- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СБРОСОВ
А.А. Самохина
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 утверждены Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — Правила). Правила предназначены для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения (далее — ЦСВ) поселений или городских округов, а также отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты.
Напомним, для объектов ЦСВ поселений или городских округов разрабатываются:
• для объектов I категории (в составе комплексного экологического разрешения; далее — КЭР):
- технологические нормативы (для веществ, относящихся к технологически нормируемым веществам);
- нормативы допустимых сбросов (далее — НДС; для остальных веществ, подлежащих инвентаризации сбросов);
• для объектов II категории (подаются вместе с декларацией о воздействии на окружающую среду) — НДС (для всех веществ, подлежащих инвентаризации сбросов).
(в ред. от 27.12.2018)
Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
ПЕРЕЧЕНЬ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СБРОСОВ
В приложении № 1 к Правилам содержится перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — Перечень), состоящий из двух разделов.
Раздел I Перечня применяется для объектов централизованных бытовых, общесплавных систем водоотведения (в т.ч. входящих в состав централизованных комбинированных систем водоотведения) и содержит 33 вещества. Причем если проектная мощность очистных сооружений ЦСВ менее 4000 м3/сут., инвентаризация проводится только в отношении 26 загрязняющих веществ из этого списка.
Раздел II Перечня применяется для объектов централизованных ливневых систем водоотведения (в т.ч. входящих в состав централизованных комбинированных систем водоотведения) и содержит 8 веществ.
Как использовать разделы Перечня?
Перечень веществ для НДС формируется путем сравнения результатов анализа состава сточных вод с ПДК загрязняющих веществ, максимальная концентрация которых в сбрасываемых сточных водах за период инвентаризации превышает ПДК. При этом перечень веществ для сравнения ограничивается соответствующим разделом Перечня.
Для сравнения берется ПДК вещества в зависимости от целей использования водного объекта. В случае одновременного использования водного объекта или его части для различных нужд выбирается наименьшее значение ПДК из числа установленных.
Помимо веществ из Перечня, в целях инвентаризации необходимо анализировать также дополнительные вещества — это вещества, в отношении которых утверждены нормативы допустимого воздействия на водный объект (водохозяйственный участок водного объекта), в который осуществляется сброс сточных вод от объекта ЦСВ.
Правда, тут введена оговорка, что данные вещества должны содержаться в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, а также имеются методики (методы) измерения таких загрязняющих веществ в сточных водах.
Как видим, перечень веществ для инвентаризации расширяется до неопределенного количества веществ. Полагаем, Правила не будут действовать в этой части, пока не будут утверждены нормативы допустимого воздействия отдельно на каждый водный объект. И здесь еще одна оговорка от авторов Правил: если такие нормативы утверждаются в период действия инвентаризации, то ЦСВ придется проводить инвентаризацию в отношении всех новых веществ, для которых утвердили нормативы допустимого воздействия, ранее не входивших в инвентаризацию. Такая инвентаризация проводится не позднее 18 месяцев с даты утверждения новых нормативов воздействия.
ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СБРОСОВ
Инвентаризация сбросов проводится на основе результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект объектами ЦСВ, за период, составляющий 12 календарных месяцев подряд.
Для того чтобы в целях инвентаризации не были использованы совсем старые протоколы, введено уточнение, что отбор последней из проб сточных вод должен быть осуществлен не ранее чем за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявки на получение КЭР либо декларации о воздействии на окружающую среду.
Следовательно, если по истечении 6 месяцев по каким-либо причинам необходимо будет заново подать заявку на получение КЭР или декларацию, в этих случаях инвентаризацию придется обновлять. В связи с этим есть смысл подать заявку на получение КЭР, как только будет выполнена инвентаризация сбросов, т.к. получение КЭР может затянуться, и тогда придется переделывать инвентаризацию.
Обратите внимание: до 31.12.2020 в качестве результатов анализа состава сточных вод в целях инвентаризации сбросов могут использоваться результаты производственного экологического контроля (далее — ПЭК), проводимого до вступления в силу Правил, если выполняются требования к «свежести» замеров и периодичности отбора проб. Если результаты ПЭК охватывают не все вещества, в отношении которых проводится инвентаризация, то не охваченные ПЭК вещества включаются в перечень веществ для НДС без сравнения.
Это своего рода переходное положение для действующих объектов. После 31.12.2020 результаты анализа состава сточных вод должны включать все вещества, подлежащие инвентаризации.
При проектировании или строительстве объектов ЦСВ все вещества, выявленные при составлении списка загрязняющих веществ, подлежащих инвентаризации, включаются в перечень веществ для НДС.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОТБОРА ПРОБ
Периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (приложение № 2 к Правилам), устанавливается в зависимости от объема сточных вод, сбрасываемых объектами ЦСВ в водные объекты:
- 100 м3/сут. и более — 1 раз в календарный месяц;
- менее 100 м3/сут. — 1 раз в квартал.
Среднесуточный объем определяется исходя из объема сточных вод за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором осуществляется первый отбор проб сточных вод в рамках инвентаризации сбросов.
Правилами предусмотрены оговорки для тех случаев, когда сброс сточных вод не осуществлялся:
- в течение календарного месяца — допускается отбор проб сточных вод в течение иных календарных месяцев более 1 раза в календарный месяц, интервал между датами отборов проб — не менее 10 календарных дней;
- в течение квартала — допускается отбор проб сточных вод в течение иных кварталов более 1 раза в квартал, интервал между датами отборов проб - не менее 30 календарных дней.
ОТЧЕТ ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СБРОСОВ
Результаты инвентаризации сбросов оформляются в виде отчета об инвентаризации, утверждаемого руководителем организации (иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации).
Отчет об инвентаризации составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится ЦСВ, а второй прилагается к расчету НДС, представляемому в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
Полагаем, представление отчета об инвентаризации в уполномоченный орган осуществляется в рамках подачи заявки на получение КЭР либо декларации о воздействии на окружающую среду.
Содержание отчета об инвентаризации определено пп. 12 и 13 Правил.
12. Отчет об инвентаризации содержит (за исключением отчета об инвентаризации, указанного в пункте 13 настоящих Правил):
а) загрязняющие вещества, в отношении которых проводилась инвентаризация;
б) реквизиты аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, осуществлявших анализ состава сточных вод, сбрасываемых объектами централизованных систем водоотведения в водные объекты, для выявления загрязняющих веществ, содержание которых в сбрасываемых сточных водах превышает установленные значения предельно допустимых концентраций, с указанием информации об области аккредитации таких испытательных лабораторий (центров);
в) протоколы количественного химического анализа и акты отборов проб сточных вод с указанием мест отбора проб сточных вод, выполненные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
г) сравнение (оценку) результатов количественного химического анализа проб сточных вод с предельно допустимыми концентрациями;
д) перечень загрязняющих веществ, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.
13. В случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, отчет об инвентаризации содержит перечень загрязняющих веществ, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации, включающий:
а) загрязняющие вещества, содержащиеся в соответствующем разделе приложения № 1 к настоящим Правилам;
б) загрязняющие вещества, содержащиеся в утвержденных в установленном порядке нормативах допустимого воздействия на водный объект (водохозяйственный участок водного объекта), в случае, если такие загрязняющие вещества не указаны в соответствующем разделе приложения № 1 к настоящим Правилам.
[…]
Таким образом, в соответствии с Правилами ЦСВ поселений или городских округов смогут составить лишь перечень веществ для НДС. Как устанавливать НДС, Правила не определяют.
Пункт 11 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ требует устанавливать НДС расчетным способом на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта. Отдельного нормативного правового акта для этого законодательство не предусматривает. Видимо, НДС будут устанавливаться с использованием действующей методики расчета НДС.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 9, 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости