- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НДТ
(Часть 3)
Продолжение. Начало в № 6, 7, 2019
А.А. Самохина
Минприроды России продолжает принимать нормативные документы в области охраны окружающей среды, устанавливающие технологические показатели наилучших доступных технологий (далее НДТ) для различных отраслей.
Принятые нормативные документы в обязательном порядке используются при расчете технологических нормативов, после чего формируется заявка на получение комплексного экологического разрешения (если рассчитанные предприятием технологические показатели не превышают технологические показатели НДТ).
Рассмотрим очередную «порцию» нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок), утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352.
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте НВОС (п. 3 Порядка).
Следовательно, данные, полученные при проведении инвентаризации выбросов, будут подтверждать, что на объекте IV категории масса выбросов не превышает 10 т/год и в выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности.
ВЫВОД
В отношении объектов IV категории не нужно разрабатывать нормативы допустимых выбросов и получать разрешение на выброс. Для подтверждения своей категории рекомендуем проводить инвентаризацию выбросов.
Документ 1
Приказ Минприроды России от 12.04.2019 № 232 «Об
утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды
"Технологические показатели наилучших доступных технологий интенсивного разведения сельскохозяйственной птицы"»
Технологические показатели, установленные Приказом, соответствуют показателям из ИТС 42-2017 «Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы» (далее — ИТС 42-2017).
Установлено по два диапазона значений технологических показателей для кур-несушек: первый диапазон — с более строгими значениями — предусмотрен при отсутствии на предприятии котельной, второй — при наличии. В ИТС 42-2017 диапазоны показателей предусмотрены для предприятий «без дополнительных объектов» и «с дополнительными объектами» без расшифровки, что относить к таким объектам. В Приказе Минприроды России конкретизировано, что дополнительные объекты — это котельные.
Диапазон, учитывающий наличие котельной, используется только в случае постановки котельной на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), совместно с птицефабрикой в рамках единого объекта НВОС.
Документ 2
Приказ Минприроды России от 21.05.2019 № 316 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий интенсивного разведения свиней"»
Технологические показатели выбросов в Приказе, как и в ИТС 41-2017, установлены в т/год. Полагаем, что такой подход может ужесточить требования для крупных производителей данной отрасли, пусть даже и «чистых», а малым предприятиям (например, объектам II категории), наоборот, дать возможность выбрасывать больше. Если у такого небольшого предприятия ранее были трудности с достижением гигиенических нормативов (ПДК) при установлении предельно допустимых выбросов, то теперь, когда расчет выбросов осуществляется по факту, такой технологический показатель сведет на ноль стимул стать чище и при этом даст возможность иметь льготы, положенные соблюдающим технологические нормативы.
В перечне технологических показателей, утвержденных Приказом, пыль заменена на сумму взвешенных частиц РМ2,5 и РМ10. Как это требование будет выполняться? Отдельно измерить количество пыли разного размера — сложная процедура, которая под силу не каждой лаборатории. Скорее всего, лаборатория будет измерять общую массу взвешенных веществ, а при нормировании придется принимать, что это и есть сумма взвешенных частиц РМ2,5 и РМ10 (без разбивки по размеру отдельно на каждый вид веществ), пренебрегая тем, что в пробе могут быть и частицы более крупного размера.
Технологические показатели сбросов в Приказе не содержат утановленного ИТС 41 2017 показателя по содержанию азота - такого вещества нет в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р). Однако это не так критично, поскольку азотсодержащие вещества будут нормироваться через другие технологические показатели сбросов: аммоний-ион, нитрат-ион, нитрит-ион.
Приказ Минприроды России от 21.05.2019 № 319 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий переработки природного и попутного газа"»
Технологические показатели, установленные Приказом, соответствуют показателям из ИТС 50-2017 «Переработка природного и попутного газа» (далее — ИТС 50-2017).
В ИТС 50-2017 не установлены показатели сбросов, приведен лишь текущий уровень воздействия на окружающую среду. Технологические показатели сбросов в Приказе установлены как раз на основании этих данных.
Документ 4
Приказ Минприроды России от 06.06.2019 № 355 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства продуктов питания"»
Технологические показатели, установленные Приказом, соответствуют показателям из ИТС 44-2017 «Производство продуктов питания» (далее — ИТС 44-2017). Отдельные технологические показатели выбросов не попали в Приказ по причине отсутствия веществ в Перечне № 1316-р.
В Приказе, как и в ИТС 44-2017, для производства специализированных жиров, маргаринов и спредов установлено два вида технологических показателей: по концентрациям загрязняющих веществ и по массе на тонну готовой продукции. Полагаем, эти величины должны соотноситься друг с другом; если же на практике какую-либо из этих величин не удастся соблюсти, скорее всего, устанавливать технологический норматив придется по наиболее строгому из технологических показателей.
Как и для сточных вод отрасли дубления, крашения, выделки шкур и кожи, для производства сахара технологический показатель сбросов по веществу «азот аммонийный» ИТС 44-2017 заменен на показатель «аммоний-ион» без изменения численного значения технологического показателя. Понятие «аммоний-ион» не тождественно понятию «азот аммонийный». Азот аммонийный будет частью аммоний-иона — это только азот без учета массовой доли водорода. Отсюда и ПДК в воде у них разные: 0,5 мг/л для аммоний-иона с указанием, что при пересчете на азот аммонийный ПДК составит 0,4 мг/л. Следовательно, такая замена названия показателя приведет к ужесточению его численного значения.
Приказ Минприроды России от
13.06.2019 № 376 "Об утверждении нормативного документа в области охраны
окружающей среды Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи нефти"»
Технологические показатели, установленные Приказом, соответствуют показателям из ИТС 28-2017 «Добыча нефти».
Документ
6
Приказ Минприроды России от 14.06.2019 № 377 «Об утверждении нормативного
документа в области охраны окружающей среды Технологические показатели
наилучших доступных технологий производства чугуна стали и ферросплавов"»
Технологические показатели, установленные Приказом, соответствуют показателям из ИТС 26-2017 «Производство чугуна, стали и ферросплавов».
Документ 7
Приказ Минприроды России от 24.06.2019 № 408 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства оксида магния, гидроксида магния, хлорида магния"»
Технологические показатели, установленные Приказом, соответствуют показателям из ИТС 21-2016 «Производство оксида магния, гидроксида магния, хлорида магния» (далее — ИТС 21-2016). При этом между показателями Приказа и ИТС 21-2016 есть несоответствия, некоторые из них упростят жизнь данным производствам, некоторые наоборот.
Так, в Приказе не уточняется, что технологические показатели выбросов производства оксида магния «сухим» способом относятся к стадии обжига, а показатели выбросов производства хлорида магния устанавливаются для выбросов от выпарного аппарата с погружной горелкой, несмотря на то, что численные значения этих показателей полностью соответствуют значениям показателей из ИТС 21-2016, в котором эти ограничения указаны.
В перечень технологических показателей выбросов в Приказе для производства как оксида, так и гидроксида магния «мокрым» способом не попали показатели по веществам, которые не содержатся в Перечне № 1316-р (хлорид гексагидрат магния, гидроксид натрия и хлорид натрия).
Однако для производства гидроксида магния «мокрым» способом установлен технологический показатель по взвешенным веществам, равный технологическому показателю выбросов пыли гидроксида магния ИТС 21-2016. Тот факт, что, например, хлорид гексагидрат магния тоже является твердым веществом и будет вносить свой вклад в измеряемое количество взвешенных веществ, в численном размере технологического показателя Приказа не учтено.
Также в Приказ не попал технологический показатель выбросов магния дихлорид гексагидрата, образующегося при производстве хлорида магния.
Складывается впечатление, что Приказ случайно обрезан или недоделан, т.к. технологические показатели сбросов при производстве хлорида магния в документе вообще не приведены. О том, что это только впечатление, свидетельствует то, что в проекте Приказа также не было показателей сбросов для производства как оксида, так и гидроксида магния «мокрым» способом.
Документ 8
Приказ Минприроды России от 05.07.2019 № 451 «Об утверждении
нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические
показатели наилучших доступных технологий производства аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот"»
Технологические показатели, установленные Приказом, соответствуют показателям из ИТС 2-2015 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот» (далее — ИТС 2-2015).
В ИТС 2-2015 отсутствуют технологические показатели выбросов и сбросов для производства хлористого калия, несмотря на то, что одна из глав справочника НДТ посвящена такому производству, в связи с этим нет технологических показателей для такого производства и в Приказе. Правда, надо отметить, нет и такого критерия для присвоения объекту I категории среди критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, IIl и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
В будущих номерах журнала мы продолжим следить за утверждением технологических показателей для различных отраслей.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 9, 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости