- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Необходимость установления СЗЗ. Анализ проектов подзаконных актов
А. Г. Дудникова, А. А. Самохина
В статье – обзор проектов ведомственных актов, которые предусмотрены Правилами установления санитарно-защитных зон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от N 222 от 3 марта 2018 г. (далее - Постановление №222) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Правила перевернули сложившийся порядок определения необходимости установления СЗЗ, установили не совсем понятные критерии ее необходимости, вызывающие множество вопросов.
Получить более ясную картину природопользователи надеются после выхода ведомственных актов, предусмотренных постановлением. Пока данные акты находятся в стадии проектов. Изучить данные проекты и поучаствовать в нормотворческом процессе, оставив свои замечания, Вы можете на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. В статье рассмотрим проекты подзаконных актов к утвержденному постановлению, уже размещенные на сайте regulation.gov.ru.
Проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.____-18 "Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
Требования
нового СанПиНа не будут распространяться на объекты, для которых ранее была
установлена санитарно-защитная зона. Так же планируется, что не нужно будет
пересматривать ранее установленные санитарно-защитные зоны объектов и режимы
использования земельных участков в границах указанных зон в связи с вступлением
в силу новых санитарных правил.
Осталось понятие «группа объектов», следовательно осталась возможность установления общей СЗЗ от
промузла. Правда речь идет только об объектах I и (или) II класса опасности. Возможность
индивидуальной санзоны для объектов, входящих в группу, прямо не предусмотрена,
но нет и нормы, однозначно обязывающей устанавливать только общую СЗЗ, как и
запрещающей устанавливать индивидуальную СЗЗ. То есть в этой части возможно
возвращение на несколько СанПиНов назад, когда суд оправдывал
природопользователя, не установившего индивидуальную СЗЗ, тем, что он находится
в промузле, а не установившего общую тем, что нет механизма установления общей
СЗЗ.
Содержание проекта СЗЗ. Приведен перечень сведений, которые проект СЗЗ
должен включать. Пункт 16 Постановления № 222 тоже содержит перечень таких
сведений. Но эти перечни разные. Перечень СанПиНа, как подзаконного акта, будет уточнять и дополнять перечень Постановления № 222.
Уточняется, что проводить оценку риска
необходимо лишь объектам I и II классов опасности, и объектам, не включенным в
санитарную классификацию. При этом оценка риска для объектов I-II
класса опасности не проводится, если расстояние
от границ объекта до границ в 2 раза и более превышает ориентировочный размер
санитарно-защитной зоны, установленный данным документом. При этом не написано,
до границ чего, но исходя из здравого смысла можно предположить, что до границ
нормируемых территорий. Думаем, этот момент будет прописан четче в утвержденной
версии проекта.
Дополняется,
что проект СЗЗ должен содержать:
– пояснительную записку с описанием
градостроительной ситуации (находящихся в непосредственной близости объектов,
зданий, сооружений), технологического процесса, перечня контролируемых
показателей и веществ, режима работы объекта;
– карту (план) объекта землеустройства (на бумажном
и электронном носителях), оформленную в отношении границ санитарно-защитной
зоны объекта, или группы объектов в соответствии с требованиями постановления
Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы
карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».
Если уточнение перечня можно признать легитимным, то
дополнение перечня, т. е. введение новых требований, не предусмотренных
222 ПП РФ, вряд ли можно признать таковым. Особенно, когда требуется карта (план) объекта землеустройства.
Процедура согласования границ. Предполагается, что процедура согласования границ СЗЗ для объектов I-II
класса опасности предполагается следующая: проект СЗЗ проходит экспертизу в
любой аккредитованной для данных целей организации, проект подается в
Роспотребнадзор, где на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение
(СЭЗ), после чего оформляется решение об установлении (изменении)
санитарно-защитной зоны. Не уточняется, будет ли выдача СЭЗ и решения одной
процедурой или разными.
При этом описание процедуры для согласования границ СЗЗ
для объектов III-V классов опасности не
содержит момента получения санитарно-эпидемиологического заключения, проект
административного регламента по выдаче Роспотребнадзором решения об
установлении СЗЗ тоже не предполагает оформления СЭЗ ни для каких объектов. В
остальном процедура такая же, Решение выдается территориальным органом
Роспотребнадзора.
Кроме того для
объектов III-V классов опасности,
утверждаемые границы которых совпадают с ориентировочными границами, проект СЗЗ
упрощен – не содержит расчетов по выбросам и шуму. К такому заявлению
прикладывается карта (план) объекта землеустройства, оформленная в отношении
границ санитарно-защитной зоны объекта. Требование обязательного предоставления
иных документов или согласований не допускается. Сформулировано так, что проект
разрабатывается (пусть и упрощенный), а
требовать приложить его к заявлению запрещено. Может, разработчики
СанПиНа заметят этот казус (или кто подскажет) и поправят.
Санитарная
классификация тоже претерпела изменения. Так, ряд гипермаркетов с удивлением
обнаружит себя третьим классом с СЗЗ 300 метров. А котельные тепловой мощностью
до 200 Гкал вообще себя не обнаружат.
Таким образом,
если основные моменты нового СанПиНа после его утверждения останутся без
изменений, то прохождение процедуры установления СЗЗ не будет требоваться для предприятий,
сумевших внести сведения о своей СЗЗ в
ЕГРН.
Исключение составит только возникновение необходимости изменять установленные
границы СЗЗ при существенных изменениях в деятельности предприятия, повлёкших,
в свою очередь, изменение уровня воздействия за контуром объекта.
Также стоит
иметь в виду, что законодательство в области СЗЗ не затронет предприятие, если
его деятельность не влечет формирование за контурами объектов химического, физического
и (или) биологического воздействия, превышающего гигиенические нормативы.
Соответственно,
тем предприятиям, которые не смогли внести сведения о СЗЗ в ЕГРН, принимать
решение о необходимости утверждения границ СЗЗ в соответствии с новым
законодательством будет целесообразно после проведения оценки воздействия за
контуром и выявления превышений.
Если сведения в ЕГРН внести удастся, в
части соблюдения законодательства в сфере СЗЗ предприятию нужно будет только осуществлять контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на границе
санитарно-защитной зоны в рамках производственного контроля (п.4.5 проекта
СанПиН).
Проект приказа Роспотребнадзора "Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)"
СЛОВАРЬ:
Контур объекта – граница
земельного участка, объекта на земельном участке, внесённого в государственный
реестр недвижимости в соответствии с видом разрешенного использования.
Контур
(земельный), площадной
объект – часть земной поверхности, любые две точки, в
пределах которой можно соединить линией, не пересекающей границы этого контура.
Контур (площадной объект) может иметь внешнюю и внутреннюю границу.
Контур - это
выделенный в результате топографической съемки на карте или плане участок, вид
угодья, объект, ограниченный на кадастровой карте точечным пунктиром или
линией.
Контрольные точки и показатели воздействия. Контрольные точки и показатели воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха для установленной или измененной СЗЗ будут определены для владельца объекта с СЗЗ в программе исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (далее – Программа), разработанной в составе проекта СЗЗ.
Проект не разъясняет, как доказывать, что превышений за контуром нет. Определение контрольных точек и показателей воздействия устанавливается только для замеров, осуществляемых в рамках производственного контроля на СЗЗ (то есть уже после разработки проекта СЗЗ и установления границ СЗЗ). Постановление № 222 распространяется только на объекты, за контуром которых санитарно-эпидемиологические нормативы превышены. Каким образом природопользователь об этом узнает – дело природопользователя. Показатели химического воздействия определены ПДВ, шум можно послушать… Соответственно, если природопользователь уверен, что его деятельность не приводит к превышению нормативов за контуром его объекта, и надзорный орган не сможет это доказать, он вправе не выполнять никаких действий. Для прекращения существования СЗЗ владелец объекта тоже должен обеспечивать проведение исследований и измерений атмосферного воздуха. Тем не менее разработка и подача в Роспотребнадзор проекта для этого не требуется (п. 15 Постановления № 222). Нюанс наличия Программы отдельно от проекта СЗЗ для данных объектов в проекте не проработан.
Ранее не было документа, который бы определял нюансы
проведения измерений на границе СЗЗ, выбор точек
и веществ для замеров производился исходя из здравого
смысла. Пока данный проект документа видится вполне
логичным и не устанавливающим излишних требований
по сравнению с существующей ситуацией.
Разработка программы при установленных границах
СЗЗ (внесенных в ЕГРН) не должна будет затронуть такие
предприятия, так как программа разрабатывается в составе
проекта СЗЗ. В ином случае с разработкой программы
столкнутся разработчики СЗЗ (если по результатам
оценки воздействия за контуром объекта будет выявлено
превышение гигиенических нормативов), а с ее реализацией
– сотрудники предприятия. Сотрудникам предприятия
проконтролировать разработку СЗЗ необходимо будет
как раз в этом месте.
Итак, приблизительное количество веществ для замеров
можно оценить по справочнику НДТ для отрасли,
к ним добавятся вещества от конкретного предприятия,
максимальная приземная концентрация которых составляет
более 0,5 ПДК без учета фона (здесь можно ориентироваться
на данные проекта ПДВ). Более точную оценку
перечня веществ и количества мест отбора проб можно
дать по результатам расчетов воздействия предприятия
на окружающую среду в части выбросов.
Контрольные точки выбираются, исходя из
следующих критериев:
–
в направлениях изменения
(сокращения, увеличения) размеров санитарно-защитной зоны относительно
ориентировочных размеров санитарно-защитных зон, предусмотренных санитарной
классификацией, или ранее установленной санитарно-защитной зоны;
–
в направлении минимального
расстояния до нормируемых территорий (земельных участков);
–
в направлении максимальных
уровней химического, физического воздействия объекта, групп объектов на среду
обитания и здоровье человека и критериев риска для здоровья населения исходя из
расчетных показателей.
Первые два критерия использовались при установлении СЗЗ и ранее. Необходимость
третьего критерия объясняется, скорее всего, ситуацией необходимости
СЗЗ для действующего объекта по новым Правилам, но при
этом отсутствием поблизости нормируемых территорий.
Непонятно, сколько точек по каждому критерию должно быть выбрано для
контроля. Достаточно ли будет по одной на каждый вид критерия или согласующий
госорган потребует больше? Скорее всего, это будет зависеть
от практики конкретного госоргана или от конкретной ситуации.
Проект 3. Решение об установлении, изменении и прекращении СЗЗ
Проект
приказа Роспотребнадзора "Об утверждении формы решения об установлении,
изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны"
Форма решения составлена в соответствии с
требованиями Постановления № 222 и в основном содержит цитаты конкретных пунктов
постановления.
Выдача решения об установлении, изменении
или о прекращении СЗЗ заявителю описана в регламенте, передача его в росреестр
– нет, хотя среди результатов предоставления услуги - внесение выданного
решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
Правительством Российской Федерации на осуществление государственного
кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого
государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в
Едином государственном реестре недвижимости прописана.
В приложении кроме прочего приводится форма
заявления об установлении, изменении или о прекращении существования
санитарно-защитной зоны. После опубликования документа уже можно будет хотя бы формально исполнить требование
Постановления № 222 по подаче заявления в Роспотребнадзор в указанный срок.
По регламенту предусмотрено
общение с заявителем в процессе предоставления услуги: можно узнать, какое
будет принято решение и каков срок завершения процедуры оформления решения.
Предусматривается устное, письменное общение, общение при личном приеме. Редко
когда исполнитель госоргана соглашается обсуждать процесс предоставления
услуги. Как правило, административные регламенты такого общения не
предусматривают, а о результате услуги можно узнать только при получении ответа
по его готовности при предъявлении
доверенности.
В соответствии с проектом документа возможно переоформление решения об установлении СЗЗ. В остальном регламент стандартный и вопросов не вызывает.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ПЕРЕОФОРМИТЬ РЕШЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СЗЗ
▸ При реорганизации, изменении наименования или места нахождения юридического лица.
▸ В случае изменения фамилии, имени и отчества (при наличии), места жительства ИП.
▸ При сокращении перечня выполняемых работ (оказываемых услуг), которые составляют лицензируемый вид деятельности. Упоминание о лицензируемых видах деятельности здесь, видимо, ошибочно, думаем, эту опечатку уберут из окончательной версии документа.
▸ Если при оформлении Решения допущена техническая ошибка.
Опубликовано Журнал "Экология Производства", ноябрь 2018 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости