- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Новый год - новые документы: КЭР и декларация о воздействии на окружающую среду
А.Г.Дудникова, А.А.Самохина
В статье
рассмотрим Приказы Минприроды России от 11.10.2018 № 510 «Об утверждении формы
заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного
экологического разрешения» (далее — Приказ № 510) и 11.10.2018 № 509 «Об утверждении
формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в
том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной
квалифицированной электронной подписью» (далее — Приказ № 509).
Комплексное экологическое разрешение
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).
КЭР выдается на основании заявки, подаваемой в центральный аппарат Росприроднадзора.
Заявка состоит из таблиц, в которых указываются сведения на планируемый период действия КЭР (сведения об авариях, инцидентах — за прошедшие 7 лет).
Нормативы допустимых выбросов, сбросов рассчитываются только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах и сбросах; нормативы допустимых сбросов для объектов централизованной системы водоотведения поселений или городских округов — для всех веществ.
На первый взгляд кажется странным, что расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов для всех нормируемых веществ проводятся только в рамках подачи декларации о воздействии на окружающую среду. Для объектов I категории, сбрасывающих, например, только ливневые (нормируемые по взвешенным веществам и нефтепродуктам) и хозяйственно-бытовые стоки, нормативы устанавливаться не будут, т.к. такие сточные воды не содержат радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), а объекты II категории при подаче декларации нормативы по таким сточным водам разрабатывают. Однако все можно объяснить.
Справка
Идея технологического нормирования пришла к нам из Евросоюза, где руководствовались следующей логикой.
Есть особо грязные масштабные производства, которые
нельзя закрыть по социальным причинам, но эти производства в принципе достичь
санитарно-гигиенических нормативов не могут, поскольку не существует таких
технологий или внедрение этих технологий столь дорого, что делает невозможным
существование данного производства.
В Европе положено соблюдать законодательство, и в
случае объективной невозможности исполнения определенных законодательных норм
необходимо принять такие меры, которые приведут законодательство к реальности,
т.е. лицо должно иметь возможность соблюдения законодательства.
В отношении данных грязных производств было решено выявить наилучшие из доступных (т.е. реальных к внедрению) технологий, определить удельные показатели их воздействия на окружающую среду и, исходя из этих показателей, определять допустимость воздействия для конкретного предприятия, попадающего в эту категорию.
Вот чем объясняется кажущаяся несправедливость, что II
категория нормирует все вещества, а I категория нормирует примерно 5 из 40
возможных по воздуху и не нормирует (если это не водоканал) ливневые и
хозяйственно-бытовые стоки. Нормирует. Но через технологическое нормирование.
Поскольку пока нормативные правовые акты по технологическому нормированию не
приняты, не будем спешить завидовать I категории.
Разъяснений и указаний по структуре и содержанию расчетов нормативов Приказ № 510 не содержит.
Нормативы допустимых выбросов
В части расчетов нормативов допустимых выбросов даны ссылки:
- на Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (далее — Постановление № 183);
- на Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
Поскольку указанные документы не устанавливают структуру и содержание расчетов, полагаем, они могут предоставляться в произвольном виде до установления конкретных требований к ним (если таковые будут установлены), а пока их можно оформлять аналогично расчетам нормативов в проекте предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ).
Согласно Постановлению № 183 ПДВ устанавливаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Необходимо ли получать такое заключение на расчеты нормативов допустимых выбросов? Полагаем, что пока нет, т.к. отсылка к Постановлению № 183 идет именно в части проведения расчетов, а не утверждения нормативов.
К СВЕДЕНИЮ
КЭР будет выдаваться с использованием системы межведомственного взаимодействия (пока, например, обсуждается создание межведомственной комиссии или согласование в нескольких (порядка семи) госорганах в рамках «одного окна»), наверняка Роспотребнадзор сможет выражать свое мнение в рамках установленной процедуры.
В Приказе № 510 не прописана необходимость прилагать отчет о результатах инвентаризации выбросов, хотя это является обоснованием исходных данных, принятых для расчета.
Также не требуется предоставлять сведения о мероприятиях при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ), что логично — процедуру согласования плана мероприятий уже давно нужно было отделить от утверждения нормативов. Получается, теперь НМУ выведены за пределы нормирования.
Нормативы допустимых сбросов
В части расчетов нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) дана ссылка на приказ МПР России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Поскольку данная методика наравне с порядком расчета нормативов устанавливает требования к содержанию проекта НДС, полагаем, под расчетами нормативов в рамках заявки на получение КЭР подразумевается предоставление расчетов в виде проекта НДС, т.е. со всем набором материалов, подтверждающих принятые для расчета данные.
Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) проводится в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Поскольку в таблицах заявки указываются сводные данные по отходам, а обязанность по разработке проекта НООЛР в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) сохранена, это не исключает возможности подачи проекта НООЛР как документа, подтверждающего сводные данные. Ввиду недостаточной определенности Федерального закона № 89-ФЗ в отношении нового нормирования (не все старые нормы, требующие обновления, обновлены; существует внутренняя и внешняя противоречивость норм), есть опасность сохранения требования о согласовании проекта НООЛР.
В настоящее время имеющиеся нормы можно трактовать так, что следует разработать проект НООЛР и включить данные из него в заявку на получение КЭР, но согласовывать предварительно по старой процедуре не требуется, что логично, т.к. проект НООЛР будет проверен в рамках процедуры получения КЭР.
Технологические
нормативы
В отношении технологических нормативов еще не приняты многие нормативные правовые акты, в частности правила разработки технологических нормативов. Следовательно, таблицы заявки в части расчета технологических нормативов заполнить нельзя.
Программа
создания системы автоматического контроля
К заявке прикладывается проект программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК).
Программа ПЭК для объектов I категории дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля (п. 3.1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N° 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).
Подача заявки и получение КЭР
Получается, что утверждение формы заявки на получение КЭР дает возможность подать заявку в Росприроднадзор, но заполнить ее и предоставить необходимые документы в полном объеме по-прежнему нельзя.
Тем не менее подать заявку на получение КЭР владельцы объектов I категории, включенных в перечень, могут до 01.01.2023, иные владельцы объектов I категории должны получить КЭР до 01.01.2025, так что еще есть время подождать выхода подзаконных актов. К тому же пока за объектами I категории оставлена возможность согласовать разрешительную документацию по старой процедуре.
Вместе с формой заявки утверждена форма самого КЭР. Содержание формы КЭР соответствует требованиям, установленным ст. 31.3 Федерального закона № 7-ФЗ. Форма КЭР содержит строку, куда будет заноситься информация о его продлении, правда, всего одну — видимо, продлевать КЭР предполагается не более одного раза.
Извлечение из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
[...]
13. Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок при совокупности условий:
соблюдения установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
отсутствия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
своевременного представления отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;
выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).
При этом срок реализации программы повышения экологической эффективности не может превышать семь лет и не подлежит продлению, за некоторым исключением (градообразующие организации). Поэтому для объектов, попадающих под исключение, или при отсутствии программы повышения экологической эффективности нет препятствий в продлении КЭР более одного раза.
ДЕКЛАРАЦИЯ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
В отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, декларация представляется в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом № 509 утверждены форма декларации и порядок ее заполнения, который не отличается подробностью и в основном дублирует названия граф таблиц.
Сведения об авариях и инцидентах
В отдельных таблицах указываются сведения об авариях и инцидентах за предыдущие 7 лет, при этом рекомендаций по их заполнению не содержится.
К СВЕДЕНИЮ
Проект Приказа № 509 в части заполнения указанных таблиц ссылался на необходимость использования:
- журнала учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений;
- журнала учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, однако утвержденная версия Приказа N° 509 таких ссылок не содержит.
За неимением расшифровки понятий «авария» и «инцидент» в природоохранном законодательстве, полагаем возможным при заполнении этих таблиц основываться на законодательстве о промышленной безопасности (тем более что проект Приказа № 509 в этой части и основывался на законодательстве о промышленной безопасности, но, видимо, специалисты в области юридической техники не допустили, чтобы приказ одной отрасли законодательства отсылал к документам другой отрасли).
В разделе, посвященном предоставлению данных об авариях и инцидентах, необходимо указать размер причиненного вреда окружающей среде (тыс. руб.). Если в случае аварии предприятие добровольно его не возместит, сумма будет взыскана судом, а за основу могут быть приняты расчеты предприятия, т.к. они проверены компетентными лицами и само предприятие под этим подписалось.
Сведения о массе выбросов и сбросов загрязняющих весеств
Сведения о массе выбросов загрязняющих веществ
заполняются на основании расчетов нормативов допустимых выбросов, которые
прилагаются к декларации.
Разъяснений и указаний
по структуре и содержанию прилагаемых расчетов не приводится. По нашему мнению,
они могут предоставляться в произвольном виде до установления конкретных
требований (если таковые будут установлены), при этом за неимением требований к
расчетам нормативов допустимых выбросов их можно оформлять так же, как и
расчеты нормативов в проекте ПДВ.
Аналогичные указания даны по заполнению сведений о массе сбросов загрязняющих веществ. Расчеты нормативов допустимых сбросов также прилагаются к декларации.
Сведения о массе или объеме образования и
размещения отходов
Сведения о массе или объеме образования и размещения отходов заносятся в две таблицы, одна из которых заполняется на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, другая — на основании проекта НООЛР.
Данные указываются за календарный год, предшествующий году представления декларации.
Представление декларации
Получается, что для объектов II категории декларация будет представляться взамен утверждения нормативов допустимых выбросов, сбросов и получения разрешений на выбросы, сбросы, но в части отходов, возможно, наряду с декларацией надзорный орган будет требовать и разработку проекта НООЛР с получением лимитов, т.к. Федеральный закон № 89-ФЗ не был своевременно приведен в соответствие с Федеральным законом № 7-ФЗ и старые нормы о необходимости разработки проекта НООЛР и получения лимитов в нем остались.
Насколько старые нормы окажутся востребованными на практике и удержат ли свои позиции — будет зависеть от усилий бизнес-сообщества и судебной практики. Пока же прилагать согласованный проект НООЛР и лимиты к декларации не требуется.
Есть опасения, что госорган может требовать предварительного утверждения лимитов по старой процедуре, чтобы в декларацию включались данные из уже проверенного проекта НООЛР.
Пока же имеющиеся нормы можно трактовать так, что следует разработать проект НООЛР и включить данные из него в декларацию, но предварительно согласовывать по старой процедуре не требуется.
В этом случае госорган может «отыграть» тем, что проверит внесенные в декларацию данные, и при некачественной разработке проекта НООЛР предприятие сильно пострадает.
Таким образом, если раньше было выгоднее заказывать разработку проекта НООЛР в фирмах, которые могли обеспечить беспроблемное и быстрое получение лимитов, то в данной ситуации становится актуальной работа специалистов, которые не только разработают проект, но и сумеют при необходимости отстоять свои данные в суде, т.к. методика разработки НООЛР не обеспечивает однозначность и бесспорность полученных результатов.
Однако в любом случае декларацию следует подавать до окончания сроков действия разрешительных документов. Соответственно, те, у кого есть утвержденный лимит, смогут подать декларацию даже при таком подходе госоргана. Декларация все равно будет действовать 7 лет — срок ее действия со сроком действия лимита не увязан.
Декларация представляется в письменной форме (заполненная от руки или распечатанная на принтере) или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Декларация подается в уведомительном порядке (возможна подача по почте).
В противоречие одному из принципов охраны окружающей среды — рациональному использованию природных ресурсов — не допускается двусторонняя печать декларации, а также скрепление ее листов, приводящее к порче бумажного носителя (видимо, каждый лист придется вставлять в отдельный файл или подавать декларацию в виде стопки листов в канцелярской папке).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, в декларацию вносятся изменения.
Полагаем, внесение изменений подразумевает подачу новой декларации. Изменения в декларацию вносятся одновременно с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При этом причин для актуализации сведений о таких объектах больше, чем для подачи новой декларации. Так, в случае реорганизации юридического лица, изменения его наименования, адреса, а также места нахождения объекта сведения следует актуализировать, не внося изменения в декларацию.
При этом конкретных сроков подачи измененных сведений не установлено. Тем не менее санкции за несвоевременное представление декларации предусмотрены ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, в т.ч. информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду, влечет наложение административного штрафа: - на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; - на должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.; - на юридических лиц - от 20 000 до 80 000 руб.
С утверждением формы декларации и порядка ее заполнения природопользователи получают возможность подать декларацию до истечения ближайшего срока действия одного из разрешительных документов.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога", февраль 2019 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости