- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
А.Г.Дудникова.
Итак, установление Роспотребнадзором тотального требования по разработке проектов СЗЗ всеми предприятиями без исключения привело к значительному снижению качества экспертизы данных проектов и росту злоупотреблений, что вызвало неудовольствие со стороны представителей бизнеса. В результате СанПиН 2.2.1/2.1,1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), попали в поле зрения компетентных органов и были расценены как документ, создающий неоправданные и обременительные административные барьеры. Руководству Роспотребнадзора было поручено принять меры — внести изменения в указанный документ. Давайте подробно разберем, какие именно изменения были внесены.
ИЗМЕНЕНИЕ № 1 К САНПИН
2.2.1/2.1.1.1200-03
Изменение № 1 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 было внесено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1-2361-08» и введено в действие с 15 мая 2008 г.
Изменения исправили некорректные формулировки, которые содержались в предыдущей редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Например, изменения коснулись п. 1.2 данного документа:
Было |
Стало |
1.2. [...] Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, для таких объектов граница санитарно- защитной зоны может совпадать с границей промышленной площадки.
|
1.2. [...] Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают ОД ПДК и/или ПДУ. |
Отметим, что в дальнейшем указанное изменение породило неожиданные проблемы, о которых в то время никто и не подозревал.
Более корректной стала формулировка п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
Было |
Стало |
2.12. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на территории санитарно- защитной зоны и на ее границе осуществляются службами промышленных объектов и производств, а также органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
|
2.12. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ. |
Было |
Стало |
Включение в п. 3.16 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 после слова «реконструкции» всего двух слов «вновь применяемые» сняло с хозяйствующих субъектов тяжелое бремя проведения опытно-промышленных испытаний всех технологических и технических решений, разрабатываемых в проектах строительства и реконструкции: 3.16. Разрабатываемые в проектах строительства и реконструкции технологические и технические решения должны быть обоснованы результатами опытно-промышленных испытаний, при проектировании производств на основе новых технологий — данными опытно-экспериментальных производств, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства. |
3.16. Разрабатываемые в проектах строительства и реконструкции вновь применяемые технологические и технические решения должны быть обоснованы результатами опытно-промышленных испытаний, при проектировании производств на основе новых технологий — данными опытно-экспериментальных производств, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства. |
После внесения изменений была убрана двусмысленность нормы п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, позволявшая полагать, что данная норма распространяется только на случаи изменения уже установленных СЗЗ:
Было |
Стало |
4.2. Изменение размеров установленных санитарно- защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: [...] -систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух |
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: [...] - систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух. |
Таким образом, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации не только изменяются размеры установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II классов опасности, но и устанавливаются. Аналогичная норма предусмотрена для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности: размеры их СЗЗ не только изменяются, но и устанавливаются на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Также внесенными изменениями было уточнено, что «50» и «30» в отношении исследований имеются в виду не количество замеров, а количество дней, в течение которых эти исследования выполняются. Исключение зимнего периода при проведении исследований теперь не предусмотрено.
Было |
Стало |
4.5. Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при: - объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности поданным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати исследований на каждый ингредиент в отдельной точке, за исключением зимнего периода) и измерений |
4.5. Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при: - объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; |
Из пункта 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 были исключены слова «здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства)»:
Было |
Стало |
5.3. Допускается размещать в границах санитарно- защитной зоны промышленного объекта или производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): - нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно- исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы [...] |
5.3. Допускается размещать в границах санитарно- защитной зоны промышленного объекта или производства: - нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы [...] |
Это означает, что перечисленные в данном пункте объекты, допустимые к размещению в СЗЗ, не обязательно должны принадлежать объекту, для которого установлена СЗЗ, или абстрактному «промышленному объекту (производству)».
Согласно внесенным изменениям из перечня химических объектов и производств III класса опасности с размером СЗЗ 300 м исключено производство целлюлозы и полуцеллюлозы по кислому сульфитному и бисульфитному или моносульфитному способам на основе сжигания серы или других серосодержащих материалов, а также производство целлюлозы по сульфатному способу (сульфат-целлюлозы), включающих кислотно-щелочную делигнификацию и отбелку перекисью водорода. Вероятно, это было сделано по причине того, что данный вид производства также предусмотрен в перечне химических объектов и производств I класса опасности с размером СЗЗ 1000 м.
ИМЕНЕНИЕ № 2 К САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03
Изменение № 2 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 было внесено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61 «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09» и введено в действие с 1 декабря 2009 г.
Роспотребнадзор наконец осознал избыточность требования по разработке проекта СЗЗ всеми предприятиями без исключения, что сделало бессмысленным наличие классификатора. Согласно внесенным изменениям разработка проекта СЗЗ в настоящее время обязательна:
для объектов I-III классов опасности;
«для объектов, которые являются источниками воздействия, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы;
• в случае необходимости сокращения/увеличения размеров СЗЗ относительно установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Таким образом, для объектов IV и V классов опасности, для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлены размеры СЗЗ, проект ориентировочного размера СЗЗ разрабатывать не обязательно.
Например, для мойки автомобилей из двух постов проект СЗЗ разрабатывать не нужно, если не требуется сокращение размера СЗЗ.
Теперь проект СЗЗ имеет единое название даже в случае сокращения/увеличения размера СЗЗ — «Проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны».
Кроме того, в соответствии с изменениями теперь все автозаправочные станции с тремя ТРК только для заправки легкового автотранспорта жидким топливом относятся к объектам V класса опасности с СЗЗ 50 м. Данное изменение также значительно облегчило жизнь малому бизнесу.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 5, 2014 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости