- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН
А.Г. Дудникова
В статье, опубликованной в июньском номере 2014 г., мы отметили, что по причине большого количества разночтений, возникших вследствие изменений к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), Торгово-промышленная палата совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей признала данный документ нормативно-правовым актом, необоснованно затрудняющим ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и обратилась в Минэкономразвития России с просьбой провести соответствующую экспертизу указанного документа. Данная экспертиза была проведена, и по ее результатам было опубликовано заключение Минэкономразвития России, которое мы подробно рассмотрели в статье, опубликованной в августовском номере 2014 г.
Итак, при подготовке Заключения большим количеством квалифицированных экспертов (в т.ч. и автором статьи) была проведена огромная работа. Что же последовало за этим?
Формально после разработки Заключения должна была иметь место следующая процедура:
Извлечение
из Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»
(в ред. от 17.02.2014)
[...]
4(2). Представление об отмене или изменении принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти в 2-недельный срок со дня получения предложения Министерства экономического развития Российской Федерации, подготовленного по результатам экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Представление исполняется федеральным органом исполнительной власти в срок, указанный в таком представлении и определяемый Министерством юстиции Российской Федерации на основании предложения Министерства экономического развития Российской Федерации.
В случае неисполнения представления Министерство юстиции Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации предложение об отмене такого акта или его отдельных положений вместе с обоснованием, отражающим позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.
[...]
Так, согласно извлечению Заключение с сопроводительным письмом, в котором в сжатом виде указываются положения нормативно-правового акта (НПА), требующие изменения, направляется в Минюст России. Минюст России, в свою очередь, направляет в ведомство, создавшее НПА, представление об отмене или изменении данного НПА или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и устанавливает срок, в течение которого изменения должны быть произведены.
При нарушении срока Минюст России направляет в Правительство Российской Федерации предложение об отмене НПА или отдельных его положений, а Правительство издает соответствующее распоряжение.
Что же было в реальности?
Минюст России поддержал позицию Минэкономразвития России, и Роспотребнадзор получил представление об устранении недостатков обременительного НПА (т.е. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) в 3-месячный срок. Правда, не через 2 недели, как установлено в приведенном выше извлечении, а через 4 месяца. Хотя вряд ли можно ожидать (с учетом загрузки и структуры работы ведомств), что подобный документ, предъявляющий «суровые» требования к другому государственному органу, может выйти из недр ведомства за 2 недели.
По истечении установленного срока Роспотребнадзор представил в Минюст России обоснование необходимости продления срока исполнения представления. Спустя месяц копия письма Роспотребнадзора была направлена в Минэкономразвития России, которое отреагировало ответным письмом через 10 дней. В письме было указано на нецелесообразность продления срока исполнения представления.
Однако Роспотребнадзор не посчитал Минюст России и Минэкономразвития России ведомствами, на мнение которых стоит обращать внимание, и проект ожидаемых поправок в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не представил. Минюст России подождал еще пару месяцев, после чего 5 декабря 2013 г. направил в Правительство Российской Федерации предложение об отмене положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые были отмечены в Заключении как нормы, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а именно: абз. 2 п. 1.2, пп. 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 2.9, 3.1, 3.2, 3.4-3.6, 3.10-3.15, 3.17, 4.1-4.3, 4.5, 4.6, 4.8 и приложения № 1-6.
В январе 2014 г. в Минэкономразвития России был представлен проект изменений № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, который на самом деле не имел никакого отношения к процессу, порожденному Заключением. И хотя он также проходил положенные ему публичные слушания и оценку регулирующего воздействия, в качестве действий по реализации представления Минюста России об устранении недостатков СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 он засчитан не был.
После определенных усилий, затраченных Минэкономразвития России совместно с Минюстом России, под угрозой отмены вышеуказанных норм от Роспотребнадзора все-таки удалось получить проект новых СанПиН. Однако следов попыток реализовать положения Заключения в нем обнаружено не было. Началась новая череда ведомственных переговоров, результатом которых стало совещание 20 августа 2014 г. По итогам совещания был подготовлен протокол разногласий между Роспотребнадзором и Минэкономразвития России, согласно которому почти все замечания последнего Роспотребнадзор так или иначе устранил, кроме двух.
Первое неустранимое разногласие заключалось в том, что Роспотребнадзор настаивал на распространении действий СанПиН по установлению санитарно-защитных зон (СЗЗ) на действующие предприятия. Правда, Федеральной службой был предложен 5-летний переходный период, в течение которого предприятиям давалась бы возможность решить проблемные вопросы установления СЗЗ. Это относится в том числе и к предприятиям, которые находятся в зоне сложившейся застройки и которым СЗЗ ранее не устанавливалась. Роспотребнадзор посчитал нужным обязать эти предприятия модернизировать свои производства таким образом, чтобы размер их СЗЗ можно было сократить по границе нормируемых объектов. Причем независимо оттого, построился ли нормируемый объект в СЗЗ уже давно существующего предприятия по собственной инициативе, невзирая на протесты предприятия и с нарушением законодательства, или нет.
Второе неустранимое разногласие - сохранение обязательности оценки риска здоровью населения для предприятий I и II классов опасности.
Наконец, 3 декабря 2014 г. на сайте Роспотребнадзора появилась новость (по сути, пресс-релиз), кратко, но емко изложившая двухлетние мытарства Минэкономразвития России в борьбе за право бизнес-сообщества иметь внятные СанПиН по установлению СЗЗ. В новости отмечено, что проект новых СанПиН подан на государственную регистрацию. Что же, снова ждем. А пока нам придется продолжать работать по старым и, как подробно изложено в Заключении, крайне обременительным как с точки зрения русского языка, так и сточки зрения применения, четырежды измененным СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 1, 2015 г.
- 10-11 декабря 2024 года состоится XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости