Все публикации

 

    ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ ВЗИМАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

А.А. Самохина

Полгода назад Правительство РФ постановлением от 23.08.2018 № 986 изменило Правила взимания экологического сбора, утвержденные в 2015 году постановлением от 08.10.2015 № 1073. Обзор изменений.

Близится время очередного расчета экологического сбора и дата его уплаты - не позднее 15 апреля. При расчетах экологического сбора за 2018 год производители и импортеры должны пользоваться новым Перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.

К тому же следует учесть, что Законом № 503-Ф3 внесены изменения как непосредственно в статью 24.5 Зако­на № 89-ФЗ, посвященную регулированию деятельности в части уплаты экологического сбора, так и в другие статьи данного закона, регулирующие вопросы расширенной ответственности производителя. Все законодательные обновления нашли отражение в Правилах взимания экологического сбора.


ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ

Изменение 1

 В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и [или] ввозят (импортируют) товары в этой упаковке. Таким образом, если упаковка и товары в этой упаковке производятся разными организациями, то платить экологический сбор будет производитель товаров в упаковке, а не производитель данной упаковки.

Изменение 2

Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Изменение 3

В отношении товаров, реализуемых лицам, осуществляющим производство колесных транспортных средств (шасси) прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, экологический сбор уплачивается плательщиками только в отношении упаковки таких товаров.

Таким образом, производители шин (и других товаров для нужд автотранспортных производств) будут уплачивать экологический сбор за упаковку товаров в полном объеме, а за сами шины - в объеме, реализованном всем потребителям, за исключением производителей транспортных средств (при невыполнении нормативов утилизации].

Однако утилизационный сбор уплачивается не со всех видов произведенных транспортных средств. Каким образом производитель шин будет определять, какое количество его продукции, реализованной производителю транспортных средств, пойдет на производство именно тех видов техники, которые подпадают под утилизационный сбор, не указано.

Изменение 4

Уплата экологического сбора осуществляется теперь так:

- плательщиками, являющимися производителями товаров, - на счет территориального органа Росприроднадзора в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;

- плательщиками, являющимися импортерами товаров, - на счет Росприроднадзора в Федеральном казначействе;

- плательщиками, которые одновременно являются производителями и импортерами товаров, - на счет Росприроднадзора в Федеральном казначействе.

Форма расчета суммы экологического сбора представляется плательщиком в центральный аппарат Росприроднадзора или его территориальный орган, в который подается декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров.

 Изменение 5

Экологический сбор рассчитывается в отношении товара, не только выпущенного в обращение на территории России, но и одновременно реализованного для внутреннего потребления на российской территории. Эта поправка к правилам направлена на приведение их в соответствие со статьей 24,2 Закона № 89-ФЗ (в редакции Закона № 503-ФЭ], в которую добавлены пункты 1.1 и 1,2, уточняющие область распространения обязанности обеспечивать выполнение нормативов утилизации. Необходимость внесения уточнения была вызвана тем, что законодатель ис­пользовал термин «выпуск в обращение», не раскрывая значения этого термина для регулируемых законом правоотношений, и импортеры посчитали, что они должны платить за весь ввезенный товар. После внесения изменений стало ясно, что обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров, упаковки товаров с момента их первичной реализации.

Таким образом, можно смело утверждать, что в контексте статьи 24,2 За­кона № 89-ФЗ  "первичная реализация" - это «выпуск в обращение» не только для производителей, но и для импортеров.

Изменение 6

Теперь Правила взимания экологического сбора содержат порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора. Этот порядок предусматривает процедуры взаимодействия администратора экологического сбора с плательщиком по возникшим разногласиям вплоть до взыскания экологического сбора в судебном порядке.

Контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения осуществляется администратором экологического сбора в течение трех месяцев со дня представления расчета суммы экологического сбора.

Срок добровольного погашения задолженности плательщиком сокращен до 15 дней.


СТАТЬЯ 24.2 ЗАКОНА № 89-ФЗ

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ

[...]

1.1 Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

- товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

- упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.

1.2. Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

- товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;

- товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза;

- упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;

- упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза.

[...]


Документы

1. Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 № 986 «О внесении изменений в Правила взимания экологического сбора».

2. Постановление Правительства РФ от 08,10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора»,

3. Распоряжение Правительства РФ от 28,12,2017 № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

4. Федеральный закон от 31.12,2017 № 503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты РФ».

5. Федеральный закон от 24,06,1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».


                     Опубликовано в журнале "Экология производства" № 3, 2019 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика