- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
"Экологическое законодательство России: основные изменения за II полугодие 2017 г." (Часть 4)
Письмо Минприроды от 23.10.2017 № 09-29/27331 «О расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО»
Минприроды комментирует ситуацию, связанную с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении ТКО. Основные положения письма следующие. В соответствии с п. 9 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
Тарифы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», действие которого прекращается 01.01.2018 в связи с принятием закона № 458-ФЗ и в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем к указанному времени в большинстве субъектов Российской Федерации не были предусмотрены тарифы на услуги операторов по обращению с ТКО и в этих тарифах отсутствует источник финансирования платы за НВОС.
В связи с этим принято решение законодательно установить, что плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается. Соответствующие изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» планируются к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в осеннюю сессию 2017 г.
Письмо Росприроднадзора от 27.10.2017 № АА-10-02-28/23997 «О направлении информации»
Росприроднадзором обосновывается необходимость лицензии на деятельность по осуществлению предварительной подготовки отработанных отходов труб стальных нефте- и газопроводов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, в процессе их демонтажа, а также наличие другой природоохранной документации по обращению с отходами для данного вида отхода.
Отмечено, что Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления, на продукцию данные требования не распространяются.
Обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Логику
Росприроднадзора можно перенести по аналогии на другие отходы I–IV классов
опасности.
Представляют интерес также Рекомендации Совета при Президенте
Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по
итогам специального заседания на тему: «Обеспечение права населения на охрану
здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления»
30.08.2017
Показалось интересным следующее.
Разработанные в субъектах Российской Федерации территориальные схемы обращения с отходами (ТСО), за исключением ТСО Пермского края, выполнены с нарушением закона «Об отходах», поскольку предусматривают неуклонный рост объемов образования отходов, что противоречит указанным выше приоритетам государственной политики. Вместе с тем Росприроднадзором были согласованы все ТСО, не имеющие целевых показателей и мероприятий по снижению образования отходов. Это объясняется тем, что Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не урегулирован механизм отказа в согласовании ТСО.
Территориальные органы Росприроднадзора обязаны согласовывать поступившие ТСО, даже если они разработаны с нарушениями, не учитывают приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами и не имеют целевых показателей и мероприятий по снижению образования отходов. В России около 15 000 санкционированных мест размещения отходов занимают территорию около 4 млн га, что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов, а под размещение все возрастающих объемов ТКО ежегодно выделяется около полумиллиона гектаров земли, что практически вдвое превышает территорию Люксембурга.
В 2008 г. в результате действий инициативной группы населения городского округа Мытищи Московской области, выразившего протест в отношении строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) в черте населенного пункта, удалось привлечь муниципальные органы власти к реализации эффективной и экологически оправданной схемы обращения с отходами, предусматривающей их раздельный сбор и переработку в полезную продукцию. В целях сокращения объемов захоронения отходов и снижения негативного воздействия на окружающую среду Совет депутатов г. о. Мытищи принял муниципальную программу перехода на раздельный сбор бытовых отходов, предусматривающую поэтапное закрытие всех мусоропроводов и создание инфраструктуры для раздельного сбора отходов в многоквартирных домах. В результате реализации программы до 80 % всех мусорных площадок г. о. Мытищи оборудовано инфраструктурой для раздельного сбора ТКО, на полигоне «Коргашино» создана станция сортировки и компактирования отходов, что позволило снизить объем захораниваемых ТКО до 10–15 % без строительства нового полигона и сжигания отходов.
Было бы хорошо, если бы все мусорные конфликты так и разрешались: не хочет население полигон или МСЗ – налаживает раздельный сбор и переработку отходов, а не только митингует.
ТСО Республики Татарстан и Московской области, не проходившие Государственную экологическую экспертизу, не учитывают мнение профильных экспертов и высокую озабоченность населения. В данных документах отражаются целевые показатели, свидетельствующие о максимально широком распространении уничтожения ТКО с помощью сжигания, что подтверждается наличием в ТСО проектных мощностей по генерации энергии исключительно за счет сжигания ТКО.
Рабочей группой по обращению с отходами Экспертного совета при Министерстве экологии и природопользования Московской области была проведена экспертиза ТСО Московской области, заключением которой от 25.10.2016 подтверждено, что «территориальная схема Московской области противоречит действующим нормативно-правовым актам, стандартам и правилам, не учитывает принципиальные аспекты схемы обращения отходов в Московской области и должна быть доработана до представления на утверждение Правительству Московской области». Несмотря на это, документ доработан не был, а само указанное заключение не получило надлежащей оценки профильных органов государственной власти.
В ТСО Московской области декларируется создание системы мер по внедрению пилотных проектов по раздельному сбору отходов, однако прогнозные показатели свидетельствуют об отрицательной динамике объемов утилизации после введения в эксплуатацию объектов по термическому уничтожению ТКО.
Складывается опасная тенденция превалирования методов термического обезвреживания ТКО над иными, без учета актуальности рекомендаций по выбору наилучших доступных технологий по переработке отходов производства и потребления. Более того, инициаторы и лоббисты продвижения технологий мусоросжигания на национальном уровне представляют его как единственную альтернативу прочим технологиям и иному опыту современного обращения с отходами. С этой целью используются различные способы и технологии влияния на мнение населения и активного продвижения мусоросжигания в министерствах и ведомствах, на различных информационных и коммуникационных ресурсах.
Статья
опубликована в журнале "Твердые бытовые отходы" №2, 2018 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости