- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ
Алла Геннадьевна Дудникова, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО "ЭКОТИМ"
Софья Сергеевна Галаневич, ФГБОУ ВО МГАВМиБ - МВА
имени К.И. Скрябина
В общих чертах, биологические отходы включают в себя трупы животных и отходы от их переработки. Эти виды отходов подлежат отдельному правовому регулированию в связи с их потенциальной эпидемиологической опасностью.
Все производимые человечеством отходы в
российском правовом поле подразделяются на отходы производства и потребления,
биологические, медицинские и радиоактивные отходы.
Отходы производства и потребления имеют свой
собственный закон - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. От
28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон об
отходах).
В пункте 2 статьи 2 Закона об отходах
сказано: «2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с
биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими
озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью
продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных
веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются
соответствующим законодательством Российской Федерации».
Радиоактивные отходы также имеют свой закон - Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" в ст. 18 только упоминает, что владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.
Таким
образом биологические и медицинские отходы оказались без своего закона, что
позволяет говорить о существенном пробеле в правовом регулировании в части
медицинских и биологических отходов.
Медицинские отходы не являются темой работы и
остаются за её пределами. Что же говорит законодательство по поводу
биологических отходов:
Единственный нормативно-правовой акт, реально
регулирующий обращение с биологическими отходами - "Ветеринарно-санитарные
правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв.
Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007)
(зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005) (далее — Правила,
ветеринарные правила). Об этом акте, как о единственном правовом регуляторе,
упоминается, например, в Письме Минприроды России от 16.12.2011 N 12-46/18775
"О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и
биологическими отходами".
Рассмотрим Правила с точки зрения предъявляемых требований и полноты регулирования обращения с биологическими отходами.
Во-первых, очень важно понять, на кого распространяются эти Правила. Согласно пункту 1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Таким образом можно сделать
вывод, что Правила не распространяются на просто содержание домашних животных у
обычных физических лиц, не ведущих хозяйство, и на ветеринарные клиники.
Во-вторых важно определить, что именно входит в понятие «биологические отходы», так как требования, определяемые Правилами, будут распространяться только на те отходы, которые правилами включены в понятие «биологический отход». Об этом говорит п. 1.2. Правил:
1.2. Биологическими
отходами являются:
- трупы животных и птиц, в
т.ч. лабораторных;
- абортированные и
мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты
(мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после
ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-,
рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др.
объектах;
- другие отходы, получаемые
при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В отличие от первого пункта,
кажется, сужающего число субъектов правоотношений, охватываемых настоящими
Правилами, второй пункт их расширяет. Область правового регулирования определим
множеством, образованным на пересечении множеств первых двух пунктов. Понятно и
бесспорно, что субъекты данных правоотношений — это хозяйства, осуществляющие
животноводческую хозяйственную деятельность. И трупы данных
сельскохозяйственных животных — это биологический отход, который надлежит
утилизировать согласно требованиям Правил.
Но берем субъекта,
указанного в пункте 1.1. как «организациями, предприятиями (в дальнейшем
организациями) всех форм собственности, занимающимися производством,
транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного
происхождения». Благо, здесь уже формулировка «организации, предприятия», к
чему не могут быть отнесены физические лица (в отличие от понятия «владелец»,
указанного в первой части данного пункта). Но рассмотрим промышленное
предприятие, имеющее столовую для своих сотрудников. Оно получается
организацией, занимающейся переработкой продуктов и сырья животного
происхождения, и имеет отход, согласно п. 1.2
«другие отходы, получаемые
при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения». И
действительно есть правоприменительная практика о предъявлении претензий
заводской столовой. Причем правоприменитель разъяснил, что если в отход идут
обрезки вареного мяса — это пищевые отходы, а если сырого — это биологические
отходы. Рекомендации аудиторов, выявивших данный прецедент, были — прокипятить
отходы перед выбрасыванием.
Если прочитать требования,
предъявляемые Правилами к утилизации биологических отходов, можно будет оценить степень реальности и
уместности предъявления данных требований к заводским столовым и подобным
объектам. Поскольку, по сути, Правила подробно регулируют утилизацию именно
трупов животных, а не обрезков мяса заводской столовой.
Также мы вдруг встречаем п.
2.3. - «Сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится
владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах -
коммунальная служба)». Таким образом неожиданно появляется новый субъект
рассматриваемых правоотношений, не упомянутый в пункте 1.1., пункте, которым
должен был быть исчерпывающе очерчен круг лиц, на которые Правила
распространяются. Правила были изданы в
1995 году, когда последствия перехода государственной собственности в частную
еще не дали обратной связи и не учитывались нормотворцем. Теперь же можем себе
представить, что субъектом правоотношения, указанного в п. 2.3. Правил, будет
не только коммунальная служба, но и, например, владелец полей. Собственно, и
сейчас уже владельцы полей столкнулись с проблемой несанкционированного
размещения на их землях неустановленными (или недосягаемыми для санкций) лицами
отходов (в том числе биологических), когда к ним, как к собственникам
земельного участка, предъявляются требования по ликвидации несанкционированной
свалки. При активизации надзора за исполнением Правил можно ожидать подобного и
в отношении утилизации трупов даже диких животных, которых угораздило
умереть на вашем огороде.
Причем понятие «животное» законодательство не
содержит, а в биологии под этим термином подразумеваются не только звери, но и,
например, плоские черви в количестве около 25 тысяч видов.
А как же индустрия содержания животных ради
других целей в домах и квартирах частных лиц, цирки, зоопарки, дельфинарии и
обслуживающие их ветеринарные клиники?
Что касается самих клиник, то они не являются
собственниками животных. Хозяева же поступают в зависимости от уровня
восприятия смерти домашнего питомца. От отнесения его к ТКО, другими словами,
погружения в домовой контейнер, после чего труп утилизируется как твердый
коммунальный отход (законодательство запрещает полигонам ТКО принимать
биологические и медицинские отходы, однако, на практике почти нереально выявить
в составе ТКО такие отходы до тех пор, пока они не будут выгружены на
полигоне). До захоронения его на своем приусадебном участке или в общественных
местах (парках и скверах).
Юридическая логика подсказывает, что вопросы утилизации трупов домашних питомцев должны быть отнесены к вопросам местного значения, однако напрямую Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" этот вопрос не обозначает. Есть только: «осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа».
В связи с этим в разных субъектах федерации данный вопрос решается по-разному. Например, администрация города Челябинска сделала вид, что ветеринарные правила распространяются и на владельцев домашних животных, издав письмо от 30 января 2017 годо "О недопустимости захоронения в землю умерших домашних животных", в котором указано, что владельцы домашних животных, нарушившие ветеринарные правила, привлекаются к ответственности по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой устанавливается ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Правительство города Москвы издало свои правила, ответственность за которые установлена КоАПом города Москвы, в котором присутствует статья 5.8. Нарушение порядка захоронения или утилизации трупов домашних животных:
Нарушение установленного правовыми актами города Москвы порядка захоронения или утилизации трупов домашних животных -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно
пункту 2.12. Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве, утв.
Постановлением Правительства Москвы от 08.02.1994 N 101 (ред. От 07.10.2008),
при гибели животного труп его сдается в ветеринарное учреждение. Запрещается
выбрасывать труп павшего животного.
В
Липецкой области учли этическую сторону содержания домашних питомцев, а также,
что помимо кошек и собак могут содержаться иные домашние животные и птица, в
результате чего согласно Правилам содержания собак, кошек, иных домашних
животных и птицы на территории Липецкого района, утв. решением Совета депутатов
№ 151 от 30.11.2005 года:
7.
Порядок захоронения или утилизации трупов домашних животных и птицы
7.1.
Граждане и юридические лица имеют право на услуги по захоронению и утилизации
трупов принадлежащих им домашних животных и птицы.
7.2.
Захоронение трупов домашних животных и птицы производится в специально
отведенных администрациями сельсоветов местах в соответствии с
ветеринарно-санитарными правилами.
7.3.
При отказе собственника или владельца от захоронения павшего домашнего
животного труп животного подлежит утилизации.
7.4.
Организация и контроль по утилизации трупов домашних, безнадзорных животных
возлагается на администрации сельсоветов и осуществляется специализированными
организациями в специально предусмотренных для этих целей местах.
Норма
просуществовала в данной редакции до тех пор, пока Совет депутатов не утвердил
новые правила (Решение № 129 от 7 марта 2017 года), из которых право на
захоронение было изъято.
Наблюдаются
и иные попытки регулирования данного вопроса, например, принят ГОСТ Р
56391-2015 Услуги для непродуктивных животных. Содержание непродуктивных
животных в городских условиях. Общие требования. Ожидается закон города Москвы
и даже федеральный закон, однако пока можно наблюдать только отсылки к тем
самым единственным ветеринарным правилам, что, скорее можно ожидать их
распространения на непродуктивных домашних животных, чем создание для них
отдельной процедуры, да еще и с учетом реальности и этичности.
Пока
же в действующем правовом поле уместнее говорить о пробельности
законодательства, касающегося непродуктивных домашних животных. Данные
животные, в том числе умершие, являются собственностью хозяина, в результате
чего на практике по желанию хозяина либо труп возвращается ему, либо
утилизируется по правилам, установленным ветеринарной клиникой. Ветеринарные же
клиники работают по договору с крематорами животных, т. о. утилизация
биологических отходов ветеринарных клиник осуществляется методом их сжигания на
специальных установках. По поручению хозяина умершего животного может быть
осуществлена индивидуальная кремация с возвратом ему праха усопшего (т. к.
это же тоже его собственность). О чем законодательство вообще не имеет понятия.
Вывод:
Правовое регулирование утилизации биологических отходов не находится на должном ни правовом, ни правоприменительном уровне. Необходима адаптация действующих ветеринарных правил к реалиям, а также разработка специальных правил в отношении непродуктивных домашних животных, особенно, домашних питомцев, с учетом этической составляющей, т. к. иначе правила будут нарушаться как ввиду не всегда имеющейся возможности их исполнения, так и в виду наличия моральной связи между хозяевами и их питомцами, когда хозяева скорее пойдут на нарушение такого законодательства, чем будут его исполнять. Попытка же привлечения хозяев к жесткой ответственности может породить массовые социальные конфликты.
Использованные источники информации:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления"
Закон
РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии"
"Ветеринарно-санитарные правила сбора,
утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ
04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007) (зарегистрировано в Минюсте РФ
05.01.1996 N 1005)
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред.
От 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
Временные
правила содержания собак и кошек в г. Москве, утв. Постановлением Правительства
Москвы от 08.02.1994 N 101 (ред. От 07.10.2008)
ГОСТ
Р 56391-2015 Услуги для непродуктивных животных. Содержание непродуктивных
животных в городских условиях. Общие требования
Правила
содержания собак, кошек, иных домашних животных и птицы на территории Липецкого
района, утв. решением Совета депутатов № 151 от 30.11.2005 года, утратили силу
Правила
содержания собак, кошек, иных домашних животных и птицы на территории Липецкого
района, утв. решением Совета депутатов № 129 от 07.03.2017 года
Письмо администрации г. Челябинска от 30 января 2017 года "О недопустимости захоронения в землю умерших домашних животных"
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости