- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
НОВАЯ СИСТЕМА НОМИРОВАНИЯ СБРОСОВ: ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ АБОНЕНТОВ?
А.Г. Дудникова, А.А. Самохина
01.01.2019 вступит в силу Постановление Правительства РФ от 13.08.2018 № 934 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 934). В статье расскажем, что изменится для абонентов централизованных систем водоотведения.
Больше года назад был утвержден Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 225-ФЗ), который внес изменения в систему нормирования абонентов водоотводящих организаций путем внесения изменений в головной закон в сфере водоотведения. Так, с 01.01.2019 вместо нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС) и лимитов на сбросы абонентам будут устанавливаться нормативы состава сточных вод.
Напомним, необходимость установления НДС и лимитов на сбросы для абонентов отодвигалась на три года, а к моменту ее исполнения — 01.01.2019 — уже будет действовать новая система нормирования (при условии, что ее не подвинут).
При этом изменения в ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ внесены не были, и требование об установлении НДС и лимитов на сбросы для абонентов к 01.01.2019 в ней осталось, несмотря на то, что ч. 1ст. 27 Федерального закона № 416-ФЗ, к которой отсылает ст. 42, утратит силу как раз к этому моменту.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Очередная невнимательность законодателя,
которая может обернуться проблемой для природопользователя. Будем надеяться на
здравый смысл: на то, что правоприменитель этой ошибкой законодателя не воспользуется
и не будет требовать одновременно и НДС, и нормативы состава сточных вод. Или
хотя бы на то, что адекватный суд не допустит, чтобы отсылочная норма
заключительных положений вдруг оказалась прямого действия — самостоятельно
устанавливающей требования.
Получается (если подзаконные акты не урегулируют этот вопрос в части преемственности НДС и нормативов состава сточных вод), что абоненты, которые разработали и утвердили НДС, в связи с вступлением в силу новой нормы будут обязаны наряду с теми, кто этого сделать не успел, заниматься установлением нормативов состава сточных вод.
Установление нормативов состава сточных вод, как и НДС, производится в целях защиты окружающей среды, а значит, преследует ту же цель, однако госорганы могут подойти к нововведению формально и указать на необходимость устанавливать новые нормативы до истечения срока действия уже полученных. Хотя пока неясно, чем эти нормативы друг от друга отличаются, кроме названия. Но, видя, какие казусы случаются в нашей сфере, предположим, что даже если формулы расчета будут идентичны, госорган может заставить пересогласовывать нормативы только по основанию изменения их наименования.
Вместе с тем, чтобы с 01.01.2019 нововведение заработало, к этому моменту должны быть утверждены подзаконные акты, определяющие порядок и особенности установления нормативов. Также мы надеемся, что прояснится, кого установление нормативов состава сточных вод не затронет.
Пока нет даже проектов этих подзаконных актов. Тем не менее подзаконные акты предыдущей системы нормирования будут отменены. Речь идет о Постановлениях Правительства РФ:
- от 30.04.2013 № 393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- от 10.04.2013 № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади».
Так, Постановлением № 934 отменяются правила установления НДС абонентов, среднесуточный объем отводимых сточных вод с объектов которых составляет более 200 м3 в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения, и лимитов на сбросы для объектов таких абонентов.
При этом в Приказе МПР России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» порядок разработки НДС абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, остается действующим. Снова недоработка нормотворца, ответственного за приведение подзаконных актов в соответствие с вышестоящими нормами.
Отмена документов приурочена к моменту вступления в силу изменений в системе нормирования — 01.01.2019. Правила установления НДС и лимитов на сбросы абонентов с указанного момента будут не нужны, т.к. ни НДС, ни лимитов на сбросы для абонентов не будет, но при этом необходимость разработки и утверждения плана снижения сбросов останется.
Напомним, что в соответствии с дополнениями, внесенными в Федеральный закон № 416-ФЗ Федеральным законом № 225-ФЗ, требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании плана снижения сбросов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так что будем ждать от
Правительства новый документ. А пока не дождемся — ни планов, ни нормативов, ни
ответственности за их отсутствие не будет, т.к. абонент не сможет исполнить
волю законодателя.
Опубликовано в журнале "Справочник ЭКОЛОГА" № 11, 2018 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости