- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Новые требования по СЗЗ. Риски для природопользователей
А.А. Самохина
Принятый в августе 2018 года Закон № 342-ФЗ внес поправки в федеральные законы о регулировании взаимоотношений в зонах с особыми условиями использования территории. Рассмотрим эти нововведения с точки зрения санитарно-защитных зон как разновидности зон с особыми условиями использования территории.
Законом № 342-Ф3 ЗК РФ дополнен новой 19-й главой, которая посвящена зонам с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Определено 28 видов ЗОУИТ.
В границах ЗОУИТ устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, об атмосферном воздухе и водным законодательством. Эти условия ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для видов деятельности, которые несовместимы с целями установления ЗОУИТ.
Правительство РФ утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ (далее - Положение о ЗОУИТ), за исключением зон, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные, рыбоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия). В связи с этим в соответствующие законы по каждому виду ЗОУИТ внесены изменения, которые предусматривают наличие Положения о ЗОУИТ. При этом содержание таких Положений установлено все той же 19-й главой ЗК РФ.
Для определения перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах ЗОУИТ, Положением о ЗОУИТ будет установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны. 28 видов зон с особыми условиями использования территории определено в новой главе ЗК РФ.
При пересечении границ различных ЗОУИТ действуют все ограничения использования земельных участков, установленные для каждой из таких зон, правда, с некоторыми оговорками.
В области ЗОУИТ урегулированы вопросы как в градостроительной сфере (получение разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию в ЗОУИТ, на снос объектов), так и в земельном законодательстве (возмещение убытков в связи с ограничением прав на землю в ЗОУИТ и др.). В соответствии с изменениями в ГрК РФ и ЗК РФ поправлен и Закон № 218-ФЗ - о государственной регистрации недвижимости. Если на строительство объекта, для которого устанавливается ЗОУИТ, не требуется разрешение, подайте заявление об установлении или изменении зоны в течение пяти дней.
Наряду с Законом № 342-Ф3 принят и одноименный Закон № 340-Ф3, который дополняет регулирование в области санитарно-защитных зон (СЗЗ) требованием сноса объектов, расположенных в ЗОУИТ. Часть внесенных данными федеральными законами изменений перекликается с действующими нормами в области СЗЗ, но есть и новые нормы, которые касаются вопросов, которые ранее не были урегулированы.
Так, если для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ, не требуется выдача разрешения на строительство, то застройщик в срок не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения проектной документации на строительство, реконструкцию такого объекта обязан обратиться с заявлением об установлении или изменении ЗОУИТ с приложением документов, предусмотренных Положением о ЗОУИТ, в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ.
Если ЗОУИТ будет установлена (изменена), но в течение года со дня окончания срока действия разрешения на строительство объект не будет введен в эксплуатацию, то в течение трех месяцев орган, установивший ЗОУИТ, обязан принять решение о прекращении существования такой зоны (об отмене решения об изменении такой зоны). Информацию о датах выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию в Роспотребнадзор будет передавать орган, выдающий эти разрешения, по системе межведомственного взаимодействия, то есть без участия правообладателя участка.
Как ни странно, ни в ЗК РФ, ни в ГрК РФ, ни в каком-либо другом документе, измененном Законом № 342-Ф3, не урегулирован вопрос, кто должен подавать сведения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) об установлении СЗЗ и ее границах (кроме переходного периода, когда это может сделать правообладатель объекта самостоятельно). Ответ на этот вопрос дают только Правила установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в их границах. Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (далее - постановление № 222).
Урегулирован вопрос использования территории ЗОУИТ в период, когда разрешение на строительство проектируемого объекта уже получено, но объект еще не введен в эксплуатацию. Если через год после окончания разрешения на строительство объект не введен в эксплуатацию, орган, установивший ЗОУИТ, обязан принять решение о прекращении существования такой зоны.
До утверждения Правительством РФ Положения о ЗОУИТ решение об установлении такой зоны принимается в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342- ФЗ, то есть относительно СЗЗ решение об установлении такой зоны принимается в соответствии с постановлением № 222.
Что делать тем, у кого сейчас разработана и согласована только расчетная (предварительная) СЗЗ по действующему пока СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-037? Ответ на этот вопрос дает переходное положение Закона № 342-Ф3.
Закон №
342-ФЗ
С 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Пока Правительство РФ не установит Положение о ЗОУИТ, решение об установлении С33 принимается в соответствии с постановлением № 222.
Новые нормы в отношении СЗЗ, которые перекликаются с действующими нормами, но не соответствуют им, представлены в приложении 32. Несоответствия требований обнаружены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, постановлении № 222, законах № 340-Ф3 и 342-Ф3. Также при анализе несоответствий учтено, что к постановлению № 222 Роспотребнадзор разработал проеты подзаконных актов, которые размещены на сайте regulation.gov.ru:
- проект постановления Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1._-18 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- проект приказа Роспотребнадзора «Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)»;
- проект приказа Роспотребнадзора «Об утверждении формы решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны»;
- проект приказа Роспотребнадзора «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».
Выводы
Анализ новых нормативных правовых актов, а также подготовленных Роспотребнадзором проектов подзаконных актов показал, что в текстах документов имеются разночтения. Полагаем, Роспотребнадзором будет проведена работа по приведению подзаконных актов в соответствие с новыми нормами.
Документы
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
3. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
4. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 « Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
8. Постановление Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты [плана] объекта землеустройства и требований к ее составлению».
9. Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 1, 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости