Все публикации

 


        Технический отчет по обращению с отходами в 2019 году

Н.В.Бирюкова

Важное в статье

1. Анализ положений нормативных правовых актов о необходимости предствления техотчета

2. Алгоритм действий в зависимости от категории, присвоенной объекту негативного воздействия

 В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (H00ЛP) устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека. Пункт 2 вносит ясность, к какому кругу лиц относится это требование: HOOЛP разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (HBOC), I и II категорий.

Подчеркнем с 2019 года HOOЛP имеют отношение ис­ключительно к объектам HBOC I и II категорий.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона № 89-ФЗ порядок разработки и утверждения HOOЛP устанавливает феде­ральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В связи с изменением системы нормирования Минприроды России анонсировало внесение поправок в свои приказы, которыми ранее были утверждены Порядок разработки и утверждения НООЛР и Методические указания по их разработке. Согласно разъяснениям Росприроднадзора, до внесения этих поправок данные документы применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, НООЛР для объектов HBOC I категории устанавливаются на основании ком­плексного экологического разрешения (КЭР).

Как устанавливаются НООЛР для объектов II категории, пока однозначно сказать нельзя, поскольку в законе об этом четко не говорится. Лишь в п. 4 той же ст. 18 указано, что информация об объеме или массе образовавшихся и размещенных отходов включается в декларацию о воз­действии на окружающую среду. Отсюда можно сделать вывод, что если по результатам года информация об отходах в этой декларации изменилась, то следует проводить актуализацию декларации. По НООЛР для объектов II категории четких указаний пока нет.

Необходимо ли будет в дальнейшем представлять тех­нический отчет в области обращения с отходами по объекту II категории? Пока также сказать невозможно - окончательно новый порядок разработки и утверждения НООЛР, предусмотренный п. 7 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, не сформи­рован.

Несмотря на то что новая система нормирования пред­полагает для объектов HBOC II категории декларативное представление сведений, в Законе № 89-ФЗ до сих пор действуют положения, предполагающие согласование ли­митов на размещение отходов.

Словарь

Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

                                                                                                     Из статьи 1 Закона № 89-ФЗ

 Таким образом, определенный риск, что придется со­гласовывать лимиты на размещение отходов с последующим ежегодным представлением технических отчетов, подтверждающих соблюдение данных лимитов (может быть, и в рамках производственного экологического контроля), все же существует. Остро этот вопрос встанет к концу 2019 года.

 Кому и как действовать

Сначала определимся, продолжают ли действовать выданные до 1 января 2019 года документы об утверждении НООЛР.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ, разрешительные документы, в том числе НООЛР, полученные юридическими лицами и ИП для объектов HBOC I и II категорий до 1 января 2019 года, действуют до истечения их срока действия либо до дня получения КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия разрешительных документов.

Таким образом, пока хозяйствующие субъекты, осу­ществляющие деятельность на объектах HBOC I и II ка­тегорий, имеют действующий документ об утверждении НООЛР, они должны ежегодно представлять технический отчет. Он направляется после истечения очередного года с даты утверждения НООЛР в течение 10 рабочих дней. Основание - п. 12 Порядка разработки и утверждения НООЛР, в соответствии с которым НООЛР утверждаются сроком на пять лет при условии ежегодного представления юридическими лицами и индивидуальными предпри­нимателями» технического отчета по обращению с отходами.

Что касается хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах HBOC III и IV категорий, то с 1 января 2019 года для них таких понятий, как НООЛР, документ об их утверждении, технический отчет по обращению с отходами, не существует - нет никаких оговорок о сроках действия документа об утверждении НООЛР для таких объектов ни в Законе № 219-ФЗ, ни в Законе № 89-ФЗ.

Поэтому, если у данных хозяйствующих субъектов нет никаких рисков перевода их объектов НВОС в I или II категорию, то подавать технический отчет по обращению с отходами не нужно.

В отношении объектов III категории, которые должны представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. Полагаем целесообразным в случае нерасторопности нормотворцев и отсутствия к концу года четкого порядка, каким образом представлять такую отчетность, направить ее в любой форме, ориентируясь на прежний приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».

Что касается объектов НВОС без категории - необходимо оценить риски возможного присвоения I и II категорий. Для этого целесообразно отслеживать внесение изменений в Критерии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (см. законопроект: https:/regulation.gov.ru/projects#npa=84666).

Если есть риск, что будет изменена категория объекта на I или II (нередки случаи, например, перевода из III категории во II), а также если на объекте образуются отходы, не относящиеся к ТКО и подлежащие размещению, то имеет смысл подстраховаться и направить технический отчет по обращению с отходами в случае действующего документа об утверждении НООЛР в сроки, предусмотренные пунктом 12 Порядка. Таким образом можно избежать сверхлимитных платежей за размещение отходов.

Если на объекте НВОС из отходов, подлежащих размещению, образуются только ТКО и возможно присвоение I или II категории, то технический отчет лучше направить сразу после присвоения такой категории, так как именно с этого момента появляется обязанность представления техотчета в случае действующих НООЛР.

Обратите внимание, что Порядок разработки и утверждения НООЛР не содержит положений об аннулировании выданного документа об утверждении НООЛР и он продолжает действовать до окончания срока, указанного в самом документе. Поэтому документ об утверждении НООЛР лучше сохранять на любом объекте НВОС, в том числе и на объектах без категории.

Административная ответственность

В соответствии с новой редакцией ст. 8.2 КоАП РФ, пункт 7, неисполнение обязанности по разработке проектов НООЛР или по направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую де­ятельность без образования юридического лица, - от 40 тысяч до 60 тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 200 тысяч до 350 тысяч рублей.

Согласно п. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления карается наложением административного штрафа:

- на должностных лиц - в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую де­ятельность без образования юридического лица, - от 40 тысяч до 60 тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 200 тысяч до 350 тысяч рублей.

Непредоставление или несвоевременное направление технического отчета, скорее всего, будут классифицировать по п. 1 ст. 8.2 с наложением административного штрафа:

- на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую де­ятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч руб­лей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Повторное административное правонарушение (в течение года) наказывается повышенными штрафами.

Выводы

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах НВОС I и II категорий и имеющие действующий документ об утверждении НООЛР, должны представлять технический отчет до окончания срока действия НООЛР. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах НВОС III и IV категорий, таких понятий, как НООЛР, документ об их утверждении, технический отчет по обращению с отходами, больше не существует. Подавать технический отчет они не должны, даже если документ об утверждении НООЛР продолжает действовать.

Документы

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «0 Порядке раз­работки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

3. Приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработ­ке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

4. Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 № АА-Ю-02-36/29629 «0 направлении информации».

5. Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ «0 внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные за­конодательные акты Российской Фе­дерации».

6. Приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использо­вании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистиче­ской отчетности)».

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

                               Опубликовано в журнале "Экология Производства" № 8, 2019 год.




 

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика