Все публикации

 

"Экологическое законодательство России: основные изменения за II полугодие 2017 г." (Часть 2)

Распоряжение от 28.12.2017 № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018–2020 гг.»

Распоряжением утверждены нормативы утилизации отходов на 2018–2020 гг. по каждой группе товаров согласно новому перечню готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденных Распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р (далее Перечень).
Признается утратившим силу распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р об утверждении нормативов утилизации на 2015–2017 гг. Норматив утилизации отходов в 2018 г. для большинства групп не превышает или равен нормативу утилизации отходов, установленному на 2017 г. По сравнению с 2017 г. увеличиваются нормативы утилизации для следующих групп.

По сравнению с 2017 г. увеличиваются нормативы утилизации для следующих групп.

№ группы

наименование

Норматив утилизации

2017

2018

9

"Тара деревянная"

5

10

10

"Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона"

20

25

29

"Бочки и аналогичные емкости из черных металлов

5

15

По четырем принципиально новым группам товаров (группы №№ 15, 19, 37, 40) норматив утилизации отходов на 2018 г. составляет 0 %. Также до нуля сократился норматив утилизации по группе № 26 «Зеркала стеклянные», хотя в 2017 г. норматив утилизации по данной группе был на уровне 5 %; до 10 % сократился норматив утилизации для пластмассовых бутылей, бутылок, флаконов и т. д., которые включены в группу № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные», в два раза (до 15 %) сократился норматив утилизации для товаров, входящих в группу № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов». Также нулевые нормативы остались с первой по седьмую группу для текстильных изделий. Нормативы утилизации по группам упаковки соответствуют нормативам утилизации аналогичных групп товаров из первого раздела перечня.

Нормативы утилизации ежегодно будут увеличиваться на 5 %. И к 2020 г. для группы № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» достигнут 45 %.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Данным законом вносятся существенные уточнения в определение понятий «сбор отходов» и «накопление отходов». Сбором теперь занимаются только лица, непосредственно осуществляющие обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов. Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Уточняются отношения по исполнению расширенной ответственности производителей (РОП), внесены многие нюансы, которые раньше разъяснялись в письмах, четко прописывается, что под РОП попадает упаковка товаров и отвечает за нее производитель товаров в данной упаковке. Указана отсылка к актам утилизации, которые необходимо будет прилагать к отчетности, установлено, что порядок расходования средств экологического сбора, поступивших в федеральный бюджет, должен определяться Правительством РФ. Товары и упаковка, ввезенные из стран ЕАЭС, также подлежат самостоятельной утилизации либо облагаются уплатой экологического сбора за невыполнение нормативов утилизации.

Законом устанавливаются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, в том числе вводится понятие накопления и раздельного накопления отходов вместо раздельного сбора, что должно значительно упростить организацию раздельного накопления отходов у населения, поскольку на сбор отходов необходимо получать лицензию.
Устанавливаются требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, внесены изменения, позволяющие выбирать в одном субъекте РФ нескольких региональных операторов по обращению с ТКО на срок не более десяти лет. Схему размещения мест (площадок) накопления ТКО теперь должны определять органы местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления должны вести реестры площадок накопления ТКО. В реестры включаются данные о месте нахождения площадок, их собственниках, технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые поступают на эти места накопления ТКО.

Уточняются требования к региональным операторам по обращению с ТКО, к договорам на оказание соответствующих услуг, к видам деятельности и тарифам в области обращения с ТКО, подлежащим регулированию, к порядку такого регулирования, а также к инвестиционным и производственным программам по обращению с ТКО.
Упрощается оформление лицензий по обращению с опасными отходами, теперь лицензию по обращению с отходами I–IV класса опасности можно получить не только на конкретный вид отхода, но и на группу и подгруппу отходов.
Принципиальные изменения внесены в закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»: установлено, что «Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается». Также вносятся необходимые корреспондирующие изменения в Жилищный кодекс РФ, федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в ФЗ «О концессионных соглашениях».

Основная масса положений вступает в силу с момента принятия закона. Исключение составляют:

Требования к органам местного самоуправления в части обращения с отходами, вступающие в силу с 01.01.2019;

-Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, которые применяются при первой корректировке территориальных схем обращения с отходами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 01.01.2020;

-Положения п. 10 ст. 24-6 закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применяются со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО отходами между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО;

-Положения п. 10 ст. 24-6 закона № 89-ФЗ в части соглашения между субъектом РФ – городом федерального значения – и другими субъектами РФ применяются с даты вступления в силу такого соглашения, но не позднее 01.01.2021. В случае отсутствия до 01.07.2020 соглашения, указанного в настоящей части, неурегулированные разногласия по условиям соглашения рассматриваются Правительством РФ.

 Кроме того, за рассматриваемый период Росприроднадзором издан ряд приказов о включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), в том числе от 27.07.2017 № 371, от 07.08.2017 № 389, от 27.09.2017 № 460, от 31.10.2017 № 518, от 17.11.2017 № 550, либо об исключении таковых из ГРОРО, в том числе от 13.07.2017 № 349, от 24.07.2017 № 363, от 06.09.2017 № 438, а также о внесении изменений в приказы о включении объектов в ГРОРО, в том числе от 13.07.2017 № 350, от 24.07.2017 № 362, от 25.09.2017 № 455, либо об их исключении, в том числе от 16.11.2017 № 546.

Был выпущен также ряд разъяснительных писем.

Письмо Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-10-02-36/5284 «Об исполнении нормативов утилизации»

Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342.
В соответствии с п. 14 Правил, при осуществлении контроля, предусмотренного п. 13 Правил, Росприроднадзор вправе запросить у производителя или импортера товаров только копии договоров и актов утилизации отходов (в случаях, установленных п. 2 Правил).
При этом письмом указывается, что при осуществлении надзорных мероприятий, предметом которых является соблюдение требований законодательства в сфере утилизации отходов, необходимо обращать внимание, что помимо копий договоров, копий акта (актов) утилизации отходов, подтверждением факта утилизации отходов являются документы, предусмотренные Гражданским кодексом, в том числе акты выполненных работ, акты приема-передачи, иные документы, подтверждающие факт передачи отходов.

Возможно, имеется в виду, что производитель (импортер) добровольно может предоставить указанные документы, и они будут приняты в качестве подтверждения утилизации.

Также письмо напоминает, что при осуществлении территориальными органами Росприроднадзора надзорных мероприятий в рамках экологического надзора, а также при проверке достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты экологического сбора целесообразно, помимо представленной информации, руководствоваться информацией, находящейся в его распоряжении (проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технические отчеты об обращении с отходами, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), информация по результатам надзорной деятельности, информация, отраженная в материалах учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах и т. д.). Действительно, в этом есть смысл, эти документы уже находятся в распоряжении Росприроднадзора, и Правила не запрещают их изучать (их уже не нужно истребовать у производителя или импортера). Соответственно, производителю (импортеру) рекомендуется учитывать, что данные в перечисленных документах и поданной отчетности должны совпадать.

При выявлении нарушений требований природоохранного законодательства Российской Федерации в части исполнения норматива утилизации отходов от использования товаров после утраты ими потребительских свойств, а также уплаты производителями, импортерами товаров экологического сбора письмом призывается привлекать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших такие нарушения, как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности, предусмотренной в том числе ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 Этот абзац интересен отсылкой к п. 1 ст. 29 ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым установлено, что исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Здесь сразу возникает ряд вопросов. Это очередная страшилка Росприроднадзора? Каким образом за неуплату экологического сбора можно требовать прекращения деятельности предприятия, что можно требовать только при нанесении фактического вреда природной среде или здоровью человека?

Или для того чтобы заставить платить экологический сбор и отказаться от самостоятельной утилизации, все средства хороши?

читать далее

Статья опубликована в журнале "Твердые бытовые отходы" №2, 2018 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика