Все публикации

 


        ПРАВИЛА ОТНЕСЕНИЯ ЦСВ К ЦСВ ПОСЕЛЕИЙ ИЛИ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

А.А.Самохина

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 691 утверждены правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов  (далее - Постановление, Правила № 691). Выгодно ли централизованным системам водоотведения (далее ЦСВ) быть ЦСВ поселений или городских округов и как проходит отнесение ЦСВ к таким объектам?

Новая система нормирования, вступившая в силу 01.01.2019, в части сбросов предполагает:

- для объектов I категории — расчет нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) веществ I и II классов опасности;

-  для объектов II категории — расчет НДС всех веществ, содержащихся в сбросах, т.е. как и раньше при разработке проекта НДС.

Такой «общий» подход может применяться в отношении ЦСВ, отнесенных к  объектам I или II категории, не являющихся ЦСВ поселений или городских округов.

В результате инвентаризации выбросов будут определены стационарные источники выбросов и загрязняющие вещества, в отношении которых необходимо планировать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Как известно, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

- предельно допустимые выбросы;

- предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

- технологические нормативы выбросов;

- технические нормативы выбросов.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госу­дарственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень № 1316-р), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019), определяет загрязняющие вещества, в отношении которых устанавливаются нормативы.

При этом план мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию, сокращению или исключению выбросов разрабатывается в отношении всех загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах предприятия.

ВЫВОД

В такой план мероприятий могут включаться мероприятия по контролю за работой ГОУ, по реконструкции, техническому перевооружению объектов, по уменьшению выбросов в периоды НМУ. Загрязняющие вещества, в отношении которых проводятся данные мероприятия, определяются в результате инвентаризации выбросов.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. oт 27.12.2018; далее - Федеральный закон N" 7 ФЗ) предусмотрен особый порядок установления НДС для объектов ЦСВ поселений или городских округов:

 Извлечение из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

[:...]

10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.

11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанав­ливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водо­отведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе Сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

Как видим, для ЦСВ поселений или городских округов — объектов I и II кате­горий — НДС разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам. Напомним, что под технологически нормируемыми веществами понимаются вещества, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий (далее — НДТ) в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов.

Перечень веществ для установления нормативов ЦСВ поселений или городских округов при сбросах в водные объекты определяется на основе сведений об инвентаризации сбросов. Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — Правила инвентаризации), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 891, определяют перечень веществ, подлежащих инвентаризации, в зависимости от вида ЦСВ. Причем нормируются не все вещества, подлежащие инвентаризации сбросов, а только те, по которым будет зафиксировано превышение ПДК по результатам замеров, произведенных в соответствии с Правилами инвентаризации.

Итак, для объектов ЦСВ поселений или городских округов разрабатываются:

- для объектов I категории (в составе комплексного экологического разрешеиия):

- технологические нормативы (для веществ, относящихся к технологическим нормируемым веществам);

- НДС (для остальных веществ, подлежащих инвентаризации сбросов по перечню из Правил инвентаризации, по которым обнаружится превышение ПДК);

- для объектов II категории (подаются вместе с декларацией о воздействии на окружающую среду) — НДС (для всех веществ, подлежащих инвентаризации сбросов по перечню из Правил инвентаризации, по которым обнаружится превы­шение ПДК).

БОНУС ПРИ РАСЧЕТЕ ПЛАТЫ ЗА НВОС

Федеральный закон № 7-ФЗ устанавливает дополнительное преимущество при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) для ЦСВ поселений или городских округов по сравнению с другими объектами НВОС соответствующих категорий — это коэффициент 0,5 при сбросе загряз­няющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ.

Здесь, правда, есть исключение — в период реализации ЦСВ поселений или городских округов программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды данный коэффициент не применяется.

ГОСПОДДЕРЖКА ПРИ ВНЕДРЕНИИ НДТ

Область применения ИТС 10-2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов» (далее — ИТС 10-2015) — деятельность в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов без ограничения производительности по объему отводимых сточных вод.

Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов"», судя по названию, тоже относится только к ЦСВ поселений, городских округов.

Вместе с тем критерий отнесения объекта к I категории — осуществление деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод ЦСВ (с объемом 20 тыс. м3 в сутки отводимых сточных вод и более), - не отсылает только к ЦСВ поселений или городских округой. Теоретически полу чается, что могут быть ЦСВ, не относящиеся к ЦСВ поселений или городских округов, поставленные на учет как объекты I категории, а ИТС 10-2015 и проект (пока только проект!) Приказа, который устанавливает технологические пока­затели НДТ для отрасли, к таким объектам не относятся. Но это только теоре­тически, а практически, возможно, нет ЦСВ, кроме ЦСВ поселений или городских округов, сбрасывающих сточные воды в объеме более 20 тыс. м3 в сутки (т.е. к I категории на практике и будут отнесены только ЦСВ поселений и городских округов).

Как плюс также можно рассматривать применение мер господдержки при внедрении НДТ (см. ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ).

ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ ЦСВ К ЦСВ ПОСЕЛЕНИЙ ИЛИ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

Правилами № 691 предусмотрено, что отнесение ЦСВ к ЦСВ поселений или городских округов осуществляется посредством утверждения или актуализации (корректировки) схемы водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (далее — схема).

Владельцы ЦСВ направляют в орган местного самоуправления или иной орган, уполномоченный на утверждение схемы, сведения о соблюдении критериев отнесения к ЦСВ поселений, городских округов на своих объектах. Если собственни­ками отдельных объектов ЦСВ являются разные лица, такие сведения направляются владельцами выпусков сточных вод в водный объект.

Критерии отнесения к ЦСВ поселений, городских округов (должны выполняться одновременно):

- одним из видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД владельца ЦСВ или выпуска сточных вод является деятельность по сбору и обработке сточных вод;

- ЦСВ принимает сточные воды от многоквартирных домов и жилых домов; гостиниц, иных объектов для временного проживания; объектов отдыха, спорта, здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, дошкольного, начального общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, объектов делового, финансового, административного, религиозного назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан; от складских объектов, стоянок автомобильного транспорта, гаражей; от территорий, предназначенных для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, поверхностные сточные воды (для централизованных общесплавных и централизованных комбинированных систем водоотведения) (далее — установленные виды сточных вод);

- объем установленных видов сточных вод составляет более 50 % общего объема сточных вод, принятых в такую ЦСВ.

Если установленные виды сточных вод, принимаемые в ЦСВ, не составляют 50 %.общего объема сточных вод, то могут быть учтены и другие виды сточных вод  объемом не более 50 % от объема установленных видов сточных вод, при условии соответствия качества этих вод по отдельным показателям значениям, установленным Правилами № 691:

Показатель

Значение, мг/дм3

Показатель

Значение, мг/дм3

Нефте-продукты

Не более 3

Никель

Не более 0,1

Фенолы (сумма)

Не более 0,05

Кадмий

Не более 0,005

Железо

Не более 3

Свинец

Не более 0,01

Медь

Не более 0,1

Мышьяк

Не более 0,01

Алюминий

Не более 1

Ртуть

Не более 0,0001

Цинк

Не более 0,5

ХПК (бихроматная окисляемость)

Не более 400

Хром (шести-валентный)

Не более 0,01

 

Обратите внимание: установленные Правилами № 691 значения концентраций по мышьяку и хрому шестивалентному даже строже рыбохозяйственных нормативов.

Отбор проб и проведение анализов осуществляются ежемесячно в течение года.

Соблюдение критерия по объему определяется за 3 календарных года, предшествующих году внесения в схему, а в том случае, если ЦСВ принимает установленные виды сточных вод в течение меньшего времени, — за период, в течение которого осуществлялся фактический прием сточных вод в ЦСВ, но не менее года.

После внесения в схему нужно будет ежегодно отчитываться о соблюдении установленного объема сточных вод, принятых в ЦСВ: если этот объем не подтверждается или если владелец ЦСВ (выпуска сточных вод) не отчитывается, ЦСВ исключают из схемы, т.е. она перестает быть ЦСВ поселений или городских округов.

К ЦСВ поселений или городских округов также подлежат отнесению центра­лизованные ливневые системы водоотведения (канализации), предназначенные для отведения поверхностных сточных вод с территорий поселений или городских округов, без оценки соблюдения вышеприведенных критериев. Для отнесения ЦСВ к такой системе необходимо представить подтверждающие документы из перечня, утверждаемого Минстроем России.

В случае если отнесение ЦСВ к ЦСВ поселений или городских округов осущест­вляется при проектировании или строительстве объектов ЦСВ, объем установ­ленных видов сточных вод определяется в соответствии со сведениями, которые содержатся в проектной документации, условиях подключения (технологического присоединения) к ЦСВ, схеме водоснабжения и водоотведения и документах территориального планирования такого поселения или городского округа.

Постановлением также внесены изменения в Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782. Изменения касаются нюансов внесения в схему сведений об отнесении ЦСВ, включенных в нее, к ЦСВ поселений или городских округов.

Утвержденные схемы должны быть скорректированы уполномоченными орга­нами до 01.01.2020. 

                              Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 8, 2019 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика