- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НДТ (часть 1)
А.А.Самохина
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018; далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) дает общее представление о том, что такое технологические нормативы и как они устанавливаются. В апреле был конкретизирован порядок разработки технологических нормативов в части выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ
В Федеральном законе № 7-ФЗ речь идет о том, что в отличие от существующих нормативов (санитарно-гигиенические, рыбохозяйственные), технологические нормативы привязываются к конкретной технологии, определенной компетентным органом в качестве наилучшей доступной технологии (далее — НДТ) на данный период. При этом Федеральный закон № 7-ФЗ не определяет, для каких именно веществ (для всех или для некоторых) такие нормативы устанавливаются, в этой части идет отсылка к правилам разработки технологических нормативов, которые устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила разработки технологических нормативов (далее - Правила) утверждены Приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Смысл реформы нормирования заключается в том, чтобы уделить пристальное внимание основным загрязняющим веществам, характерным для конкретной технологии, и ужесточить требования по отношению к ним (в числе таких требований — автоматический контроль выбросов и сбросов). При этом опираться при установлении технологических нормативов необходимо на показатели, определенные для НДТ (наиболее «чистой» технологии из имеющихся). Такие основные вещества определены в отраслевых справочниках НДТ как маркерные — вещества, выброс (сброс) которых для конкретной отрасли критичен.
Также под
контролем через контроль соблюдения ПДК остаются вещества I и II классов опасности.
Остальные же вещества неприоритетны — по причине их незначительного количества,
низкой токсичности или непрофильности для данного вида производства.
Кроме того, необходимость установления санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) ни для какой категории объектов никто не отменял. Если по каким-либо веществам, не попавшим под нормирование выбросов, будет установлено превышение гигиенических нормативов за контуром объекта, то необходимо будет установить СЗЗ и контролировать выброс данного вещества в соответствии с законодательством в сфере СЗЗ.
Итак, Федеральным законом № 7-ФЗ предусмотрено, что технологические нормативы разрабатываются для объектов I категории и устанавливаются комплексным экологическим разрешением (далее — КЭР). Объекты II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующих справочников НДТ, в этом случае владельцев таких объектов тоже затронет расчет технологических нормативов.
Технологические нормативы должны разрабатываться владельцами указанных выше объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в ходе подготовки заявки на получение КЭР (в последующем также заявки на пересмотр КЭР), и отсутствие правил разработки таких нормативов не позволяло составить заявку на получение КЭР. Утверждение Правил дает возможность отдельным объектам I категории (но не всем!) начать процедуру получения КЭР.
Правилами установлено, что технологические нормативы разрабатываются для объекта НВОС, а также для его частей (далее — объекты технологического нормирования), на которых реализуются или планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы при производстве продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг, в отношении которых в справочниках НДТ описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, а также установлены технологические показатели НДТ, в т.ч. для выбросов, сбросов.
Отметим, что не все, кто рассчитает технологические показатели, смогут подать заявку на получение КЭР, т.к. не сформирована нормативная база по установлению временно разрешенных выбросов и сбросов: ждем нормативный правовой акт, регламентирующий разработку программы повышения экологической эффективности.
1. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов [...] устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
2. Установление
временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности [...].
[...]
Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
1. [...]
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
[...]
Требования Федерального закона № 7-ФЗ будут исполняться природопользователями путем применения для расчета технологических нормативов технологических показателей из соответствующих нормативных документов Минприроды России — часть из них уже утверждена (далее рассмотрим их подробнее). Остальные хозяйствующие субъекты могут подождать утверждения нормативных документов для своей отрасли или же воспользоваться технологическими показателями из справочников НДТ. Однако, напоминаем, это дело добровольное, т.к. справочники НДТ не являются нормативными правовыми актами.
Полагаем, пока можно подождать актуализации справочников НДТ. Рекомендуем активно участвовать в актуализации тем предприятиям, для отраслей которых технологические показатели по загрязняющим веществам не установлены.
Рекомендация «подождать» подходит не для
всех. Последний этап актуализации пройдет в 2024 г., и если справочник для
вашей отрасли будет актуализирован на завершающем этапе, то вы рискуете не
успеть получить КЭР к 2025 г., если будете ждать выхода актуализированного справочника.
Также о возможности/невозможности подождать стоит подумать 300 предприятиям —
первопроходцам в получении КЭР.
Надо ли спешить с получением КЭР в остальных случаях, стоит оценить отдельно для каждого объекта НВОС.
Получение КЭР приведет к определенным выгодам при расчете платы за НВОС в части выбросов и сбросов. Плата будет рассчитываться только по веществам, указанным в КЭР (помимо технологических нормативов это еще вещества I и II классов опасности). Подход к расчету платы за выбросы и сбросы при переходе с разрешения на КЭР не изменится. Однако за вещества III и IV классов опасности платить не придется, т.к. нормативы их выброса КЭР не устанавливаются. К тому же плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов будет равна нулю.
Стоит учесть, что при актуализации справочников НДТ могут быть актуализированы и технологические показатели (например, стать строже). Если установленные на сегодняшний день технологические показатели вас устраивают, можете пробовать подавать заявку на получение КЭР.
В любом случае, пока законодатель установил действительность имеющихся разрешительных документов до окончания срока их действия и возможность обновления их по старой процедуре, можно наблюдать за развитием взаимоотношений между природопользователями и госорганом, выдающим КЭР.
ПОРЯДОК
РАСЧЕТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ
На основании анализа используемых на объекте НВОС технологий, сравнения их с данными отраслевого справочника НДТ выявляются объекты технологического нормирования и определяются удельные значения масс выбросов (сбросов). Удельные значения масс выбросов (сбросов) определяются путем деления годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества на величину годового выпуска продукции на объекте технологического нормирования.
Если технологические показатели НДТ
установлены в виде удельного значения массы
выбросов (сбросов) маркерных веществ на единицу производимой продукции,
то технологический норматив определяется умножением рассчитанного
удельного показателя на объем
производимой продукции, при этом расчетный удельный выброс
(сброс) не может превышать технологический показатель НДТ,
в противном случае технологический норматив будет рассчитан путем
умножения показателя НДТ на годовой выпуск продукции.
Если технологические показатели НТД установлены в виде концентраций маркерных веществ, сравнивать с показателем НДТ нужно максимальную концентрацию загрязняющего вещества:
- для действующих объектов — по результатам инвентаризации или производственного экологического контроля (далее — ПЭК) за последние 5 лет;
- для строящихся объектов — по данным проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В случае непревышения максимальной концентрации показателя НДТ технологический норматив определяется через рассчитанный удельный показатель и годовой объем продукции по вышеописанному алгоритму; в случае превышения технологический норматив рассчитывается путем умножения показателя НДТ на годовой объем газовой смеси или годовой расход сточных вод, определяемые согласно программе повышения экологической эффективности.
В полной мере изложенная схема расчета технологических нормативов распространяется на действующие объекты. На планируемых к строительству объектах технологические показатели превышать показатели НДТ не могут, т.е. технологический норматив устанавливается через удельный показатель и годовой объем продукции.
Технологический норматив устанавливается для совокупности источников (по объекту в целом). Наравне с этим в КЭР определяются показатели для контроля соблюдения технологических нормативов (см. табл. 1.2.2 и 1.3.2 формы КЭР) — они как раз устанавливаются по каждому источнику, исходя из максимально разовых значений.
Кроме того, по веществам I и II классов опасности в части нормирования выбросов и сбросов остается все как прежде, т.е. нормативы (и максимальный, и годовой) устанавливаются по источникам.
Отметим, что не для всех областей НДТ перечень веществ, по которым будут устанавливаться технологические нормативы (и нормативы веществ I и II классов опасности), соотносится с перечнем веществ, предусмотренным Правилами создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262.
Например, в отрасли производства неорганических химических веществ (производство хромовых соединений) основное загрязняющее вещество, по которому установлены технологические показатели НДТ, отсутствует в перечне веществ, источники выбросов которых подлежат оборудованию системами автоматического контроля. Видимо, владельцы таких объектов будут контролировать соблюдение технологических нормативов по старинке — выполняя периодические замеры.
Также не установлено, какие нормативы необходимо разрабатывать владельцам объектов, у которых есть маркерные вещества — вещества I или II класса опасности. Полагаем, что технологические, исходя из логики реформы. Но логику правоприменителя мы пока не знаем.
Приняты первые нормативные документы в области охраны окружающей среды в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ, устанавливающие технологические показатели.
На основании подобных нормативных документов природопользователи могут рассчитать технологические нормативы в соответствии с Правилами и сформировать заявку на получение КЭР. Исключение составляют только владельцы объектов технологического нормирования, технологические показатели которых превышают показатели НДТ, — такие субъекты ждут утверждения правил разработки программы повышения экологической эффективности.
Принятые нормативные документы удобны для природопользователей с точки зрения подсказки — по каким веществам нормировать. Минприроды России в своих приказах переписало технологические показатели из справочников НДТ с корректировкой наименований показателей в соответствии с перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р).
В тех отраслях, где нормативные документы в области охраны окружающей среды, устанавливающие технологические показатели, еще не приняты, стоит ознакомиться с их проектами на предмет соответствия справочнику НДТ. Несоответствия принятых приказов в отдельных областях показаны ниже. Последствия таких несоответствий могут выявиться на практике при получении КЭР.
Документ
1
Приказ Минприроды России от 15.03.2019 № 163 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи драгоценных металлов"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 49-2017 «Добыча драгоценных металлов» (далее — ИТС 49-2017).
Документ 2
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 173 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства драгоценных металлов"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из
ИТС 14-2016 «Производство драгоценных металлов» (далее — ИТС 14 2016).
Интересно, что одно и то же загрязняющее вещество из ИТС 49 2017 и ИТС
14-2016 — «взвешенные вещества (код 2902)» — в предыдущем документе установлено
как «взвешенные вещества», а в данном Приказе — как «пыль неорганическая с содержанием кремния
менее 20 процентов».
Документ 3
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 175 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства твердых и других неорганических химических веществ"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 19-2016 «Производство твердых и других неорганических химических веществ» (далее — ИТС 19-2016). Правда, в данный Приказ не попали технологические показатели выбросов производства солей на основе хлорида натрия (поваренная соль, натрий хлористый технический), т.к. определенные ИТС 19-2016 маркерные вещества, характерные для выбросов данного производства (натрий хлорид и калий хлорид), не содержатся в Перечне № 1316-р. Эти вещества не попадут под нормирование и как вещества I и II классов опасности, т.к. класс их опасности не установлен.
При этом трикальций дифосфат, выделяющийся при переработке апатитового
концентрата, для которого ИТС 19-2016 установлен технологический показатель
выбросов, включен в перечень технологических показателей как «взвешенные
вещества», потому что такого вещества, как трикальций дифосфат. в Перечне №
1316-р тоже нет.
Указанные хлориды тоже выделяются в виде твердых веществ (при сушке готового продукта), очистка выбросов от них производится как от взвешенных веществ. Почему бы не включить их в перечень технологических показателей в виде взвешенных веществ?
А пока производства солей хлорида натрия остаются без технологических
показателей, установленных нормативным документом
в области охраны окружающей среды, как того требует Федеральный закон №
7-ФЗ.
Документ 4
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 176 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства изделий дальнейшего передела черных металлов"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из
ИТС 27-2017 «Производство изделий дальнейшего передела черных металлов».
Документ 5
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 177 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения железных руд"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 25 2017 «Добыча и обогащение железных руд».
Документ 6
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 178 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства редких и редкоземельных металлов"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 24-2017 «Производство редких и редкоземельных металлов», однако в части сбросов отсутствует технологический показатель по диоксиду титана, т.к. указанного вещества нет в Перечне № 1316-р.
Документ
7
Приказ
Минприроды России от 25.03.2019 № 190 «Об утверждении нормативного документа в
области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших
доступных технологий добычи
и обогащения
угля"»
Установленные технологические
показатели соответствуют показателям из ИТС 37-2017 «Добыча и обогащение угля»
(далее — ИТС 37-2017).
В качестве маркерного вещества отрасли
в ИТС 37-2017 определена пыль неорганическая.
В Приказе Минприроды
России «пыль неорганическая» заменена на "пыль неорганическая с содержанием кремния менее 20, 20-70, а также более 70 процентов».
Такая формулировка соответствует
Перечню № 1316-р, однако в нем подразумевалось, что нормирование пыли
неорганической, как и в дальнейшем расчет платы за НВОС, производится в
зависимости от содержания диоксида кремния, а не по сумме веществ.
Полагаем, в этом случае Минприроды России имело в виду сумму данных веществ, но при такой формулировке природопользователь вправе рассчитать технологические нормативы отдельно по каждому веществу, т.к. не указано, что показатель определен суммарно по всем веществам.
Документ
8
Приказ Минприроды России от 25.03.2019 № 191 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства стекла"»
Установленные
технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 5-2015
«Производство стекла».
В Приказе
Минприроды России «пыль неорганическая» также заменена на «пыль неорганическая
с содержанием кремния менее 20, 20-70, а также более 70 процентов».
Документ 9
Приказ Минприроды России от
02.04.2019 № 206 «Об утверждении нормативного документа в области охраны
окружающей среды Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения руд цветных металлов"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 23-2017 «Добыча и обогащение руд цветных металлов» (далее — ИТС 23-2017).
Среди технологических показателей ИТС 23-2017 присутствует показатель
сброса хрома (IV). Приказ данный показатель не содержит, т.к. он не входит в
Перечень № 1316-р.
Документ 10
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 № 207 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий переработки нефти"»
Установленные
технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 30-2017
«Переработка нефти».
Документ 11
Приказ
Минприроды России от 02.04.2019 № 208 «Об утверждении нормативного документа в
области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших
доступных технологий производства извести"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 7-2015 «Производство извести». При этом названия отдельных показателей приведены в соответствие с Перечнем № 1316-р. Так, соединения серы заменены на диоксид серы, пыль неорганическая — на пыль неорганическую с содержанием кремния менее 20, 20-70, а также более 70 процентов. Технологический показатель по выбросу С в Приказ не включен.
Документ 12
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 № 209 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства керамических изделий"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 4-2015 «Производство керамических изделий» (далее — ИТС 4-2015).
При этом, как и в ИТС 4-2015, технологические показатели установлены только для производства кирпича (для процесса обжига кирпича) и керамической плитки (обжига плитки), для иных отраслей производства керамических изделий технологические показатели Приказом не установлены.
Документ 13
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 N- 210 «Об утверждении нормативного документа в области охраны
окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства
цемента"»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 6-2015 «Производство цемента».
Документ
14
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 № 211 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции)"»
Утвержденные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 39-2017 «Производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация, крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции)' (далее — ИТС 39-2017) за некоторыми исключениями.
В Приказе отсутствует технологический показатель по выбросу гидроксида натрия, который установлен ИТС 39-2017.
Технологический показатель из ИТС 39-2017 углерода оксид (С02) (в этой записи в ИТС 39-2017 уже наблюдается противоречие) в Приказ перешел просто как углерода оксид. Тем не менее в качестве маркерного вещества ИТС 39-2017 определен С02 — диоксид углерода (НДТ 18 ИТС 39-2017), который не входит в Перечень № 1316-р, т.е. не подлежит нормированию.
Возможно, таким образом — уточнением названия вещества — была исправлена ошибка, допущенная в ИТС 39-2017. То, что речь идет именно о названии, а не о разных химических веществах, говорит одинаковое численное значение данного показателя в Приказе и в ИТС 39-2017.
В будущих номерах журнала мы продолжим следить за утверждением технологических показателей для различных отраслей.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 6, 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости