производственного экологического контроля (далее — ПЭК) должна включать в себя, помимо прочего, сведения об инвентаризации отходов;

• для разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) используются результаты инвентаризации отходов;

• организация мест накопления отходов проводится на основании результатов их инвентаризации;

• материалы учета в области обращения с отходами используются для проведения инвентаризации отходов.

До 2010 г. инвентаризация отходов проводилась всеми хозяйствующими субъектами, образующими oтходы, в рамках разработки ПНООЛР и получения документа об утверждении НООЛР, которые все обязаны были иметь. Начиная с 2010 г. от разработки ПНООЛР были освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства. С 2019 г. разработка НООЛР касается только объектов I и II категорий вне зависимости от того, относится ли хозяйствующий субъект к малому или среднему бизнесу.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Результаты инвентаризации отходов используются не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР, программы ПЭК, паспортов отходов I-IV классов опасности), но и для организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:

подготовки приказов и инструкций;

- ведения учета;

- организации мест накопления отходов;

- разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

- организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.);

- оптимизации деятельности предприятия и др.

Кроме того, чтобы правильно и наиболее оптимально организовать процесс обращения с отходами, надо понимать, к каким из ваших отходов применяются  специфические требования: попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к ТКО, а может, вообще выпадают из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ как, например, медицинские, биологические и радиоактивные отходы.

Разумеется, проведение инвентаризации отходов и фиксирование ее результатов сегодня наиболее актуально для объектов I, II и III категорий, т.к. в программе ПЭК, которая разрабатывается в обязательном порядке именно для объектов данных категорий, нужно указывать сведения об отходах производства и потребления, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО).

Инвентаризацию отходов целесообразно проводить отдельно для каждого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC). В случае если у хозяйствующего субъекта имеются обособленные подразделения, не относящиеся к объектам НВОС, на них также должна быть проведена отдельная отдельная инвентаризация. При этом если подразделения/объекты типовые, то можно провести выборочную инвентаризацию на нескольких объектах, подготовить типовой перечень отходов и адаптировать его для остальных подразделений/объектов.

Отметим, что формы внутренних документов, регламентирующих проведение инвентаризации отходов, а также итоговые формы инвентаризации могут быть любыми и должны удовлетворять требованиям внутреннего делопроизводства, целям и задачам конкретного предприятия.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Для начала нужно понять, что из себя в принципе представляет инвентаризация. Инвентаризация отходов — это деятельность по выявлению отходообразующих процессов (источников образования отходов), а также веществ, материалов и изделий, переходящих в состояние «отход», по сбору и систематизации сведений об образующихся отходах, определению количественных и качественных показателей отходов.

На крупных предприятиях рекомендуется разработать локальный нормативный акт, регламентирующий проведение инвентаризации отходов, в котором необходимо четко отразить:

- последовательность действий;

- ответственное лицо;

- привлекаемый персонал;

- права, обязанности и ответственность участников процесса;

- требования  к оформлению результатов инвентаризации;

-  условия доступа;

- периодичность актуализации сведений.

Данный документ также может содержать термины и определения, сокращения, цели и задачи проведения инвентаризации, ссылки на нормативные документы.

Например, это может быть внутренний стандарт предприятия, дополнительная процедура в рамках системы экологического менеджмента, инструкция по проведению инвентаризации, раздел положения по обращению с отходами или, как минимум, просто приказ по предприятию.

Как часто необходимо актуализировать результаты инвентаризации на какой плановый период эту инвентаризацию проводить?

В настоящее время для объектов I категории этот срок составляет от 5 до 7 лет в зависимости от того, планируется ли получать новый документ об утверждении НООЛР или комплексное экологическое разрешение, для объектов II категории 7 лет, для объектов III категории целесообразно определять период проведния инвентаризации с учетом установленной периодичности плановых проверок природоохранными органами, а для объектов IV категории и объектов без категории можно актуализировать результаты инвентаризации с периодичностью 1 раз в 3 года, потому как именно за 3 года набирается минимальная достоверная статистика об образующихся отходах (статистический метод расчета среднегодовых нормативов образования отходов является одним из основных методов; Методические указания № 349).

На данные сроки необходимо ориентироваться при оценке возможности образования отходов при замене оборудования, капитальных ремонтах, а также образования прочих отходов с периодичностью большей, чем 1 раз в год.

КСТАТИ

Как показывает практика, невозможно провести полную и достоверную инвентаризацию отходов силами одного эколога предприятия, пусть даже с привлечением сторонней организации. В ходе инвентаризации приходится разбираться с тонкостями технологических процессов, особенностями обслуживания оборудования и др., поэтому каждый привлекаемый специалист предприятия должен осознавать свою ответственность и своевременно предоставлять достоверные сведения. Без надлежащей организации данного процесса и контроля со стороны руководства инвентаризация может затянуться или качество ее результатов будет неудовлетворительным.

Небольшие предприятия могут обойтись приказом или распоряжением о проведении инвентаризации, чтобы все вовлекаемые лица ответственно подошли к проведению работ. В приказе (распоряжении) должны быть указаны:

- сроки проведения инвентаризации;

- сроки предоставления данных ответственными лицами структурных подразделений;

- ответственное лицо;

- привлекаемый персонал;

- обязанности привлекаемых лиц, в т.ч. требование об оперативности предоставления информации;

- окончательная дата, до которой необходимо предоставить результаты инвентаризации.

ИСХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

В целом инвентаризация отходов строится на анализе трех основных блоков:

1) анализ операций/процессов, которые реализуются на предприятии;

2) анализ оборудования, которое при этом эксплуатируется;

3) анализ используемых веществ, материалов, изделий.

В связи с этим на начальном этапе анализа необходимо иметь соответствующие перечни и документацию (см. таблицу).

Исходные сведения для инвентаризации

№ п/п

Перечень

Документация

Примечание

1

Перечень основных и вспомо­гательных структурных под­разделений (с краткой харак­теристикой их деятельности, осуществляемых операций)

Технологическая документация (регламенты, внутренние стан­дарты, карты процессов и др.)

Кроме основных и вспомогательных подразделений, на предприятии могут быть также объекты социальной инфраструктуры (спортзал, комната отдыха, детский сад, пансионат и др.)

2

Перечень используемого обо­рудования (с привязкой к соот­ветствующим подразделениям)

Эксплуатационная документация (руководства, инструкции,техни­ческие регламенты, паспорта, журналы технического обслужи­вания), договоры с подрядными организациями на обслуживание (с приложением технического задания на ремонтные работы и сметы комплектующих), планы (чек-листы) планово-предупредительных работ

В перечне необходимо по возмож. ности указать планируемую дату списания оборудования. Для вспомогательного оборудования, которое используется повсеместно (например, оргтехника, кондиционеры, сплит-системы, системы пожаротушения (сгнету шители, рукава), бытовая техника) можно сделать общий перечень по всему объекту HBOC

3

Перечень ежегодно закупаемых сырья, материалов, изделий (с указанием характеристик их упаковки(матери-ал, масса чистой упаковки), среднегодового количества потребления)

Бухгалтерская документация, договоры, акты, сертификаты безопасности, паспорта на изделия

Перечень для удобства лучше обоб-щать по одинаковым позициям! типовым наименованиям, видам| (например, «писчая бумага формата! А4», а не «писчая бумага формата А4 "Снегурочка", писчая бумага формата А4 SvetoCopy», т.е. группировать по виду, а не по маркам)"

При анализе указанных сведений рекомендуем составить уточняющий опросник по каждому подразделению (Пример 1), особенно если инвентаризация проводится впервые. В него необходимо сразу включить все возможные отходы на основании анализа вышеперечисленных перечней и прописать уточняющие вопросы (например, периодичность образования отхода, его физический вид, наличие неприятного запаха, фактическая масса и др.).

ПРИМЕР 1

Опросник по подразделениям

Подразделение: литейный цех

п/п

Отходо- образующий процесс (операция)

Наименование отхода

Основные характеристики: агрегатное состояние и физическая форма (твердый, жидкий, пастообразный, шлам, шлак, пыль и др.), исходное вещество, материал, изделие (пластик, металл, бумага и др.)

Норматив образования отхода (шт.,т, л и др.)

Среднего- довое обо-рудование (шт., т, л и др)

 

Замена масел в прессах

Отрабо­танное масло

Жидкое, исходное вещество — синтетическое гидравлическое масло

До 60 % расходуемого

гидравлическогомасла

10 л.

Отходы лучше всего распределять по подразделениям исходя из того, в процессе чьей именно деятельности соответствующий отход образуется. Например, нет необходимости в каждом подразделении указывать такой отход, как мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), если уборкой помещений занимается одна конкретная служба, или в каждом подразделении определять, сколько образуется замасленной ветоши от протирки оборудования, если обслуживанием всего оборудования тоже занимается одна конкретная служба. 

Для некоторых подразделений возможны специфические запросы.                                          Например, для складского хозяйства необходимо уточнить, осуществляется ли сухая уборка складских помещений. Так, если осуществляется исключительно влажная уборка и мытье полов, при этом все возможные отходы упаковочных материалов собираются раздельно, то по факту такой отход, как мусор и смет от уборки складских помещений, образовываться не будет и его можно совершенно обоснованно не включать в итоговый перечень отходов.

В бухгалтерии целесообразно запросить документы, подтверждающие передачу отходов как минимум за последние 3 года: договоры, акты, товарные  и транспортные накладные, счета-фактуры или универсальные передаточные документы (УПД).

При наличии гаража с постами технического обслуживания и ремонта автотранспорта  нужно уточнить виды работ, проводимых именно на территории предприятия (замена аккумуляторов, масел, шиномонтаж и др.), а также запросить договоры на обслуживание со сторонними автосервисами, мойками, заправками.

Необходимо ознакомиться с перечнем плановых ремонтных работ, в т.ч. капитальных, и работ по содержанию зданий, сооружений, коммуникаций, инженерных сетей, дорожного полотна, озелененной территории.

Следует узнать о планируемых строительных работах и о том, кем и как они будут проводиться.

При наличии пункта питания (столовой, буфета) нужно уточнить, как организовано питание сотрудников (выполняется собственными силами или с привлечением специализированной организации), осуществляется ли приготовление пищи или только разогрев готовых полуфабрикатов, какое оборудование используется и кем обслуживается согласно договору, кто убирает зал приема пищи.

При наличии котельной, помимо прочего, следует уточнить, есть ли резервной топливо, осуществляются ли замена топлива и очистка резервуаров.

В отделе охраны труда или отделе кадров необходимо выяснить перечень выдаваемых средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви (хлопчатобумажные и резиновые перчатки, респираторы, каски, сапоги и др.) с указанием нормативов выдачи, сроков годности (периодичности выдачи), массы каждого изделия, а также запросить сертификаты при их наличии. Часто нормативный срок выдачи таких средств превышает год или может быть продлен, поэтому есть риск не отследить образование возможных отходов по данным перечня ежегодно закупаемых сырья, материалов, изделий.

Следует также запросить и проанализировать перечень арендаторов/субарендаторов и соответствующие договоры аренды на предмет распределения обязанностей между арендатором и арендодателем.

 УЧЕТ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРЯДЧИКОВ

Определить, кто является образователем отходов при выполнении подрядных работ, — задача не всегда простая, но очень важная, т.к. именно образователь отходов в соответствии с действующим законодательством должен вести их учет, разрабатывать паспорта отходов, предоставлять отчетность и иметь необходимую разрешительную документацию.

В связи с началом функционирования новой системы экологического нормирования с 01.01.2019 эта задача еще больше усложнилась, особенно для объектов I и II категорий.

Итак, за подрядчиком однозначно можно закрепить отходы, которые образуются при выполнении им работ на его собственной территории (например, при сервисном ремонте, обслуживании оборудования).

Что касается отходов, которые образуются от деятельности подрядчики на территории вашего объекта, то целесообразно закрепить за подрядчиком отходы, образующиеся от его деятельности (например, от строительных и ремонтных работ, монтажа и наладки оборудования) в течение продолжительного времени на определенном участке, на котором желательно предусмотреть отдельно место накопления образующихся отходов. Данный участок можно передать подрядчику во временное пользование по акту. При этом в договоре подряда необходимо указать следующее:

Исполнитель по настоящему договору является образователем и собственником всех отходов, образующихся от его деятельности при выполнении обозначенных работ, оказании услуг в рамках договора.

Исполнитель обязуется организовать обращение с данными отходами в соответствии с действующим законодательством, в т.ч. своевременно и за свой счет удалять отходы с территории Заказчика с привлечением специализированных организаций, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности, самостоятельно предоставлять экологическую отчетность по данным отходам, вносить плату за размещение отходов, разрабатывать соответствующую природоохранную документацию, в т.ч. паспорта отходов IIV классов опасности, вести учет в области обращения с отходами и др.

 

В целях уменьшения рисков целесообразно обязать подрядчика предоставить вам документы, подтверждающие надлежащее удаление отходов (заверенные копии актов, договоров, лицензий, паспортов отходов).

Неоднозначной является ситуация, когда подрядчик обслуживает оборудование заказчика на территории заказчика, поскольку в рамках действующего законодательства при обслуживании оборудования, принадлежащего одной организации, силами другой организации (особенно при замене комплектующих) в части образующихся отходов нельзя однозначно определить, кто является их образователем:

• заказчик, при эксплуатации оборудования которым наступает необходимость обслуживания данного оборудования;

• или подрядчик, который непосредственно выполняет обслуживание, т.е. возможны оба варианта и однозначного нормативного приоритета у какого-либо из них нет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

На практике Росприроднадзор, скорее всего, будет придерживаться территориального принципа: на чьей территории образовался отход, тот и является отходообразователем.

В связи с этим, если отходы, образующиеся при выполнении договора, по условиям договора остаются за подрядчиком, в целях минимизации рисков заказчику необходимо предпринять следующие действия:

• в договоре четко прописать

- что все отходы, образование которых возможно при проведении работ по данному договору, в т.ч. замене комплектующих, являются отходами, образованными от деятельности подрядчика, именно он является образователем и собственником данных отходов и обязуется обеспечить их учет и надлежащее удаление;

- что решение о замене той или иной запчасти принимает подрядчик;

• в договоре целесообразно прописать, что подрядчик передает свои отходы исключительно на утилизацию или обезвреживание (чтобы избежать размещения данных отходов и риска попасть под ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ);

• обязать подрядчика предоставлять документы, подтверждающие надлежащее удаление отходов (заверенные копии актов, договоров, лицензий), а также копии паспортов отходов, если именно подрядчик сделает паспорта на данные отходы, это будет косвенно указывать на то, что отходообразователем является подрядчик;

• по возможности периодически проводить аудит таких подрядчиков.

Вместе с тем отходы, которые могут быть только размещены на полигоне, лучше все же оставлять за предприятием, а не за подрядчиком, если объект относится к I или II категории, из-за возможных рисков и проблем с нормированием размещения.

Разумеется, максимально перестраховочный вариант, особенно для объектов I и II категорий — отходы, образующиеся в ходе обслуживания оборудования, учитывать в собственном перечне отходов, т.к. объективно маловероятно, что подрядчик сможет обеспечить надлежащее обращение с ними (представьте, сколько стоит вывезти на утилизацию отработанный замасленный фильтр, при этом на данный отход еще надо иметь паспорт!), и риск, что данные отходы окажутся либо в ваших контейнерах, либо где-то поблизости, весьма велик.

Продолжение

                           Опубликовано в журнале "Справочник эколога" №10, 2019 г.




Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика