- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Технический отчет по обращению с отходами в 2019 году
Н.В.Бирюкова
Важное в статье
1. Анализ
положений нормативных правовых актов о необходимости предствления техотчета
2. Алгоритм
действий в зависимости от категории, присвоенной объекту негативного
воздействия
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (H00ЛP) устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека. Пункт 2 вносит ясность, к какому кругу лиц относится это требование: HOOЛP разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (HBOC), I и II категорий.
Подчеркнем
с 2019 года HOOЛP имеют отношение исключительно к объектам HBOC I и II категорий.
В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона № 89-ФЗ порядок разработки и утверждения HOOЛP устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В связи с изменением системы нормирования Минприроды России анонсировало внесение поправок в свои приказы, которыми ранее были утверждены Порядок разработки и утверждения НООЛР и Методические указания по их разработке. Согласно разъяснениям Росприроднадзора, до внесения этих поправок данные документы применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, НООЛР для объектов HBOC I категории устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР).
Как устанавливаются НООЛР для объектов II категории, пока однозначно
сказать нельзя, поскольку в законе об этом четко не говорится. Лишь в п. 4 той
же ст. 18 указано, что информация об объеме или массе образовавшихся и
размещенных отходов включается в декларацию о воздействии на окружающую среду.
Отсюда можно сделать вывод, что если по результатам года информация об отходах
в этой декларации изменилась, то следует проводить актуализацию декларации. По
НООЛР для объектов II категории четких указаний пока нет.
Необходимо ли будет в дальнейшем представлять технический отчет в области обращения с отходами по объекту II категории? Пока также сказать невозможно - окончательно новый порядок разработки и утверждения НООЛР, предусмотренный п. 7 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, не сформирован.
Несмотря на то что новая система нормирования предполагает для
объектов HBOC II категории
декларативное представление сведений, в Законе № 89-ФЗ до сих пор действуют
положения, предполагающие согласование лимитов на размещение отходов.
Словарь
Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Из статьи 1 Закона № 89-ФЗ
Сначала определимся, продолжают ли действовать выданные до 1 января 2019 года документы об утверждении НООЛР.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ, разрешительные документы, в том числе НООЛР, полученные юридическими лицами и ИП для объектов HBOC I и II категорий до 1 января 2019 года, действуют до истечения их срока действия либо до дня получения КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия разрешительных документов.
Таким образом, пока хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах HBOC I и II категорий, имеют действующий документ об утверждении НООЛР, они должны ежегодно представлять технический отчет. Он направляется после истечения очередного года с даты утверждения НООЛР в течение 10 рабочих дней. Основание - п. 12 Порядка разработки и утверждения НООЛР, в соответствии с которым НООЛР утверждаются сроком на пять лет при условии ежегодного представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» технического отчета по обращению с отходами.
Что касается хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах HBOC III и IV категорий, то с 1 января 2019 года для них таких понятий, как НООЛР, документ об их утверждении, технический отчет по обращению с отходами, не существует - нет никаких оговорок о сроках действия документа об утверждении НООЛР для таких объектов ни в Законе № 219-ФЗ, ни в Законе № 89-ФЗ.
Поэтому, если у данных хозяйствующих субъектов нет никаких рисков перевода их объектов НВОС в I или II категорию, то подавать технический отчет по обращению с отходами не нужно.
В отношении объектов III категории, которые должны представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. Полагаем целесообразным в случае нерасторопности нормотворцев и отсутствия к концу года четкого порядка, каким образом представлять такую отчетность, направить ее в любой форме, ориентируясь на прежний приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».
Что касается объектов НВОС без категории - необходимо оценить риски возможного присвоения I и II категорий. Для этого целесообразно отслеживать внесение изменений в Критерии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (см. законопроект: https:/regulation.gov.ru/projects#npa=84666).
Если есть риск, что будет изменена категория объекта на I или II (нередки случаи, например, перевода из III категории во II), а также если на объекте образуются отходы, не относящиеся к ТКО и подлежащие размещению, то имеет смысл подстраховаться и направить технический отчет по обращению с отходами в случае действующего документа об утверждении НООЛР в сроки, предусмотренные пунктом 12 Порядка. Таким образом можно избежать сверхлимитных платежей за размещение отходов.
Если на объекте НВОС из отходов, подлежащих размещению, образуются только ТКО и возможно присвоение I или II категории, то технический отчет лучше направить сразу после присвоения такой категории, так как именно с этого момента появляется обязанность представления техотчета в случае действующих НООЛР.
Обратите внимание, что Порядок разработки и утверждения НООЛР не содержит положений об аннулировании выданного документа об утверждении НООЛР и он продолжает действовать до окончания срока, указанного в самом документе. Поэтому документ об утверждении НООЛР лучше сохранять на любом объекте НВОС, в том числе и на объектах без категории.
Административная
ответственность
В соответствии с новой редакцией ст. 8.2 КоАП РФ, пункт 7, неисполнение обязанности по разработке проектов НООЛР или по направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 тысяч до 60 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 200 тысяч до 350 тысяч рублей.
Согласно п. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления карается наложением административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 тысяч до 60 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 200 тысяч до 350 тысяч рублей.
Непредоставление или несвоевременное направление технического отчета, скорее
всего, будут классифицировать по п. 1 ст. 8.2 с наложением административного
штрафа:
- на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Повторное административное правонарушение (в течение года) наказывается повышенными штрафами.
Выводы
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах НВОС I и II категорий и имеющие действующий документ об утверждении НООЛР, должны представлять технический отчет до окончания срока действия НООЛР. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах НВОС III и IV категорий, таких понятий, как НООЛР, документ об их утверждении, технический отчет по обращению с отходами, больше не существует. Подавать технический отчет они не должны, даже если документ об утверждении НООЛР продолжает действовать.
Документы
1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
2. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «0 Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
3. Приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по
разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение».
4. Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 № АА-Ю-02-36/29629 «0 направлении информации».
5. Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ «0 внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении
Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании,
обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».
7. Кодекс РФ об
административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
- 10-11 декабря 2024 года состоится XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости