- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ПРАВИЛА ОТНЕСЕНИЯ ЦСВ К ЦСВ ПОСЕЛЕИЙ ИЛИ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
А.А.Самохина
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 691 утверждены правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (далее - Постановление, Правила № 691). Выгодно ли централизованным системам водоотведения (далее ЦСВ) быть ЦСВ поселений или городских округов и как проходит отнесение ЦСВ к таким объектам?
Новая система нормирования, вступившая в силу 01.01.2019, в части сбросов предполагает:
- для объектов I категории — расчет нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) веществ I и II классов опасности;
- для объектов II категории — расчет НДС всех веществ, содержащихся в сбросах, т.е. как и раньше при разработке проекта НДС.
Такой «общий» подход может применяться в отношении ЦСВ, отнесенных к объектам I или II категории, не являющихся ЦСВ поселений или городских округов.
В результате инвентаризации выбросов будут определены стационарные источники выбросов и загрязняющие вещества, в отношении которых необходимо планировать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Как известно, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются:
- предельно допустимые выбросы;
- предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- технологические нормативы выбросов;
- технические нормативы выбросов.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень № 1316-р), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019), определяет загрязняющие вещества, в отношении которых устанавливаются нормативы.
При этом план мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию, сокращению или исключению выбросов разрабатывается в отношении всех загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах предприятия.
ВЫВОД
В такой план мероприятий могут включаться мероприятия по контролю за работой ГОУ, по реконструкции, техническому перевооружению объектов, по уменьшению выбросов в периоды НМУ. Загрязняющие вещества, в отношении которых проводятся данные мероприятия, определяются в результате инвентаризации выбросов.
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(в ред. oт
27.12.2018; далее -
Федеральный закон N" 7 ФЗ) предусмотрен
особый порядок установления НДС для
объектов ЦСВ поселений или городских округов:
Извлечение из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
[:...]
10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе Сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
Как видим, для ЦСВ поселений или городских округов — объектов I и II категорий — НДС разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам. Напомним, что под технологически нормируемыми веществами понимаются вещества, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий (далее — НДТ) в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов.
Перечень веществ для установления нормативов ЦСВ поселений или городских округов при сбросах в водные объекты определяется на основе сведений об инвентаризации сбросов. Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — Правила инвентаризации), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 891, определяют перечень веществ, подлежащих инвентаризации, в зависимости от вида ЦСВ. Причем нормируются не все вещества, подлежащие инвентаризации сбросов, а только те, по которым будет зафиксировано превышение ПДК по результатам замеров, произведенных в соответствии с Правилами инвентаризации.
Итак, для объектов ЦСВ поселений или городских округов разрабатываются:
- для объектов I категории (в составе комплексного экологического разрешеиия):
- технологические нормативы (для веществ, относящихся к технологическим нормируемым веществам);
- НДС (для остальных веществ, подлежащих инвентаризации сбросов по перечню из Правил инвентаризации, по которым обнаружится превышение ПДК);
- для объектов II категории (подаются вместе с декларацией о воздействии на окружающую среду) — НДС (для всех веществ, подлежащих инвентаризации сбросов по перечню из Правил инвентаризации, по которым обнаружится превышение ПДК).
БОНУС ПРИ РАСЧЕТЕ ПЛАТЫ ЗА НВОС
Федеральный закон № 7-ФЗ устанавливает дополнительное преимущество при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) для ЦСВ поселений или городских округов по сравнению с другими объектами НВОС соответствующих категорий — это коэффициент 0,5 при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ.
Здесь, правда, есть исключение — в период реализации ЦСВ поселений или городских округов программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды данный коэффициент не применяется.
ГОСПОДДЕРЖКА ПРИ ВНЕДРЕНИИ
НДТ
Область применения ИТС 10-2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов» (далее — ИТС 10-2015) — деятельность в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов без ограничения производительности по объему отводимых сточных вод.
Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов"», судя по названию, тоже относится только к ЦСВ поселений, городских округов.
Вместе с тем критерий отнесения объекта к I категории — осуществление деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод ЦСВ (с объемом 20 тыс. м3 в сутки отводимых сточных вод и более), - не отсылает только к ЦСВ поселений или городских округой. Теоретически полу чается, что могут быть ЦСВ, не относящиеся к ЦСВ поселений или городских округов, поставленные на учет как объекты I категории, а ИТС 10-2015 и проект (пока только проект!) Приказа, который устанавливает технологические показатели НДТ для отрасли, к таким объектам не относятся. Но это только теоретически, а практически, возможно, нет ЦСВ, кроме ЦСВ поселений или городских округов, сбрасывающих сточные воды в объеме более 20 тыс. м3 в сутки (т.е. к I категории на практике и будут отнесены только ЦСВ поселений и городских округов).
Как плюс также можно рассматривать применение мер господдержки при внедрении НДТ (см. ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ).
ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ ЦСВ К ЦСВ ПОСЕЛЕНИЙ ИЛИ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
Правилами № 691 предусмотрено, что отнесение ЦСВ к ЦСВ поселений или городских округов осуществляется посредством утверждения или актуализации (корректировки) схемы водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (далее — схема).
Владельцы ЦСВ направляют в орган местного самоуправления или иной орган, уполномоченный на утверждение схемы, сведения о соблюдении критериев отнесения к ЦСВ поселений, городских округов на своих объектах. Если собственниками отдельных объектов ЦСВ являются разные лица, такие сведения направляются владельцами выпусков сточных вод в водный объект.
Критерии
отнесения к ЦСВ поселений, городских округов (должны
выполняться одновременно):
- одним из видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД владельца ЦСВ или выпуска сточных вод является деятельность по сбору и обработке сточных вод;
- ЦСВ принимает сточные воды от многоквартирных домов и жилых домов; гостиниц, иных объектов для временного проживания; объектов отдыха, спорта, здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, дошкольного, начального общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, объектов делового, финансового, административного, религиозного назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан; от складских объектов, стоянок автомобильного транспорта, гаражей; от территорий, предназначенных для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, поверхностные сточные воды (для централизованных общесплавных и централизованных комбинированных систем водоотведения) (далее — установленные виды сточных вод);
- объем установленных видов сточных вод составляет более 50 % общего объема сточных вод, принятых в такую ЦСВ.
Если установленные виды сточных вод, принимаемые в ЦСВ, не составляют 50 %.общего объема сточных вод, то могут быть учтены и другие виды сточных вод объемом не более 50 % от объема установленных видов сточных вод, при условии соответствия качества этих вод по отдельным показателям значениям, установленным Правилами № 691:
Показатель |
Значение, мг/дм3 |
Показатель |
Значение, мг/дм3 |
Нефте-продукты |
Не более 3 |
Никель |
Не более 0,1 |
Фенолы (сумма) |
Не более 0,05 |
Кадмий |
Не более 0,005 |
Железо |
Не более 3 |
Свинец |
Не более 0,01 |
Медь |
Не более 0,1 |
Мышьяк |
Не более 0,01 |
Алюминий |
Не более 1 |
Ртуть |
Не более 0,0001 |
Цинк |
Не более 0,5 |
ХПК (бихроматная окисляемость) |
Не более 400 |
Хром (шести-валентный) |
Не более 0,01 |
Обратите внимание: установленные Правилами № 691 значения концентраций по мышьяку и хрому шестивалентному даже строже рыбохозяйственных нормативов.
Отбор проб и проведение анализов осуществляются ежемесячно в течение года.
Соблюдение критерия по объему определяется за 3 календарных года, предшествующих году внесения в схему, а в том случае, если ЦСВ принимает установленные виды сточных вод в течение меньшего времени, — за период, в течение которого осуществлялся фактический прием сточных вод в ЦСВ, но не менее года.
После внесения в схему нужно будет ежегодно отчитываться о соблюдении установленного объема сточных вод, принятых в ЦСВ: если этот объем не подтверждается или если владелец ЦСВ (выпуска сточных вод) не отчитывается, ЦСВ исключают из схемы, т.е. она перестает быть ЦСВ поселений или городских округов.
К ЦСВ поселений или городских округов также подлежат отнесению централизованные ливневые системы водоотведения (канализации), предназначенные для отведения поверхностных сточных вод с территорий поселений или городских округов, без оценки соблюдения вышеприведенных критериев. Для отнесения ЦСВ к такой системе необходимо представить подтверждающие документы из перечня, утверждаемого Минстроем России.
В случае если отнесение ЦСВ к ЦСВ поселений или городских округов осуществляется при проектировании или строительстве объектов ЦСВ, объем установленных видов сточных вод определяется в соответствии со сведениями, которые содержатся в проектной документации, условиях подключения (технологического присоединения) к ЦСВ, схеме водоснабжения и водоотведения и документах территориального планирования такого поселения или городского округа.
Постановлением также внесены изменения в Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782. Изменения касаются нюансов внесения в схему сведений об отнесении ЦСВ, включенных в нее, к ЦСВ поселений или городских округов.
Утвержденные схемы должны быть скорректированы уполномоченными органами до 01.01.2020.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 8, 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости